21 декабря 2012 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре судебного заседания В.Н. Ивановой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Петрозаводская судоходная компания» о понуждению совершить определенные действия,
установил:
Карельский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Петрозаводская судоходная компания» (далее по тексту – ООО «ПСК», ответчик), по тем основаниям, что последнему на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были переданы портовые гидротехнические сооружения-причалы: блок № причала №, пассажирские причалы № и №, расположенные по адресу: г.Петрозаводск, <адрес>. Указанные причалы являются объектами транспортной инфраструктуры (далее по тексту – ОТИ), ответчик, соответственно, является субъектом транспортной инфраструктуры, в обязанности которого входит обеспечение безопасности их эксплуатации. В этих целях ООО «ПСК», в силу положений Федерального закона «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России, было обязано обеспечить проведение оценки уязвимости арендуемых ОТИ в течение 3 месяцев с момента присвоения им категории транспортной безопасности, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3 месяцев и реализовать данный план в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. Решением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ арендуемым ответчиком ОТИ присвоена 1 категория транспортной безопасности, ОТИ внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, уведомление о чем было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии решением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ арендуемым ответчиком ОТИ присвоена 3 категория транспортной безопасности, уведомление о чем получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. С учетом вышеизложенного прокурор полагал, что ООО «ПСК» было обязано провести оценку уязвимости арендуемых ОТИ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. в течение 3 месяцев с момента получения 1 уведомления от ДД.ММ.ГГГГ), однако указанные сроки были ответчиком нарушены, договор на выполнение работ по оценке уязвимости был заключен ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ, на момент предъявления иска утвержденный в установленном порядке отчет об оценке уязвимости ответчиком не получен, требования по разработке, утверждению и реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ соответственно также не исполнены. В связи с изложенным прокурор просил признать деятельность ответчика по эксплуатации вышеназванных ОТИ несоответствующей требованиям федерального законодательства, регламентирующего обеспечение антитеррористической и транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение результатов оценки в установленном порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ реализовать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Впоследствии прокурор заявленные требования уточнил, в связи с утверждением в период рассмотрения дела оценки уязвимости арендуемых ответчиком ОТИ просил обязать ответчика в срок не позднее 3 месяцев с момента утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта результатов оценки уязвимости разработать План обеспечения транспортной безопасности пассажирского причала №, блока № причала №, пассажирского причала № и направить его на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в срок не позднее 3 месяцев с момента утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта Плана обеспечения транспортной безопасности вышеназванных ОТИ обеспечить его полную реализацию.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Конструкторское бюро услуг».
В судебном заседании прокурор Ночовный А.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, полагал, что обязанность, о возложении которой заявлены требования, возникла у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ (момента получения уведомления о присвоении ОТИ 1 категории транспортной безопасности), последующее изменение категории транспортной безопасности на 3 и получение повторного уведомления на срок выполнения ответчиком требований законодательства о транспортной безопасности не влияют, в связи с чем основания для возложения на ответчика обязанности по разработке, утверждению и реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ в судебном порядке имеются.
Представитель ответчика Свинцицкий А.А. исковые требования не признал, пояснил, что ответчиком действия по оценке уязвимости арендуемых ОТИ были предприняты после получения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ООО «Конструкторское бюро услуг», после этого стало известно о предстоящем внесении изменений в Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, соответствующие изменения были внесены Приказом Минтранса от 24.04.2012. С учетом указанных изменений стало понятно, что категория транспортной безопасности ОТИ будет изменена с 1 на 3, в связи с чем работы над оценкой уязвимости были приостановлены до получения соответствующего уведомления в адрес ответчика, т.к. категория безопасности ОТИ влияет на объем работ по оценке его уязвимости, проведение работ по 1 категории являлось нецелесообразным. Уведомление о присвоении 3 категории транспортной безопасности ОТИ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, первое уведомление, полученное ДД.ММ.ГГГГ, стало недействительным с момента выдачи нового. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ПСК» и ООО «Конструкторское бюро услуг» заключен договор на выполнение оценки уязвимости ОТИ, отчет об оценке уязвимости был разработан и направлен для утверждения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного срока, в связи с чем нарушений со стороны ответчика не имеется.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ рассматривая дело в пределах заявленных требований приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ООО «ПСК» на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ является арендатором пассажирских причалов № и № и блока № причала № по адресу: г.Петрозаводск, <адрес>, являющихся ОТИ, т.е. в силу п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст.4 данного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
П.п.3, 4, 6 ч.2 ст.2 данного закона установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, помимо прочего, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Ст.5 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее – Требования).
В силу п.5.7 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62 утвержден Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (далее – Порядок).
Порядком в редакции от 21.02.2011 предусмотрено, что устанавливаются не более четырех категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного, воздушного, городского наземного электрического, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитена и объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства в порядке убывания их значимости - первая, вторая, третья, четвертая (п.3). По результатам категорирования ОТИ присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям N 1 - 6 к Порядку (п.6).
Приложением № 4 к Порядку в редакции от 21.02.2011 установлены категории и количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных актов незаконного вмешательства, количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
С учетом указанных условий Порядка в данной редакции ОТИ, арендуемым ответчиком, компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности – Федеральным агентством речного и морского транспорта, присвоена 1 категория транспортной безопасности, уведомление о присвоении категории получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (Письмо Росморречфлота от 05.03.2012 № АД-28/1803).
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ (т.е. в пределах установленного п.5.7 Требований 3-месячного срока) Приказом Минтранса № 105 в Порядок (в том числе в п.2 и 3 Приложения № 4) внесены изменения в критерии категорирования ОТИ морского и речного транспорта в зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
При этом в соответствии с п.7 Порядка в случае изменения наивысшего (наивысших) количественных показателей критериев категорирования меняется значение категории, присвоенной ОТИ.
Таким образом, сравнительный анализ ранее действовавшего критерия категорирования объектов транспортной инфраструктуры и вновь утвержденного критерия категорирования транспортной инфраструктуры или транспортного средства согласно Приказу Минтранса РФ от 24.04.2012 года N 105, с учетом положений п.7 Порядка, позволял сделать вывод об изменении указанных критериев категорирования арендуемых ответчиком ОТИ в сторону понижения по сравнению с ранее утвержденным критерием категорирования, как следствие, пересмотр Росморречфлотом установленной первой категории ОТИ, арендуемым ответчиком.
В силу п.8 Порядка компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Письмом Росморречфлота № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПСК» информировано о присвоении ОТИ «Пассажирские причалы №», с учетом изменений, внесенных приказом Минтранса России от 24.04.2012 № 105 в приказ Минтранса России от 21.02.2011 № 62, 3 категории. Указанное уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд находит правомерными доводы ответчика о том, что установленный п.5.7 Требований 3-месячный срок для обеспечения проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ следует исчислять с момента получения ответчиком уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы прокурора о необходимости исчисления данного срока с ДД.ММ.ГГГГ суд считает ошибочными, поскольку изменения в законодательство, влекущие в силу положений п.7 Порядка изменение категории безопасности ОТИ, арендуемых ответчиком, были внесены ДД.ММ.ГГГГ, вступили в силу 16.06.2012, т.е. до истечения 3-месячного срока с получения первоначального уведомления, соответственно необходимости в оценке уязвимости ОТИ исходя из 1 категории безопасности до получения от Росморречфлота предусмотренного п.8 Порядка уведомления об изменении ранее присвоенной категории ОТИ не имелось.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПСК» заключило с ООО «Конструкторское бюро услуг» договор № на выполнение работ по оценке уязвимости ОТИ, отчет о результатах оценки был представлен в Росморречфлот ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного п.5.7 Требований срока, утвержден Росморречфлотом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом нарушений положений действующего законодательства в области транспортной безопасности при оценке уязвимости ОТИ со стороны ответчика не усматривается.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О транспортной безопасности», на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
П.5.8 Требований установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
С учетом утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, используемых ответчиком, Росморречфлотом ДД.ММ.ГГГГ указанные выше сроки истекают ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, на момент рассмотрения данного дела не истекли, в связи с чем оснований для выводов о нарушении ответчиком п.5.8 Требований не имеется, исходить же из предполагаемого нарушения (несоблюдения ответчиком данных сроков) в будущем суд при вынесении решения не может, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Карельского транспортного прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Карельского транспортного прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. КипятковМотивированное решение суда изготовлено 09.01.2013.