УИД 24RS0026-01-2020-000393-13
№ 2-330/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Улеевой С.Г.,
с участием прокурора Логуновой В.Л.,
представителей ответчиков Пальминой О.В., Вайспрут Г.Н., Сорока Ю.В., Дурновцевой Л.Н., Оберман В.В., Алаевой Е.О., Кожуховой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Уджейская основная общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Верхнекужебарский детский сад «Ромашка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ширыштыкский детский сад «Родничок», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колобок», муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Сказка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Сагайский детский сад «Улыбка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеужебарский детский сад «Родничок» о возложении обязанности по устранению нарушений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Уджейская основная общеобразовательная школа», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Верхнекужебарский детский сад «Ромашка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ширыштыкский детский сад «Родничок», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колобок», муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Сказка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Сагайский детский сад «Улыбка», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко», муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеужебарский детский сад «Родничок» о возложении обязанности по устранению нарушений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» об устранении нарушений законодательства.
Дела соединены судом в одно производство.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Каратузского района проверки установлено нарушение указанными образовательными учреждениями требований пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 36, 40 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязывающих проведение оценки соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
Внесенные прокурором района представления об устранении нарушений законодательства оставлены без удовлетворения.
В связи с изложенным прокурор просил возложить на каждое указанное образовательное учреждение в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Каратузского района Логунова В.Л. поддержала заявленные прокурором требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не возражала против предоставления срока исполнения решения суда до 01.04.2021 года.
Представители ответчиков - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Верхнекужебарский детский сад «Ромашка» (Пальмина О.В.), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ширыштыкский детский сад «Родничок» Вайспрут Г.Н.), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колобок» (Алаева Е.О.), муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» (Оберман В.В.), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Сагайский детский сад «Улыбка» (Дурновцева Л.Н.), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» (Сорока Ю.В.), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нижнеужебарский детский сад «Родничок» (Кожухова О.И.) в судебном заседении, признавая требования прокурора, просили предоставить срок для исполнения решения суда до 01.04.2020 года. В обоснование своих доводов указали на отсутствие денежных средств, выделенных в текущем году.
Ответчики - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уджейская основная общеобразовательная школа», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина», своего представителя в суд не направил, извещен надлежаще.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав доводы прокурора и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к нижеследующему выводу.
На основании ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, а также ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Часть 3 ст.28 Федерального закона РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьями 8, 9, подп. 2 п. 6 статьи 28, подл. 8 п. 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти, местного самоуправления и образовательные организации обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон №384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрено, что в целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения осуществляется оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации.
Статьей 40 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрена обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в проектной документации, которая осуществляется в форме: эксплуатационного контроля (надзора) лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственного контроля (надзора) и осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Примерный перечень работ по техническому обслуживанию зданий установлен ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее - Положение), которое является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения техническое обслуживание зданий должно обеспечить поддержание работоспособности, исправности всех элементов здания, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории посредством систематических осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Материалами дела подтверждается, что образовательным учреждениям на праве оперативного управления принадлежит следующее имущество:
- муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Уджейская основная общеобразовательная школа» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Верхнекужебарский детский сад «Ромашка» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ширыштыкский детский сад «Родничок» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колобок» здания, расположенные по адресу: <>: 2-этажное, общей площадью 842,2 кв.м, лит Б; 1 этажное, общей площадью 410,9 кв.м., лит. Б2; 1-этажное, общей площадью 170,4 кв.м., лит. Б1;
- муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Сказка» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Сагайский детский сад «Улыбка» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко» здание, расположенное по адресу: <>;
- муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнеужебарский детский сад «Родничок» здание, расположенное по адресу: <>.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Каратузского района, установлено, что в соответствии с требованиями Федерального закона №384-ФЗ в целях обеспечения безопасности и подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации ответчиками – образовательными учреждениями оценка соответствия зданий используемых учреждениями, а также связанных с ним процессов эксплуатации не проводилась.
Указанные обстоятельства ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, что, по мнению суда, создает опасность для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательной организации, то есть неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению с учетом доводов представителей ответчиков до 01.04.2021 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков – образовательных учреждений подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить:
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уджейская основная общеобразовательная школа» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнекужебарский детский сад «Ромашка» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ширыштыкский детский сад «Родничок» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия зданий и связанных с ними процессов эксплуатации, расположенных по адресу: <>: 2-этажное, общей площадью 842,2 кв.м, лит Б; 1 этажное, общей площадью 410,9 кв.м., лит. Б2; 1-этажное, общей площадью 170,4 кв.м., лит. Б1 посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сагайский детский сад «Улыбка» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнеужебарский детский сад «Родничок» обязанность в срок до 01.04.2021 года провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: <> посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Верхнекужебарский детский сад «Ромашка», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ширыштыкский детский сад «Родничок», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колобок», муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Сказка», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Сагайский детский сад «Улыбка», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нижнеужебарский детский сад «Родничок», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уджейская основная общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сагайская основная общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Н.В.Шишкина» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Каратузский район по 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде (29.09.2020), через Каратузский районный суд.
Председательствующий Е.В.Чугунников