КОПИЯ
№5-№/2021
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 20.01.2021г.
Мотивированное постановление составлено 22.01.2021г.
22.01.2021г. г. Самара
Судья Промышленного районного суда г. Самары Е.В.Щелкунова,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Горилка-Город» – Павлова ФИО12
главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Самарской области Леймовой ФИО13
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Горилка-Город», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Протоколом №№ об административном правонарушении от 11.12.2020г., составленным главным специалист-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Леймовой ФИО14 юридическому лицу ООО «Горилка-Город» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 21.10.2020г. в 15.13 часов в магазине «Горилка» ООО «Горилка-Город» по адресу: <адрес>, юридическим лицом ООО «Горилка-Город» допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно- противоэпидемических мероприятий и совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно: в магазине «Горилка» не проводятся мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции: в помещениях магазина «Горилка» ООО «Горилка-Город» не используется оборудование по обеззараживании воздуха (т.к. оно отсутствует), отсутствует дезинфицирующее средство для проведения дезинфекции в помещениях магазина, продавцом-кассиром ФИО15 не соблюдаются правила личной гигиены (отсутствуют перчатки), не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, что является нарушением: ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.4, п: 6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Горилка-Город»- Павлов ФИО16. вину в совершении административного правонарушения не признал, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дал суду пояснения аналогичные содержанию письменных пояснений, представленных в материалы дела об административном правонарушении.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области - главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Самарской области Леймова ФИО17 просила привлечь юридическое лицо ООО «Горилка-Город» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении
Судья, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы представителя юридического лица, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Самарской области, приходит к следующему.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
В силу ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 1).
В соответствии со ст. ст. 10, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 29Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 2).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 24Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частностио проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322).
В соответствии с положениями ст. 31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия карантин вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В связи с угрозой распространения в Самарской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 года №39 введен режим повышенной готовности.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 №15 (ред. от 13.11.2020) утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее СП 3.1.3597-20).
Согласно п. 1.1СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Из положений п. 4.4СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в частности организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Также в развитие вышеприведенных положений закона Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение пункта 7 Перечня поручений по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 06.04.2020 №ММ-П13-2890кв разработаны рекомендации работодателям по соблюдению санитарно-эпидемического режима, при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность, в соответствии с которыми рекомендовано обеспечение не менее чем пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток (2.11); применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа (п. 2.12), а последствии и рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли, методические рекомендации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020г. (п.п. 2.7, 2.8).
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также действие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме, как умысла, так и неосторожности.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В соответствии с представленными суду материалами установлено, что 21.10.2020г. в 15.13 часов в магазине «Горилка» ООО «Горилка-Город» по адресу: <адрес>, юридическим лицом ООО «Горилка-Город» допущены нарушения законодательства и не выполнены требования ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.4, п: 6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно: не проводятся мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции: в помещениях магазина «Горилка» ООО «Горилка-Город» не используется оборудование по обеззараживании воздуха (т.к. оно отсутствует), отсутствует дезинфицирующее средство для проведения дезинфекции в помещениях магазина, продавцом-кассиром Гривайко Ю.Р. не соблюдаются правила личной гигиены (отсутствуют перчатки), не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Данные обстоятельства подтверждаются, собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении №№ об административном правонарушении от 11.12.2020г., главным специалист-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Леймовой ФИО18
- актом обследования объекта от 21.10.2020г., составленным заместителем начальника отдела потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей Администрации Промышленного внутригородского района ФИО19., консультантом отдела потребительского рынка, услуг и защиты прав потребителей Администрации Промышленного внутригородского района ФИО20., в присутствии администратора магазина ФИО21., согласно которому 21.10.2020г. в 15.13 часов в магазине «Горилка» ООО «Горилка-Город» по адресу: <адрес>, продавец-кассир ФИО22 осуществляет отпуск товара и прием денег без одноразовых перчаток, отсутствует устройство для обеззараживания воздуха – бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа, проветривание помещения каждые 2 часа не осуществляется, журнал учета контроля температуры тела работников перед началом рабочей смены не ведется.;
- чек-листом от 21.10.2020г.;
- фотоматериалом;
- показаниями свидетеля ФИО23., согласно которым проветривание магазина осуществляется с помощью открытых дверей каждые два часа, договор на закупку устройства по обеззараживанию воздуха заключен, ожидается доставка, персонал резиновыми перчатками обеспечен, замечание устранено на месте.;
- показаниями свидетеля ФИО24, согласно которым резиновыми перчатками обеспечена, замечание устранено на месте.;
- показаниями свидетеля ФИО25., ФИО26., согласно которым 21.10.2020г. в 15.13 часов в магазине «Горилка» ООО «Горилка-Город» по адресу: <адрес>, в присутствии свидетеля директор магазина подтвердила, что устройство для обеззараживания воздуха в магазине отсутствует. Продавец-кассир осуществляла отпуск товара и прием денег без перчаток. Проветривание помещения каждые 2 часа не производится. Журнал учета и контроля температуры тела работников перед началом рабочей смены не ведется.
Оснований не доверять указанным показаниям у суда нет оснований, поскольку перед допросом свидетелям разъяснены их процессуальные права и обязанности, свидетели предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, предусмотренной ст.17.9 КоАП РФ.
Кроме того в ходе судебного заседания представитель ООО «Горилка-Город» не оспаривал факт отсутствия в магазине устройства по обеззараживанию воздуха, указав, что на момент рассмотрения дела данный недостаток устранен.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина ООО «Горилка-Город» в совершении административного правонарушения установлена.
Доводы юридического лица, изложенные в судебном заседании и письменных пояснениях, судом отклоняются, как необоснованные.
Возможность соблюдения санитарных правил и норм выполнения противоэпидемиологических мероприятий в полном объеме у юридического лица имелась, но им не были предприняты все возможные меры по их соблюдению.
Правонарушение совершено в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, что создает предпосылки для возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки, непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, связанную с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, представляющую опасность для жизни.
С учетом изложенного ходатайство юридического лица о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение со ссылкой на ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, судом отклоняется.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица в условиях глобального распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали от вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) вынужденного простоя; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ООО «Горилка-Город» административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей может свидетельствовать о необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
Таким образом, с учетом всех обстоятельств дела судья считает возможным назначить ООО «Горилка-Город» наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо – ООО «Горилка-Город» (ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (Сто тысяч) рублей.
Денежные средства по уплате штрафа перечислить: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, ОГРН 1056316019935, р/с № 40101810822020012001, Банк получателя: Отделение Самара, БИК 043601001 ИНН 6316098843 КПП 631601001 ОКТМО 36701000 КБК 14111601061010003140 (штрафы за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Разъяснить ООО «Горилка-Город», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Щелкунова
Копия верна
Судья
Подлинный документ находится в материалах административного дела № 5-№/2021
УИД № Промышленного районного суда г.Самары.