Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4392/2019 ~ М-4139/2019 от 12.11.2019

гр. дело № 2-4392/2019 УИД: 36RS0006-01-2019-004946-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«5» декабря 2019 г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.,

при секретаре Еремишине А.А.

с участием истца Пономаревой В.Н., представителя истца по ордеру Щербаковой Т.Н., представителя ответчика по доверенности Байбаковой М.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Веры Георгиевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должностях медсестры и старшей медсестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации,

у с т а н о в и л:

19.08.2019г. Пономарева В.Г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением об отказе в установлении пенсии № 190000165633/561999/19 от 30.09.2019г. в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет по тем основаниям, что период работы с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности старшей медицинской сестры здравпункта ООО «РВК-Воронеж» не засчитан ответчиком в календарном исчислении, так как в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. предусмотрены только учреждения здравоохранения; применить п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не представляется возможным, поскольку наименование структурного подразделения «здравпункт» указанным пунктом не предусмотрено; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.199г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. не включены в специальный стаж, так как это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Не согласившись с решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящим иском (л.д.5-14), просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, вышеуказаный период работы с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности старшей медицинской сестры здравпункта ООО «РВК-Воронеж» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.199г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. в календарном исчислении.

Определением суда от 13.11.2019г. к участию в деле в качестве государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области, а также в качестве третьего лица привлечено ООО «РВК-Воронеж» (л.д.1).

Истец Пономарева В.Н., представитель истца по ордеру Щербакова Т.Н. иск поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д. 130-131).

Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области, представитель ООО «РВК-Воронеж» в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены, о чем имеются уведомления, представлены письменные пояснения (л.д.91-92).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Специальный стаж истца по состоянию на день обращения с заявлением о назначении пенсии (19.08.2019г.) с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 23 года 10 месяцев, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П – 20 лет 8 месяцев 24 дня.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения, приложения к решению, справок, трудовой книжки, приказов, штатных расписаний, положений, уставов, сертификатов, удостоверения, должностных инструкций, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеющихся в деле, судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены календарном исчислении указанные периоды работы.

Согласно трудовой книжки (л.д.23-31), справки (л.д. 32), приказов (л.д.33,34,35-36), штатных расписаний (л.д.37, 38-48,), положений (л.д.49-73), должностных инструкций (л.д.74-88, 93-98), судом установлено, что Пономарева В.Г. в период с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. работала в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж».

Согласно справке, выданной ООО «РВК-Воронеж» (л.д. 35-36), Пономарева В.Г. работает в ООО «РВК-Воронеж» с 01.11.2012г. по настоящее время. Приказом от 29.10.2012 № ОП3315 она была принята в здравпункт на должность медицинской сестры 4 разряда. С 07.06.2013 приказом от 07.06.2013г. №596 переведена на должность старшей медицинской сестры. С 01.01.2019 приказом от 29.12.2018г. № КП 1216 в связи с изменением штатного расписания ООО «РВК-Воронеж» Пономарева В.Г. переведена на должность старшей медицинской сестры в управление охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и ГОЧС, здравпункт (л.д. 91-92). За весь период работы ученическим отпуском, отпуском по уходу за ребенком, отпуском без сохранения заработной платы не пользовалась, на специализации с отрывом либо без отрыва от работы не находилась (л.д.32).

В соответствии с Положением о здравпункте следует, что здравпункт является структурным подразделением ООО «РВК-Воронеж» (п.1.1), создается и ликвидируется приказом руководителя общества (п. 1.2), функционально подчиняется директору по персоналу и далее в порядке подчинения - иным лицам в соответствии с локальными актами общества, в том числе приказами руководителя общества (п. 1.3) (л.д. 55-63).

В соответствии с должностной инструкцией в должностные обязанности медсестры входит: оказывать первую помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях; принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и травматизма у работников общества; осуществлять планирование и ежемесячное приобретение необходимого оснащения и медикаментов для здравпункта; вести прием, хранение и выдачу ТМЦ и отчет об их движении; контролировать наличие у вновь поступающих на работу в общество необходимых медицинских документов; вести медицинскую документацию на каждого сотрудника общества по флюорографическому обследованию и прививкам и т.д. (л.д.74-77).

В соответствии с должностной инструкцией старшая медицинская сестра здравпункта оказывает первую помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и травматизма у работников общества, проводит предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, осуществляет составление календарных планов профилактических осмотров и флюорографических обследований работников общества, контролирует своевременность их проведения, формирует ежегодные планы проведения профилактических прививок в соответствии с национальным прививочным календарем, ведет медицинскую документацию на каждого сотрудника общества по флюорографическому обследованию и прививкам, ведет учет лиц с профессиональными заболеваниями, подозрениями на профессиональные заболевания, нуждающихся в дообследовании, трудоустройстве и оздоровлении, инфекционных больных, осуществляет иную медицинскую деятельность по охране здоровья работников общества согласно должностной инструкции.

Согласно штатных расписаний за 2020-2018 гг. здравпункт выделен как отдельное структурное подразделение ООО «РВК-Воронеж» (л.д. 37-48).

В силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в специальный стаж по подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального «О страховых пенсиях» засчитывается предусмотренная работа в должностях, указанных в Списке во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

На основании собранных по делу доказательств судом установлено, что Пономарева В.Г. в спорные периоды работала медсестрой и старшей медсестрой в здравпункте ООО «РВК-Воронеж». Здравпункт ООО «РВК-Воронеж» не является учреждением здравоохранения и не был поименован в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627, и в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 г. № 529н, в частности, здравпункты акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения не указаны.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, здравпункт общества с ограниченной ответственностью, не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О).

Таким образом, суд считает, что «здравпункт» общества с ограниченной ответственностью не относится к категории лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических или иных лечебных учреждений, в связи с чем период работы Пономаревой В.Г. 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры здравпункта в ООО «РВК-Воронеж» не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии со ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.

Согласно уставам общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» от 2012г., 2016г. основной целью его деятельности, как коммерческой организации, является извлечение (получение) прибыли, также к числу основных видов деятельности отнесено: сбор и очистка воды; передача электроэнергии; деятельность коммерческих и предпринимательских организаций; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (л.д. 99-123).

Таким образом, поскольку основной целью деятельности общества является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ данное общество является коммерческой организацией, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанное общество не поименовано в действовавших в спорные периоды работы истца Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 г. N 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 г. N 627, и в действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 529н. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием для признания общества учреждением здравоохранения. Доказательств того, что общество ранее имело другое наименование, либо иную организационно-правовую форму, истцом не представлено и судом не установлено.

Подлежат удовлетворению исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. по следующим основаниям.

Согласно справке БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от 16.08.2019г. № 11 в период с 10.03.1998г. по 03.04.1998г. Пономарева В.Г. проходила специализацию (повышение квалификации) с отрывом от производства на основании приказа № 57-О от 16.03.1993г. и с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. – на основании приказа № 8-ЛС/2 от 01.03.2003г. (л.д.89-90). В указанные периоды Пономарева В.Г. работала БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» ТВ должности старшей медицинской сестры в отделении врачебного контроля за взрослым населением на 1,0 ставку с 10.02.1997г. по 31.10.2012г. на основании приказа № 8-Л от 06.02.1997г.

Согласно сообщения БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от 12.11.2019г. № 349 приказ № 457-О от 16.03.1998г. на имя Пономаревой В.Г. не сохранился (л.д. 145). Согласно приказа № 8-ЛС/2 от 01.03.2003г. Пономаревой В.Г. предоставлен учебный отпуск за период с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. (л.д. 146).

Указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. засчитываются в специальный стаж, так как имели место в период осуществления истцом лечебной деятельности в учреждении здравоохранения БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация», что подтверждается соответствующими сертификатами, выданными по окончании прохождения курсов, которые проходили с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, в указанные периоды производились отчисления в Пенсионный фонд РФ согласно сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 132-136), и периоды, которым предшествовали курсы, зачтены ответчиком в специальный стаж истца.

В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, которые утратили силу с 01.01.2012г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определен порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий.

В целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. № 314 утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Данное Положение утратило силу с принятием Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011 г. № 808н, утратившего силу с принятием Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н.

Согласно названных актов, действующих в указанные периоды, при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

В силу ст. ст. 72, 79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).

Статьей 187 ТК РФ в редакции, действующей на день возникновения правоотношений, установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В связи с изложенным суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу названных специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения определенной трудовым договором работы.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды нахождения на курсах имели место в течение периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, эти периоды подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Таким образом, по состоянию на 19.08.2019г. специальный стаж работы у Пономаревой В.Г. с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 составляет 23 года 10 месяцев, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П - 20 лет 8 месяцев 24 дня, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, согласно которому истцу требуется наличие не менее 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный страховой стаж Пономаревой Веры Георгиевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды курсов повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г. и 07.04.2003г. по 30.04.2003г.

Отказать в удовлетворении исковых требований Пономаревой Веры Георгиевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должностях медсестры и старшей медсестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 13.12.2019г.

гр. дело № 2-4392/2019 УИД: 36RS0006-01-2019-004946-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«5» декабря 2019 г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.,

при секретаре Еремишине А.А.

с участием истца Пономаревой В.Н., представителя истца по ордеру Щербаковой Т.Н., представителя ответчика по доверенности Байбаковой М.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Веры Георгиевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должностях медсестры и старшей медсестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации,

у с т а н о в и л:

19.08.2019г. Пономарева В.Г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее УПФР) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением об отказе в установлении пенсии № 190000165633/561999/19 от 30.09.2019г. в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет по тем основаниям, что период работы с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности старшей медицинской сестры здравпункта ООО «РВК-Воронеж» не засчитан ответчиком в календарном исчислении, так как в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. предусмотрены только учреждения здравоохранения; применить п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не представляется возможным, поскольку наименование структурного подразделения «здравпункт» указанным пунктом не предусмотрено; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.199г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. не включены в специальный стаж, так как это не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Не согласившись с решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящим иском (л.д.5-14), просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, вышеуказаный период работы с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности старшей медицинской сестры здравпункта ООО «РВК-Воронеж» и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.199г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. в календарном исчислении.

Определением суда от 13.11.2019г. к участию в деле в качестве государственного органа, компетентного давать заключение по существу спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области, а также в качестве третьего лица привлечено ООО «РВК-Воронеж» (л.д.1).

Истец Пономарева В.Н., представитель истца по ордеру Щербакова Т.Н. иск поддержали, пояснили изложенное.

Представитель ответчика по доверенности Байбакова М.А. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д. 130-131).

Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области, представитель ООО «РВК-Воронеж» в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены, о чем имеются уведомления, представлены письменные пояснения (л.д.91-92).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу 01.01.2015г., право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Специальный стаж истца по состоянию на день обращения с заявлением о назначении пенсии (19.08.2019г.) с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 23 года 10 месяцев, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П – 20 лет 8 месяцев 24 дня.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения, приложения к решению, справок, трудовой книжки, приказов, штатных расписаний, положений, уставов, сертификатов, удостоверения, должностных инструкций, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеющихся в деле, судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены календарном исчислении указанные периоды работы.

Согласно трудовой книжки (л.д.23-31), справки (л.д. 32), приказов (л.д.33,34,35-36), штатных расписаний (л.д.37, 38-48,), положений (л.д.49-73), должностных инструкций (л.д.74-88, 93-98), судом установлено, что Пономарева В.Г. в период с 01.11.2012г. по 31.12.2018г. работала в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж».

Согласно справке, выданной ООО «РВК-Воронеж» (л.д. 35-36), Пономарева В.Г. работает в ООО «РВК-Воронеж» с 01.11.2012г. по настоящее время. Приказом от 29.10.2012 № ОП3315 она была принята в здравпункт на должность медицинской сестры 4 разряда. С 07.06.2013 приказом от 07.06.2013г. №596 переведена на должность старшей медицинской сестры. С 01.01.2019 приказом от 29.12.2018г. № КП 1216 в связи с изменением штатного расписания ООО «РВК-Воронеж» Пономарева В.Г. переведена на должность старшей медицинской сестры в управление охраны труда, экологической, промышленной, пожарной безопасности и ГОЧС, здравпункт (л.д. 91-92). За весь период работы ученическим отпуском, отпуском по уходу за ребенком, отпуском без сохранения заработной платы не пользовалась, на специализации с отрывом либо без отрыва от работы не находилась (л.д.32).

В соответствии с Положением о здравпункте следует, что здравпункт является структурным подразделением ООО «РВК-Воронеж» (п.1.1), создается и ликвидируется приказом руководителя общества (п. 1.2), функционально подчиняется директору по персоналу и далее в порядке подчинения - иным лицам в соответствии с локальными актами общества, в том числе приказами руководителя общества (п. 1.3) (л.д. 55-63).

В соответствии с должностной инструкцией в должностные обязанности медсестры входит: оказывать первую помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях; принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и травматизма у работников общества; осуществлять планирование и ежемесячное приобретение необходимого оснащения и медикаментов для здравпункта; вести прием, хранение и выдачу ТМЦ и отчет об их движении; контролировать наличие у вновь поступающих на работу в общество необходимых медицинских документов; вести медицинскую документацию на каждого сотрудника общества по флюорографическому обследованию и прививкам и т.д. (л.д.74-77).

В соответствии с должностной инструкцией старшая медицинская сестра здравпункта оказывает первую помощь при травмах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости и травматизма у работников общества, проводит предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, осуществляет составление календарных планов профилактических осмотров и флюорографических обследований работников общества, контролирует своевременность их проведения, формирует ежегодные планы проведения профилактических прививок в соответствии с национальным прививочным календарем, ведет медицинскую документацию на каждого сотрудника общества по флюорографическому обследованию и прививкам, ведет учет лиц с профессиональными заболеваниями, подозрениями на профессиональные заболевания, нуждающихся в дообследовании, трудоустройстве и оздоровлении, инфекционных больных, осуществляет иную медицинскую деятельность по охране здоровья работников общества согласно должностной инструкции.

Согласно штатных расписаний за 2020-2018 гг. здравпункт выделен как отдельное структурное подразделение ООО «РВК-Воронеж» (л.д. 37-48).

В силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в специальный стаж по подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального «О страховых пенсиях» засчитывается предусмотренная работа в должностях, указанных в Списке во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

На основании собранных по делу доказательств судом установлено, что Пономарева В.Г. в спорные периоды работала медсестрой и старшей медсестрой в здравпункте ООО «РВК-Воронеж». Здравпункт ООО «РВК-Воронеж» не является учреждением здравоохранения и не был поименован в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627, и в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.08.2013 г. № 529н, в частности, здравпункты акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения не указаны.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, здравпункт общества с ограниченной ответственностью, не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О).

Таким образом, суд считает, что «здравпункт» общества с ограниченной ответственностью не относится к категории лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических или иных лечебных учреждений, в связи с чем период работы Пономаревой В.Г. 01.11.2012г. по 31.12.2018г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры здравпункта в ООО «РВК-Воронеж» не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии со ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.

Согласно уставам общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» от 2012г., 2016г. основной целью его деятельности, как коммерческой организации, является извлечение (получение) прибыли, также к числу основных видов деятельности отнесено: сбор и очистка воды; передача электроэнергии; деятельность коммерческих и предпринимательских организаций; деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии) и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации (л.д. 99-123).

Таким образом, поскольку основной целью деятельности общества является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ данное общество является коммерческой организацией, не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанное общество не поименовано в действовавших в спорные периоды работы истца Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 г. N 229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 г. N 627, и в действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 529н. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не является основанием для признания общества учреждением здравоохранения. Доказательств того, что общество ранее имело другое наименование, либо иную организационно-правовую форму, истцом не представлено и судом не установлено.

Подлежат удовлетворению исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. по следующим основаниям.

Согласно справке БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от 16.08.2019г. № 11 в период с 10.03.1998г. по 03.04.1998г. Пономарева В.Г. проходила специализацию (повышение квалификации) с отрывом от производства на основании приказа № 57-О от 16.03.1993г. и с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. – на основании приказа № 8-ЛС/2 от 01.03.2003г. (л.д.89-90). В указанные периоды Пономарева В.Г. работала БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» ТВ должности старшей медицинской сестры в отделении врачебного контроля за взрослым населением на 1,0 ставку с 10.02.1997г. по 31.10.2012г. на основании приказа № 8-Л от 06.02.1997г.

Согласно сообщения БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» от 12.11.2019г. № 349 приказ № 457-О от 16.03.1998г. на имя Пономаревой В.Г. не сохранился (л.д. 145). Согласно приказа № 8-ЛС/2 от 01.03.2003г. Пономаревой В.Г. предоставлен учебный отпуск за период с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. (л.д. 146).

Указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г., с 07.04.2003г. по 30.04.2003г. засчитываются в специальный стаж, так как имели место в период осуществления истцом лечебной деятельности в учреждении здравоохранения БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация», что подтверждается соответствующими сертификатами, выданными по окончании прохождения курсов, которые проходили с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы, в указанные периоды производились отчисления в Пенсионный фонд РФ согласно сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д. 132-136), и периоды, которым предшествовали курсы, зачтены ответчиком в специальный стаж истца.

В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, которые утратили силу с 01.01.2012г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определен порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий.

В целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.08.2001г. № 314 утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. Данное Положение утратило силу с принятием Положения о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2011 г. № 808н, утратившего силу с принятием Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н.

Согласно названных актов, действующих в указанные периоды, при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

В силу ст. ст. 72, 79 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинские организации обязаны обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В качестве обязательного условия занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, является получение соответствующего сертификата (ст. 100 Основ).

Статьей 187 ТК РФ в редакции, действующей на день возникновения правоотношений, установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В связи с изложенным суд считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в силу названных специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения определенной трудовым договором работы.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что периоды нахождения на курсах имели место в течение периодов, включенных ответчиком в специальный стаж, эти периоды подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.

Таким образом, по состоянию на 19.08.2019г. специальный стаж работы у Пономаревой В.Г. с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 составляет 23 года 10 месяцев, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П - 20 лет 8 месяцев 24 дня, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, согласно которому истцу требуется наличие не менее 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный страховой стаж Пономаревой Веры Георгиевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды курсов повышения квалификации с 10.03.1998г. по 03.04.1998г. и 07.04.2003г. по 30.04.2003г.

Отказать в удовлетворении исковых требований Пономаревой Веры Георгиевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должностях медсестры и старшей медсестры в здравпункте ООО «РВК-Воронеж».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 13.12.2019г.

1версия для печати

2-4392/2019 ~ М-4139/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пономарева Вера Георгиевна
Ответчики
УПФР (ГУ) в г. Воронеже
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
12.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2019Передача материалов судье
13.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020Дело оформлено
12.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее