№2- 1179/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2014 года город Белебей РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Артемьева В.Е.,
с участием представитель истца Григорьевой Н.Г. адвоката Белебеевского городского филиала БРКА Кульковой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Хисамутдиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григорьевой Н.Г. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева Н.Г. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свое обращение тем, что ее мать ФИО6 умерла, что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированной администрацией <адрес>, а отец ФИО1, лишен родительских прав на основании решения Бижбулякского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением Администрации Рыбинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ней была установлена опека ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ, окончив школу № <адрес>, она поступила на обучение в <данные изъяты> № <адрес> в возрасте <данные изъяты> и окончила указанное учебное заведение в ДД.ММ.ГГГГ году, в возрасте <данные изъяты>. О праве состоять на учете с целью получения жилого помещения, ни администрацией образовательного учреждения, ни органами опеки и попечительства уведомлена не была. Только в ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте <данные изъяты>, от своей подруги она узнала о том, что как ребенок сирота имеет право получить жилое помещение. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В ДД.ММ.ГГГГ, после проведенной администрацией <адрес> проверки правильности постановки на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она была снята с учета в связи с тем, что на момент подачи заявления ее возраст превысил <данные изъяты>, в связи с чем просила суд восстановить ей пропущенный срок для подачи заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец Григорьева Н.Г. в суде заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истца адвокат Кулькова Т.В. в суде поддержала исковые требования Григорьевой Н.Г. и просила их удовлетворить, пояснив, что ненадлежащее выполнение обязанности по защите прав Григорьевой Н.Г. в тот период, когда она была несовершеннолетней, ее опекуном, попечителем, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, где она обучалась привели к тому, что ребенок, в силу своей неграмотности в данных вопросах и отсутствием у нее информации, пропустила срок для постановки ее на учет.
Ответчик - представитель Администрации муниципального района <адрес>, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в связи с чем суд, с согласия истца и ее представителя, рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Григорьева Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее мать - ФИО6 умерла, что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированной администрацией Зириклинского сельсовета Республики Башкортостан.
Отец - ФИО1, лишен родительских прав на основании решения Бижбулякского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением Администрации Рыбинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Григорьевой Н.Г. была установлена опека ФИО2.
В ДД.ММ.ГГГГ, окончив школу № <адрес> РБ, Григорьева Н.Г. поступила на обучение в ПЛ № <адрес> в возрасте <данные изъяты> и окончила указанное учебное заведение в ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте <данные изъяты>.
О праве состоять на учете с целью получения жилого помещения, ни администрацией образовательного учреждения, ни органами опеки и попечительства истица уведомлена не была.
Только в ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте <данные изъяты>, от своей подруги Григорьева Н.Г. узнала о том, что как ребенок сирота имеет право получить жилое помещение.
По ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В ДД.ММ.ГГГГ, после проведенной администрацией МР <адрес> РБ проверки правильности постановки на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Григорьева Н.Г. была снята с учета в связи с тем, что на момент подачи заявления ее возраст превысил <данные изъяты>.
Судом установлено, что в настоящее время Григорьева Н.Г. своего жилья не имеет, указанный факт сторонами не оспаривался.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 4 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до <данные изъяты>, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как установлено судом, Григорьева Н.Г. была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по её заявлению.
На момент подачи заявления Григорьевой Н.Г. исполнилось 24 года. Впоследствии, на основании проведенной проверки правильности постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Администрации МР <адрес> РБ Григорьева Н.Г. была снята с указанного учета, в связи с превышением возраста <данные изъяты> (утрачен статус лица из числа детей-сирот).
Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты>, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, нормативные положения указанного Федерального закона направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Судом установлено, что истица не обеспечивалась жильем по окончании пребывания ее в образовательном учреждении и прекращения над ней опеки. То обстоятельство, что истица не включена в соответствующий Список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, не лишает истицу права на получение жилого помещения, поскольку в соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Невозможность реализации права истицы быть обеспеченной жилым помещением по тому мотиву, что в силу достижения 23-х летнего возраста на неё не могут распространяться закрепленные законом права для детей-сирот, не означает, что такое право не может быть восстановлено в судебном порядке.
В обосновании своих доводов об уважительности пропуска срока для своевременного обращения с заявлением о постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, истица указывает, что ей об этих социальных гарантиях ничего не было известно. О своих правах она узнала только в ДД.ММ.ГГГГ, от своей подруги.
Таким образом, пропуск срока для постановки Григорьевой Н.Г. на соответствующий учет был обусловлен наличием объективных причин, а именно, отсутствием информации, необходимой для обращения с заявлением о постановки на учет.
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, приходит к выводу, что поскольку правовое регулирование жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, а в данном случае, объективная нуждаемость истицы в жилом помещении нашла свое подтверждение, принимая во внимание, что истица в связи с отсутствием необходимой информации своевременно не обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, то, при указанных обстоятельствах, имеются основания для признания причин пропуска срока для принятия истицы на соответствующий учет уважительными и восстановлении ее нарушенного права.
Восстанавливая срок для обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилья, суд также приходит к следующему выводу о том, что органы опеки и попечительства не разъясняли истцу о его правах на обеспечение жилой площадью в предусмотренном законом порядке, чем нарушается его право на получение гарантированной социальной поддержки государства.
Дело рассматривалось в пределах исковых требований и на основании предоставленных сторонами доказательств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьевой Н.Г. к Администрации муниципального района <адрес> о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями удовлетворить.
Восстановить Григорьевой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения пропущенный срок для обращения по вопросу получения жилой площади и восстановлению её на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в жилищном секторе отдела по правовым и жилищным вопросам Администрации муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья