Дело № 2а-7773/2017
Решение
именем Российской Федерации
03 ноября 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области к Комиссаренко В. Н. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Комиссаренко В.Н. о взыскании пени за неуплату НДС, несвоевременную уплату УСН, всего в размере 1 058 рублей 52 копейки.
Требования обоснованы тем, что Комиссаренко В.Н. является плательщиком налога на добавленную стоимость. Налогоплательщиком 03.10.2012 года представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года, сумма налога к уплате 9000 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДС за 4 квартал 2010 года начислена пеня в сумме 527 рублей 71 копейка.
Комиссаренко В.Н. применял упрощенную систему налогообложения (УСН). Налоговым периодом по УСН признается календарный год. Налогоплательщиком 10.04.2013 года представлена налоговая декларация по УСН за 2012 год, сумма налога к уплате 36 720 рублей.
В связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате УСН начислена пеня в сумме 530 рублей 81 копейка.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Амурской области в отношении налогоплательщика выставлено требование от 09.07.2013г. № 14948, от 09.07.2013г. № 14730, от 22.04.2015г. № 23642, от 21.07.2015г. № 24083 об уплате задолженности в добровольном порядке и направлено по почте. В срок, указанный в требованиях, задолженность не погашена. В результате чего, налогоплательщиком допущено нарушение п. 1 ст. 23 НК РФ.
30 марта 2017г. в связи с неисполнением требования в отношении Комиссаренко В.Н. вынесено решение № 8106 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
В связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области просит взыскать с Комиссаренко В.Н. в доход государства пени за неуплату НДС, несвоевременную уплату УСН в размере 1 058 рублей 52 копейки.
В представленных письменных возражениях на административное исковое заявление, административный ответчик указывает на пропуск административным истцом срока исковой давности по заявленному требованию, потому просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании пункта 3 статьи 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные статьей 292 КАС РФ.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п.1, 2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Амурской области в отношении налогоплательщика выставлено требование от 09.07.2013г. № 14948, от 09.07.2013г. № 14730, от 22.04.2015г. № 23642, от 21.07.2015г. № 24083 об уплате задолженности в добровольном порядке и направлено по почте. В срок, указанный в требованиях, задолженность не погашена. В результате чего, налогоплательщиком допущено нарушение п. 1 ст. 23 НК РФ.
30 марта 2017г. в связи с неисполнением требования в отношении Комиссаренко В.Н. вынесено решение № 8106 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно представленным материалам, 30 марта 2017г. в связи с неисполнением требования в отношении Комиссаренко В.Н. вынесено решение № 8106 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
С настоящим административным иском в суд Межрайонная ИФНС России № 3 по Амурской области обратилась 19 июня 2017 года.
Таким образом, вопреки представленным возражениям, Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области срок на обращение в суд с настоящим исковым заявлением не пропущен.
Рассматривая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую декларацию налогоплательщики представляют в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 346.14 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Комиссаренко В.Н. является плательщиком налога на добавленную стоимость. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в период с 10.03.2005 года по 09.11.2005 года являлся индивидуальным предпринимателем, деятельность прекращена в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом).
Налогоплательщиком 03.10.2012 года представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2010 года, сумма налога к уплате 9000 рублей.
Также, Комиссаренко В.Н. применял упрощенную систему налогообложения (УСН). Налоговым периодом по УСН признается календарный год. Налогоплательщиком 10.04.2013 года представлена налоговая декларация по УСН за 2012 год, сумма налога к уплате 36 720 рублей.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате НДС за 4 квартал 2010 года начислена пеня в сумме 527 рублей 71 копейка.
В связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате УСН начислена пеня в сумме 530 рублей 81 копейка.
В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Амурской области в отношении налогоплательщика выставлено требование от 09.07.2013г. № 14948, от 09.07.2013г. № 14730, от 22.04.2015г. № 23642, от 21.07.2015г. № 24083 об уплате задолженности в добровольном порядке и направлено по почте. В срок, указанный в требованиях, задолженность не погашена. В результате чего, налогоплательщиком допущено нарушение п. 1 ст. 23 НК РФ.
30 марта 2017г. в связи с неисполнением требования в отношении Комиссаренко В.Н. вынесено решение № 8106 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления пени, и подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени на сумму недоимки не начисляются, если на имущество налогоплательщика был наложен арест или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика, вследствие чего налогоплательщик не мог погасить недоимку по налогу или сбору. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Для применения положений абзаца 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо установить наличие причинно-следственной связи между вынесением налоговым органом или судом решения о приостановлении операций по счетам, наложением ареста на имущество налогоплательщика и невозможностью уплаты налогоплательщиком недоимки.
При этом, действия по приостановлению операций по счетам и наложению ареста на имущество налогоплательщика должны явно свидетельствовать о невозможности получения дохода и погашения недоимки по налогам, с учетом того, что положение абзаца 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает освобождение налогоплательщика от уплаты пеней в случае нарушения установленных законодательством о налогах сроков их уплаты, если причиной просрочки является отсутствие у него денежных средств и (или) иного имущества.
Как следует из материалов дела, для обеспечения исполнения решения МИФНС России № 3 по Амурской области от 30 марта 2017 года «О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка)» было принято решение № 3871 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 19 августа 2013 года в виде приостановления расходных операций по счету № ***, открытом в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»; № 3872 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 19 августа 2013 года в виде приостановления расходных операций по счету № ***, открытом в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»; № 8383 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 02 июня 2015 года в виде приостановления расходных операций по счету № ***, открытом в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»; № 9208 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 05 сентября 2015 года в виде приостановления расходных операций по счету № ***, открытом в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк».
Вместе с тем, административным ответчиком не представлено доказательств того, что приостановление операций по счетам в ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» привело к каким-либо затруднениям при исполнении обязанности по перечислению денежных средств в счет исполнения решения № 8106 от 30 марта 2017 года «О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка)» и препятствовало ему исполнить обязанность по уплате задолженности.
Обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на денежные средства, находящиеся на счетах в кредитных организациях, а также пенсию должника, в рамках исполнения постановления налоговой инспекции о взыскании образовавшейся недоимки, не является тем обстоятельством, в силу которого налогоплательщик подлежит освобождению от начисления пени за несвоевременную оплату налога на доходы физических лиц.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неприменении к спорным правоотношениям положений абзаца 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ и отсутствии законных оснований для освобождения Комиссаренко В.Н. от уплаты пени.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что до настоящего времени пени по указанным налогам в указанном административным истцом размере должником не уплачены, доказательств обратного административным ответчиком представлено не было, суд полагает необходимым взыскать с Комиссаренко В.Н. пени за неуплату НДС, несвоевременную уплату УСН всего в размере 1 058 рублей 52 копейки.
На основании вышеизложенного, суд признает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области к Комиссаренко В. Н. о взыскании пени удовлетворить.
Взыскать с Комиссаренко В. Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Амурской области пени за неуплату НДС в сумме 527 рублей 71 копейку, пени за несвоевременную уплату УСН в сумме 530 рублей 81 копейку, а всего взыскать 1 058 (одну тысячу пятьдесят восемь) рублей 52 (пятьдесят две) копейки.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Н.З. Кургунова