Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2011 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.
С участием адвоката Кувина А.Ю.
при секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4022/11 по иску Строчиловой Г.А. к Администрации городского округа Сызрань, КЖКХ Администрации городского округа Сызрань о возложении обязанности произвести замену прибора учета электроэнергии
Установил:
Истица Строчилова Г.А. обратилась в суд с данным иском к Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, ссылаясь на то, что на основании договора социального найма она является нанимателем квартиры по адресу ул. ХХХ. Индивидуальный прибор учета электроэнергии указанной квартиры подлежит замене по техническим основаниям, что подтверждается актом обследования от **.**.**** г. **.**.**** г. истица обратилась в ООО УК «ЖЭС» с требованием заменить прибор учета, на что был получен ответ о том, что заменить электросчетчик невозможно в связи с дефицитом бюджетных средств, но при появлении бюджетных средств возможна компенсация расходов по установке электросчетчика за счет собственных средств. За установкой прибора учета электроэнергии она обратилась в КЖКХ Администрации г.о. Сызрань. Согласно писем КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г., **.**.**** г., **.**.**** г. она не вправе претендовать на замену электросчетчика в её квартире за счет средств муниципалитета и должна заменить электросчетчик за счет собственных средств. Полагает, что данный отказ является незаконным по следующим основаниям.
Жилое помещение является муниципальной собственностью г.о. Сызрань. В соответствии с актом от **.**.**** г. электросчетчик, установленный в квартире истицы, подлежит замене, поскольку этого требует ГОСТ 6570-96 (выпуск и поверка электросчетчиков класса точности 2,5 отменена). С июля 2010 года начисления за электроэнергию производятся по нормативу потребления. 27.11.2009г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Указанным законом предусмотрен переход на обязательный для всех собственников жилья приборный учет потребляемых энергоресурсов, что означает обязательную установку приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных) на все виды коммунальных услуг. Согласно п.4 ст. 13 вышеуказанного закона в срок до 01 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из п.4 договора социального найма, заключенного с истицей, следует, что на нанимателе лежит обязанность производить текущий ремонт занимаемого помещения. Таким образом, в силу приведенных выше норм права (при отсутствии вины нанимателя) на собственнике жилого помещения лежит обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, при этом (применительно к настоящему иску, не только по установке, но и по замене прибора учета электроэнергии в связи с истечением срока его действия). Просит обязать Администрацию г.о. Сызрань за счет средств муниципального образования произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии, относящегося к квартире по адресу ул. ХХХ.
В судебном заседании истица Строчилова Г.А. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Шибаева С.А. против иска возражала, привела доводы, изложенные в письменном возражении, из которого следует, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность наймодателя заменять нанимателям приборы учета электрической энергии. Действующие «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, содержат раздел XII "Основные положения организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках». Положения данного раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации (п. 136 Правил № 530). Однако, положения жилищного законодательства не устанавливают, в чью обязанность входит поверка и замена индивидуальных приборов учета граждан-потребителей (собственников или нанимателей). Таким образом, полагает, что следует руководствоваться положениями раздела XII Правил № 530. В соответствии с п. 140 Правил № 530: «гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета». Потребитель обязан обеспечить исправность электроустановок, содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями ПУЭ, правил безопасности и других нормативно-технических документов (п. 1.2.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Минэнерго России от 13.01.2003г.). В соответствии с п. 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, этажные щитки до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Индивидуальный прибор учета, установленный в квартире, либо в этажном щитке, не является общим имуществом многоквартирного дома. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 устанавливают обязательные правила и требования по эксплуатации жилищного фонда. Пункт 5.6.2. указанных Правил устанавливает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать эксплуатацию этажных щитков и шкафов за исключением квартирных счетчиков энергии. Полагает, что действующее законодательство закрепляет обязанность гражданина-потребителя, в том числе и нанимателя муниципального жилищного фонда, обеспечивать исправность используемых им приборов, а в необходимых случаях осуществлять за свой счет замену приборов учета с истекшими сроками эксплуатации. Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета используемых воды, электрической энергии. Данная норма закона предполагает только первичную установку индивидуального прибора учета электрической энергии, при этом замена существующего не предусматривается. В обоснование своих доводов истец приложил разъяснения Государственной жилищной инспекции Самарской области от **.**.**** г.. Однако, в полномочия ГЖИ не входит право разъяснения действующего законодательства. Кроме того, из Решения Верховного суда Российской Федерации от 04.08.2006г. № ГКПИ06-586 не следует обязанность наймодателя по замене прибора учета электрической энергии, в связи с чем, правовая позиция ГЖИ не соответствует действующему законодательству. На основании изложенного, просит отказать истцу в иске в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Сызрань Артюшин Н.В. против иска возражал, доводы представителя КЖКХ Администрации г.о. Сызрань поддержал в полном объёме, дополнив, что ремонт индивидуального прибора учета, расположенного в квартире, должен делать наниматель и потребитель услуги. Законом не предусмотрена обязанность наймодателя и собственника жилья заменить счетчик. Наймодателем является КЖКХ Администрации г.о. Сызрань. Администрация г.о. Сызрань является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - Комитета по строительства и архитектуре Администрации г.о. Сызрани Пегов С.Н. полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований Строчиловой не имеется, поскольку истицей не представлено доказательств того, что работы по замене счетчика относятся к капитальному ремонту. Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрани является заказчиком на проведение капитального ремонта муниципального жилищного фонда.
Суд, заслушав стороны, адвоката, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
При этом, в силу ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из содержания ст. 61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1); договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2); к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3).
Судом установлено, что **.**.**** г. между истицей Строчиловой Г.А. и КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, действующего от имени собственника помещения, был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: ул. ХХХ.
Собственником жилого помещения является муниципальное образование городской округ Сызрань.
Из п.4 договора социального найма, заключенного с истицей, следует, что на нанимателе лежит обязанность производить текущий ремонт занимаемого помещения.
Согласно п.5 указанного договора наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» работы по устройству систем инженерного оборудования включены в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пунктом 13 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором возложена обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно ст. 7 данного Закона собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В силу ст. 9 указанного Закона с 1 июля 2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином –собственником жилого дома, дачного дома или садового дома, либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи должен содержать условия об оплате цены, определенной таким договором.
Из приведенных законоположений следует, что собственники жилых домов, собстенники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора.
В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. № 149, такой договор заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы (пункт 3).
Из п.п. 139,140 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 (ред. от 06.05.2011г.) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» следует, что в случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода их строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
П.140 указанных Правил, исходя из его содержания, не возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанности по установке за счет его средств прибора учета (Решение Верховного Суда РФ от 16.11.2010г. № ГКПИ10-1161).
Кроме того, в соответствии с п. 2.11.16 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», установку и замену измерительных трансформаторов тока и напряжения, к вторичным цепям которых подключены расчетные счетчики, выполняет персонал эксплуатирующего их Потребителя с разрешения энергоснабжающей организации. Замену и поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и Потребителями, осуществляет собственник приборов учета по согласованию с энергоснабжающей организацией.
Истица не является ни собственником квартиры ул. ХХХ ни собственником прибора учета электроэнергии, относящегося к вышеуказанной квартире, поскольку такой прибор является принадлежность и неотъемлемой частью этого жилого помещения. Жилое помещение – квартира №00 дома №00 по ул. ХХХ является муниципальной собственностью, следовательно, в соответствии со ст. 135 ГК РФ, прибор учета, являясь принадлежностью к главной вещи (квартире) следует главной вещи и также является муниципальной собственностью. Договор установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, с ней не заключен, поэтому обязанность по замене прибора учета электроэнергии, не лежит на нанимателе данного жилого помещения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, ответчик Администрация г.о. Сызрань, в силу требований действующего жилищного законодательства, вышеуказанных нормативных актов, обязанностей, вытекающих из договора найма, обязан произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии, относящегося к квартире, находящейся по адресу: ул. ХХХ, поскольку данный прибор учета не соответствует техническим требованиям, предъявляемым энергоснабжающей организацией к счетчикам такого типа.
Кроме того, из Постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 08.12.2010г. № 3452 «Об утверждении муниципальной программы «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Сызрань на 2010-2015 годы» следует, что мероприятия по установке индивидуальных приборов учета энергоресурсов (по квартирам, находящимся в муниципальной собственности) включены ответчиком в перечень мероприятий, запланированных на 2012 год, исполнителем данной Программы является Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.
На основании Постановления Главы Администрации г.о.Сызрань № 1022 от 23.05.2007г. функции заказчика на проведение капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань за счет средств бюджета городского округа Сызрань переданы Комитету по Строительству и Архитектуре Администрации г.о.Сызрань.
В связи с чем, доводы представителей Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и Комитета по Строительству и Архитектуре о том, что замена прибора учета электроэнергии, в связи с несоответствием установленным требованиям по классу точности, относится к текущему ремонту, являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Строчиловой Г.А. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Строчиловой Г.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань за счет средств муниципального образования произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии, относящийся к квартире, находящейся по адресу: ул. ХХХ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**** г.
Судья Левина С.А.