Дело № 2-132/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Собинка 07.02.2013 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
судьи: Ульяновой А.А.
при секретаре: Нестеровой О.В.
с участием истца: Алексеевой Е.А.
представителя ответчика: Петровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алексеевой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда России (ГУ УПФР) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
у с т а н о в и л:
Алексеева Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С., обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ее супруга А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований, истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходящийся Алексеевой Е.А. супругом, а С. - отцом, после которого осталась накопительная часть трудовой пенсии. В установленный законом шестимесячный срок истец с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в пенсионный орган не обратилась, поскольку не знала о такой возможности. Получить пенсионные накопления истец, действующая также в интересах несовершеннолетней дочери, не может, в связи с пропуском установленного законом 6- месячного срока обращения за указанной выплатой, ссылаясь на то, что данный срок был пропущен по уважительной причине, поскольку она не знала о возможности получения указанных средств, порядок обращения за выплатой пенсионных накоплений умершего известен не был и никем не разъяснялся. Только в <данные изъяты> года ей стало известно о наличии пенсионных накоплений супруга и о возможности выплаты ей и ребенку, как правопреемникам, указанных средств. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за указанной выплатой, но ответчик отказал в выплате средств пенсионных накоплений, в связи с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
В судебном заседании Алексеева Е.А. иск поддержала, пояснила, что она состояла в зарегистрированном браке с А. с <данные изъяты> года по день его смерти. От брака они имеют дочь, <данные изъяты> года рождения. ДД.ММ.ГГГГ года ее супруг скончался, на момент смерти супруга правопреемниками являлись она и несовершеннолетняя дочь, родители супруга умерли, мать И. в <данные изъяты> году, а отец Ю. в <данные изъяты> году. Ее супруг до смерти работал, имел трудовой стаж. После смерти супруга к нотариусу она не обращалась, но фактически приняла имеющееся наследство, так как пользуется всем имуществом, в том числе приобретенным во время брака и являющимся совместным имуществом супругов. Сведения о смерти супруга в пенсионном фонде имеются, поскольку через месяц после смерти мужа, она обращалась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, однако, о том, что у супруга имеются средства пенсионных накоплений, которые могут получить правопреемники, ей не разъяснили, она об этом не знала, узнала только в <данные изъяты> года от сотрудников на работе, после этого сразу обратилась в Пенсионный фонд, но на 4 дня срок пропустила. Ранее никаких уведомлений и извещений о возможности получения средств пенсионных накоплений она не получала. В выплате накоплений ей, из-за пропуска установленного законом срока, было отказано, и рекомендовано обратиться в суд для восстановления срока на обращение с заявлением. Поскольку до <данные изъяты> года ей не было сообщено о наличии средств пенсионных накоплений на счете мужа и не разъяснено право на обращение за их получением, она просит восстановить ей и несовершеннолетней дочери срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Представитель ГУ УПФР в Собинском районе и г. Собинке Петрова С.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что умерший А. был застрахован, на его лицевом счете в Пенсионном фонде учтены средства пенсионных накоплений, сведения об их размере являются коммерческой тайной; распоряжение А. в отношении данных средств не сделано. В установленный законом шестимесячный срок истец не обратилась с заявлением в Пенсионный фонд, ответчик не был обязан извещать правопреемников умершего о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Согласно записи в журнале регистрации устных обращений граждан, Алексеева Е.А. обращалась в пенсионный фонд по данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ, то есть, за пределами шестимесячного срока на 4 дня.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статья 38 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 111 - ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает право лиц, указанных в п. 6 ст. 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на определенные выплаты в случае смерти застрахованного лица за счет средств его пенсионных накоплений. В соответствии со ст. 16 п.6 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона / в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений/, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Согласно п. 3 ст. 38 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ, " выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Какого - либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом.
Названный срок относится к срокам осуществления субъективного права на получение пенсионных накоплений, а его соблюдение выступает необходимой предпосылкой приобретения указанных средств.
Обратившись в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, истец в качестве уважительности причин пропуска установленного законом срока на обращение в пенсионный орган, ссылалась на то, что, она не знала о возможности получения указанных денежных средств, а также об ограничении срока на обращение с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоявший в зарегистрированном браке с Алексеевой Е.А. (л.д.5), умер ДД.ММ.ГГГГ, до назначения ему пенсии по старости, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д.8). А. являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". После смерти А. остались средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части его лицевого счета. Алексеева Е.А. является женой умершего А., а несовершеннолетняя С., <данные изъяты> года рождения, дочерью умершего, на момент смерти проживали одной семьей с умершим, других правопреемников нет, родители А. умерли, мать в <данные изъяты> г., отец - в <данные изъяты> г. (л.д. 5,13,19).
Заявление о распределении средств пенсионных накоплений застрахованный А. при жизни не подавал.
Судом установлено, что истец, будучи правопреемником застрахованного лица, включенным в первую очередь, своевременно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего супруга, не обратилась, ее обращение в Пенсионный фонд имело место ДД.ММ.ГГГГ, через 4 дня после истечения срока для обращения с заявлением, что не оспаривается ответчиком, и подтверждается имеющейся записью в журнале регистрации устных обращений граждан (л.д.20-22). Следовательно, сведения о наличии пенсионных накоплений на лицевом счете супруга были получены истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ
Возражая против иска, представитель ответчика ссылался на то, что шестимесячный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица пропущен без уважительной причины, поскольку она должна была знать о наличии у нее права на обращение за выплатой в течение 6 месяцев.
В соответствии с абз. 3 пункта 3 статьи 38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета были утверждены Постановлением Правительства РФ № 741 от 03.11.2007 г., которое вступило в силу 22.11.2007 г. В указанных Правилах был определен порядок обращения правопреемников с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений и утверждены формы документов.
В силу п. 8 вышеуказанных Правил, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Порядок получения такого документа органами Пенсионного фонда прямо предусмотрен абз. 2 п. 7 ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому, в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, а тот, в свою очередь, должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Между тем, доказательств принятия таких мер относительно правопреемников умершего А. территориальным органом Пенсионного фонда, суду не представлено, хотя сведения о смерти застрахованного лица были получены своевременно, что ответчиком не отрицалось, поскольку истец обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Вышеприведенные нормы закона не обуславливают восстановление срока на подачу заявления в Пенсионный фонд уважительностью причин его пропуска, однако, отсутствие извещения со стороны территориального отделения Пенсионного фонда в адрес Алексеевой Е.А. и несовершеннолетней дочери А. о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего и неосведомленность истца о данном праве, суд признает уважительной причиной пропуска Алексеевой Е.А. установленного законом шестимесячного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений.
Алексеев С.Ю. скончался ДД.ММ.ГГГГ Шестимесячный срок, в течение которого Алексеева Е.А. должна была обратиться в пенсионный фонд с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений супруга, истек ДД.ММ.ГГГГ, и с указанной даты заявление у Алексеевой Е.А. принято быть не могло, с указанной даты у нее возникло право на обращение в суд за восстановлением срока на подачу заявления в Пенсионный фонд. Об этом праве Алексеева должна была узнать при получении извещения со стороны территориального отделения Пенсионного фонда о возможности получения средств пенсионных накоплений. Доказательства того, что в отсутствие такого извещения Алексеева знала о нарушении ее права, не представлено; по объяснениям истца о наличии у А. средств пенсионных накоплений, праве на их получение и установленном для этого сроке ей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, после чего, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в суд.
Анализ представленных истцом доказательств в их совокупности убеждает суд о наличии у Алексеевой Е.А. и С. права, как правопреемников А., на получение выплат, предусмотренных ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. №111-ФЗ.
Таким образом, нормативно закреплен порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица, а тот в свою очередь должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Между тем, доказательств принятия таких мер относительно правопреемников А. территориальным органом Пенсионного фонда суду не представлено, также как и не сообщено истцу о возможности получения накопительных средств при подаче заявления по случаю потери кормильца.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска заявителем установленного срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений. Кроме того, суд учитывает, что срок на обращение с данным заявлением пропущен на четыре дня, а исковые требования также заявлены в интересах несовершеннолетнего, обеспечение защиты прав и интересов которого является приоритетным в соответствии со ст. 1 СК РФ.
На основании изложенного, суд находит необходимым восстановить истцу срок обращения в Пенсионный фонд РФ за выплатой накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица А., и, с согласия истца, расходы по госпошлине оставить за истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Алексеевой Е.А. удовлетворить.
Восстановить Алексеевой Е.А. и С. пропущенный срок для обращения в Пенсионный фонд России с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись (А.А. Ульянова )