дело№2-1-370/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Тришкиной Н.А.
при секретаре Новиковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
24 августа 2017 года
дело по иску Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда, незаконным лишение права на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, и по иску Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОММАШТЕСТ» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда, незаконным лишение права на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда,
у с т а н о в и л:
07 июля 2017 г. Калужская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации обратилась в суд в интересах Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А. с иском к ответчикам, в котором указала, что истцы работают в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района» (далее ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района») в качестве медицинских сестер педиатрического отделения: Долгова Е.А. в муниципальном казенном образовательном учреждении (далее МКОУ) «Средняя общеобразовательная школа (далее СОШ) №2»; Глушакова Л.В. в МКОУ «СОШ №5»; Прохорова А.Ф. в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении (далее МКДОУ) «Детский сад №4 «Ромашка»; Макаренко Э.А. в МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка»; Воскресенская Л.И. в МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка»; Кузнецова Н.А. в МКОУ «СОШ №8». До 01.09.2016 за работу во вредных условиях труда им предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. В 2016 году ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» по заказу ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» проведена специальная оценка условий труда работников больницы, в том числе и на рабочих местах истцов. По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест истцов составлены утвержденные работодателем карты специальной оценки условий труда: №17 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКОУ «СОШ №2») с установлением класса условий труда - 2 (допустимый); №19 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКОУ «СОШ №5») с установлением класса условий труда - 2 (допустимый); №8 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка») с установлением класса условий труда - 2 (допустимый); №6 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка») с установлением класса условий труда – 2 (допустимый); №10 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка») с установлением класса условий труда – 2 (допустимый); № 22 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКОУ «СОШ №8») с установлением класса условий труда – 2 (допустимый). По итогам специальной оценки условий труда истцам были направлены уведомления об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в части отмены дополнительного оплачиваемого отпуска. Полагает, что отмена льгот и компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда является незаконным. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий. В декабре 2013 г. на рабочих местах истцов была проведена аттестация рабочих мест, по результатам аттестации был установлен класс условий труда 3.1 – вредный. Никаких изменений условий труда истцов на момент проведения специальной оценки условий труда не произошло. Сведения, указанные в картах специальной оценки условий труда, не соответствуют действительности, в том числе, сведения относительно продолжительности рабочего времени, необходимости проведения медицинских осмотров, наличия права на досрочное назначение страховой пенсии. При проведении специальной оценки условий труда не учтен и не оценен биологический фактор. Истцы работают медицинскими сестрами в детских общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, являются медицинскими работниками, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи, в их должностные обязанности входит контакт с больными детьми, проведение прививок, осмотр на предмет наличия заболеваний у персонала школы, работа с медикаментами и вакцинами. Просила признать недействительными карты специальной оценки условий труда №№ 17, 19, 8, 6, 10, 22, признать право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней за работу с вредными и опасными условиями труда за Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А.
04 августа 2017 г. Калужская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации обратилась в суд в интересах Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В. с иском к ответчикам, в котором указала, что истцы работают в ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» в качестве медицинских сестер педиатрического отделения: Кожемяко Ю.Г. в МКДОУ «Детский сад №11 «Березка»; Ионова Г.В. в МКДОУ «Детский сад №3 «Аленушка». До 01.09.2016 за работу во вредных условиях труда им предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. В 2016 году ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» по заказу ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» проведена специальная оценка условий труда работников больницы, в том числе и на рабочих местах истцов. По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест истцов составлены утвержденные работодателем карты специальной оценки условий труда: №7 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКДОУ «Детский сад №11 «Березка») с установлением класса условий труда - 2 (допустимый); №12 по профессии медицинская сестра педиатрического отделения (МКДОУ «Детский сад №3 «Аленушка») с установлением класса условий труда - 2 (допустимый). По итогам специальной оценки условий труда истцам были направлены уведомления об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в части отмены дополнительного оплачиваемого отпуска. Полагает, что отмена льгот и компенсаций работникам за работу во вредных и опасных условиях труда является незаконным. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий. В декабре 2013 г. на рабочих местах истцов была проведена аттестация рабочих мест, по результатам аттестации был установлен класс условий труда 3.1 – вредный. Никаких изменений условий труда истцов на момент проведения специальной оценки условий труда не произошло. Сведения, указанные в картах специальной оценки условий труда, не соответствуют действительности, в том числе, сведения относительно продолжительности рабочего времени, необходимости проведения медицинских осмотров, наличия права на досрочное назначение страховой пенсии. При проведении специальной оценки условий труда не учтен и не оценен биологический фактор. Истцы работают медицинскими сестрами в детских дошкольных образовательных учреждениях, являются медицинскими работниками, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи, в их должностные обязанности входит контакт с больными детьми, проведение прививок, осмотр на предмет наличия заболеваний у персонала школы, работа с медикаментами и вакцинами. Просила признать недействительными карты специальной оценки условий труда №№ 7, 12, признать право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней за работу с вредными и опасными условиями труда за Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В.
Определением суда от 04 августа 2017 г. дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Амелина Т.В. исковые требования уточнила, просила признать недействительными карты специальной оценки условий труда истцов №№ 17, 19, 8, 6, 10, 22, 7, 12, признать незаконным отмену истцам дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней за работу с вредными и опасными условиями труда, обязав ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» восстановить указанные льготы с момента их отмены. Требования обосновывала доводами, указанными в исках, также указала, что условия труда истцов после аттестации рабочих мест, проведенной в декабре 2013 г., не изменились, специальная оценка условий труда истцов проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, она проведена формально без проведения необходимых измерений и исследований, фактические условия труда истцов не были оценены, также не был учтен и оценен биологический фактор при оценке условий труда истцов, работающих медсестрами в школах и детских садах.
Истец Кузнецова Н.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, просила их удовлетворить.
В судебное заседание истцы Долгова Е.А., Глушакова Л.В., Прохорова А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенская Л.И., Кожемяко Ю.Г., Ионова Г.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в заявлениях, адресованных суду, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» Хотина О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что требования законны и подлежат удовлетворению. Также указала, что в настоящее время дополнительное соглашения к трудовому договору заключено с истцом Долговой Е.А., с 01.09.2016 льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска истцам не предоставляются, поскольку по результатам специальной оценки их рабочих мест установлено, что у них допустимые условия работы.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки суду не сообщил. В отзыве на иск представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся: истцов Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В., представителя ответчика ООО «ПРОММАШ ТЕСТ».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истцы осуществляют трудовую деятельность в ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района»: Долгова Е.А. на должности палатной медицинской сестры детского отделения и по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники (0,25 ставки), которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКОУ «СОШ №2»; Глушакова Л.В. на должности акушерки родильного отделения и по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники (0,25 ставки), которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКОУ «СОШ №5»; Прохорова А.Ф. на должности участковой медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники и по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники (0,5 ставки), которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка»; Макаренко Э.А. на должности процедурной медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники и по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники (0,25 ставки), которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка»; Воскресенская Л.И. на должности участковой медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники и по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники (0,25 ставки), которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка»; Кузнецова Н.А. на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники, которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКОУ «СОШ №8»; Кожемяко Ю.Г. на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники, которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКДОУ «Детский сад №11 «Березка»; Ионова Г.В. на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники, которая на основании договора о сотрудничестве работает медсестрой в МКДОУ «Детский сад №3 «Аленушка», что подтверждается трудовыми договорами, личными карточками работников, договорами о сотрудничестве (л.д. 8-10, 15-17, 27-29, 39-41, 47-49, 60-61, 102-113, 137-140, 197-226, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 5-7, 8, 19-21).
Истец Макаренко Э.А. осуществляет работу в ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» по совместительству на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники в МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с 15 февраля 2017 г., истец Ионова Г.В. – по основному месту работы на должности медицинской сестры педиатрического отделения поликлиники в МКДОУ «Детский сад №3 «Аленушка» с 17 марта 2017 г.
Из трудовых договоров, заключенных с истцами Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., работающих по совместительству, и с истцами Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., работающих по основному месту работы, следует, что им установлен и предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.
Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда медицинских сестер педиатрического отделения поликлиники №№ 145, 144, 142, 139, 138, утвержденным 30.12.2013, при аттестации был установлен вредный фактор трудового процесса: напряженность труда с установлением класса условий труда 3.1, общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса составила - 3.1, по результатам оценки условий труда необходимо было установить: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 14 календарных дней, продолжительность рабочего времени - 38,5 ч., имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимость проведения медицинских осмотров (л.д. 21-24, 31-34, 51-54, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 11-14, 23-26).
Из объяснений представителя ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» Хотиной О.В. установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда медицинских сестер педиатрического отделения поликлиники, работающих в МКОУ «СОШ №2», МКОУ «СОШ №8», МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка» не проводилась.
В судебном заседании установлено, что истцам Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., работающим по совместительству медицинскими сестрами в детских садах и школах, а также истцам Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., работающим по основному месту работы медицинскими сестрами в школе и детском саду, до 01 сентября 2016 г. предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней.
В ноябре 2015 г. в ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» создана комиссия для проведения специальной оценки условий труда, что следует из приказа от 30.11.2015 №, и ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на основании договора возмездного оказания услуг от 30.10.2015 по заказу ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» проведена специальная оценка условий труда работников больницы, в том числе и истцов (л.д. 114-118, 119, 228).
По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест истцов составлены карты, утвержденные комиссией по проведению специальной оценки условий труда: №17 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКОУ «СОШ №2» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 11-13); №19 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКОУ «СОШ №5» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 18-20); №8 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 35-37); №6 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКДОУ «Детский сад №1 «Сказка» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 42-44); №10 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКДОУ «Детский сад №6 «Ягодка» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 55-57); № 22 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКОУ «СОШ №8» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (л.д. 62-64); №12 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКДОУ «Детский сад №11 «Березка» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 15-17); № 7 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – МКДОУ «Детский сад №3 «Аленушка» с установлением класса условий труда - 2 (допустимый) (гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 27-29).
С данными картами и соответственно результатами специальной оценки условий труда истцы Долгова Е.А., Глушакова Л.В., Прохорова А.Ф., Воскресенская Л.И., Кузнецова Н.А., Кожемяко Ю.Г. были ознакомлены в апреле и мае 2016 г., Ионова Г.В. 17.03.2017.
С учетом проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест в июне 2016 г. истцам Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г. были разосланы уведомления об изменении существенных условий трудового договора с 01.09.2016, из которых следовало, что на основании отчета о проведенной специальной оценки, условия труда на их рабочих местах признаны допустимыми (2 класс), в связи с чем с них будет снят дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда, в случае, если истцы не согласны на продолжение работы в новых условиях им будет предложен перевод на иную имеющуюся должность, при отсутствии указанной работы, а также в случае отказа от предложенной работы трудовой договор с ними будет прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-100, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 9). Истцы с уведомлениями были ознакомлены в июне 2016 г. и согласились на работу в новых условиях с ДД.ММ.ГГГГ, с истцом Долговой Е.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (л.д. 96).
Из объяснений представителя ответчика ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» Хотиной О.В. следует, что при заключении трудовых договоров с Макаренко Э.А. по совместительству ДД.ММ.ГГГГ и с Ионовой Г.В. по основному месту работы ДД.ММ.ГГГГ сразу было указано об отсутствии у них дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней за вредные условия труда в связи с тем, что по результатам проведенной специальной оценки на их рабочих местах условия труда признаны допустимыми (2 класс), вредных условий труда не установлено, при аттестации, проводимой в декабре 2013 г., вредные условия труда были установлены только на рабочем месте Ионовой Г.В., аттестация рабочего места Макаренко Э.А. не проводилась, поскольку МКДОУ «Датский сад №1 «Сказка» было учреждено летом 2015 г.
Статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Законом).
В силу положений части 1 и 2 статьи 3 указанного Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно положениям статьи 14 данного Закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. В соответствии со статьей 7 указанного Закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций. В силу положений частей 5 и 6 указанного Закона методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям. Согласно частям 3 и 4 статьи 8 указанного Закона специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № ЗЗ н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда (далее Методика), Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. Данная Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда. Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и пункту 11 Методики идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; 2) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. В силу части 7 статьи 10 указанного Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и пункта 11 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона. Согласно части 8 статьи 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять: 1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте; 2) обследование рабочего места; 3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте; 4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда. Должность медицинской сестры включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. Однако в нарушение вышеуказанных правовых норм в картах специальной оценки условий труда истцов №№ 6, 7, 8, 10, 12, 17, 19, 22 данные сведения не указаны и не учтены. В судебном заседании установлено и подтверждается картами специальной оценки условий труда истцов, что экспертом ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» в нарушение вышеуказанных правовых норм не проводились исследования и измерения вредных (опасных) производственных факторов на рабочих местах истцов, установленных по результатам ранее проведенной аттестаций рабочих мест, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (л.д. 11-13, 18-20, 35-37, 42-44, 55-57, 62-64, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 15-17, 27-29).Протоколов, проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, не оформлялось.В судебном заседании установлено и подтверждено картами специальной оценки условий труда, что оценка биологического фактора при специальной оценке условий труда истцов, работающих медицинскими сестрами по совместительству и по основному месту работы в детских садах и школах, не производилась (л.д. 11-13, 18-20, 35-37, 42-44, 55-57, 62-64, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 15-17, 27-29).Вместе с тем, в соответствии с пунктом 29 указанной Методики отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с приложением №9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов с учетом группы их патогенности, которая определяется в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)». При этом согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. К тому же, согласно должностным инструкциям медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательного учреждения, утвержденным 11.02.2013, медицинская сестра дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательного учреждения проводит профилактические осмотры детей, оказывает первую медицинскую помощь при возникновении несчастных случаев, проводит профилактические прививки, проводит ежедневный осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний (л.д. 120, 227, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 10). В соответствии с письмом Минздрава России от 11.08.2015 года N 16-6/3057322-2885 оценка условий труда на рабочем месте медицинского работника по биологическому фактору осуществляется в том случае, если при выполнении своих профессиональных обязанностей существует потенциальная возможность контакта с пациентами, являющимися носителями микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения. При этом согласно части 2 статьи 10 и части 8 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах и отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку истцы являются медицинскими работниками, осуществляющими медицинскую деятельность, и при выполнении своих профессиональных обязанностей существует потенциальная возможность контакта с пациентами, являющимися носителями микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения, поэтому при специальной оценке условий их труда подлежит оценке биологический фактор.
В целях реализации мероприятий по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ в части 4 статьи 27 определил, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, переходными положениями статьи 15 Федерального закон от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасным условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных переходных положений следует, что с 1 января 2014 г. работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий и компенсаций до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В судебном заседании установлено, что условия труда истцов Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., Кожемяко Ю.Г. по сравнению с ранее проведенной аттестацией рабочих мест в декабре 2013 г. не изменились. Однако, результаты специальной оценки условий труда, утвержденной 29.04.2016, не предусматривают наличие вредных факторов, которые были установлены при аттестации в декабре 2013 г.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено членом комиссии Хотиной О.В., что комиссия по специальной оценке условий труда и эксперт от ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» по имени Никита, фамилия его им неизвестна, проводили осмотр рабочих мест истцов и проводили специальную оценку условий труда работников ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района».
Однако, согласно картам специальной оценки условий труда экспертом, проводившим специальную оценку условий труда, от ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» являлась Булдакова А.В., про эксперта по имени Никита в указанных картах ничего не указано, документы, уполномочивающие указанного представителя на проведение специальной оценки условий труда истцов, не представлены.
В нарушение положений статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации, а также вышеуказанных правовых норм в картах специальной оценки условий труда №№ 6, 7, 8, 10, 12, 17, 19, 22 не указано, что истцы имеют сокращенную продолжительность рабочего времени и имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (л.д. 11-13, 18-20, 35-37, 42-44, 55-57, 62-64, гр. дело №2-1-404/2017 л.д. 15-17, 27-29).
Учитывая изложенные обстоятельства и правовые нормы, оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» не провело исследование и не оценило производственные факторы на рабочих местах истцов, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года №426 «О специальной оценке условий труда», не учло наличие вредных производственных факторов, установленных по итогам ранее проведенной аттестации рабочих мест истцов, не оценило наличие биологического фактора, в связи с чем карты специальной оценки условий труда истцов подлежат признанию недействительными.
С учетом того, что истцам Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г. были разосланы уведомления об изменении существенных условий их трудового договора и об отмене ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, указанные уведомления работодателем не отозваны, а также учитывая, что с Долговой Е.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, с Макаренко Э.А. и Ионовой Г.В. новые трудовые договоры, не предусматривающие предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, при установлении вредных факторов производственного процесса по результатам ранее проведенной аттестации, суд находит необходимым признать незаконным лишение истцов на основании вышеуказанных результатов специальной оценки условий труда ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчиков ГБУЗ КО «ЦРБ Кировского района» и ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Город Киров и Кировский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными карты специальной оценки условий труда работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района» Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В. соответственно: №17 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»; №19 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»; №8 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Ромашка»; №6 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка»; №10 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка»; №22 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»; №12 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Березка»; №7 по должности медицинская сестра педиатрического отделения поликлиники – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Аленушка».
Признать незаконным лишение Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Макаренко Э.А., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., Ионовой Г.В. на основании указанных карт специальной оценки условий труда льгот в виде дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района» восстановить указанные льготы Долговой Е.А., Глушаковой Л.В., Прохоровой А.Ф., Воскресенской Л.И., Кузнецовой Н.А., Кожемяко Ю.Г., Макаренко Э.А., Ионовой Г.В. с момента их отмены.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области «Центральная районная больница Кировского района» в доход бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ» в доход бюджета муниципального района «Город Киров и Кировский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тришкина
Решение суда в окончательной форме принято 29 августа 2017 г.