РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.10. 2020 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре Стойкович М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4081/20 по административному иску ГБУК «Самарская филармония» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ГБУК «Самарская филармония» обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проверки, проводимой инспектором труда государственной инспекции труда в Самарской области Терехиной Ольгой Ивановной 21.08.2020 года было выдано предписание № 63/7-4705-20-ОБ/12-8029-И/53-168 в отношении ГБУК «Самарская филармония» об устранении выявленных нарушений, а именно: Устранить нарушение ст. 57 ТК РФ в части отсутствия в трудовых договорах, заключенных с работниками, сведений об условиях труда на рабочих местах, указать сведения об условиях труда в трудовых договорах работников Шевяковой А.Н., Исаковой Г.И. Устранить нарушение: «Отсутствие оплаты труда в повышенном размере лицам, работающим с вредными условиями труда, установленной по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13.11.2015» Начислить и выплатить работникам, работающим во вредных условиях труда надбавку за вредные условия труда начиная с 13.11.2015 по настоящее время. Основание: ст. 147 ТК РФ. Устранить нарушение: «Не предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда второй степени, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13.11.2015» Обеспечить предоставление дополнительных отпусков лицам, работающим с вредными условиями труда второй степени. Основание: ст.117 ТК РФ. С данным Предписанием согласиться нельзя по следующим основаниям. Так в части 2. Предписания инспектор обязывает ГБУК «Самарская филармония» начислить и выплатить работникам, работающим во вредных условиях труда надбавку за вредные условия труда начиная с 13.11.2015 по настоящее время. Таким образом, сроки по взысканию заработной платы не истекают, если требуемая сумма начислена, и это соответствующим образом установлено инспектором и подтверждено материалами проверки. Однако, инспектором установлено и следует из Акта внеплановой проверки № 63/7-4705-20-ОБ/12-8027-И/53-168 от 21.08.2020 года, что оплата труда в повышенном размере работникам не начислялась и не производилась с 13.11.2015, данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах проверки расчетными листками в отношении Шевяковой А.Н. и Исаковой Г.И. С результатами специальной оценки условий труда работники ГБУК «Самарская филармония» были ознакомлены 13.11.2015 года, расчетные листки ими получались, таким образом работники имели возможность обратиться в судебные и иные органы за защитой своих прав в установленный ст. 392 ТК РФ срок, однако этого не сделали. Полагают, что при таких обстоятельствах сроки по взысканию заработной платы (надбавок за работу во вредных условиях труда) истекли, и у инспектора труда при вынесении оспариваемого Предписания отсутствовали законные основания устанавливать дату начисления и выплаты надбавок с 13.11.2015 года. Просит предписание государственного инспектора труда в Самарской области Терехиной Ольги Ивановны № 63/7-4705-20-ОБ/12-8029-И/53-168 от 21.08.2020 года признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца Торопыгин А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика Крот Н.И. и Терехина О.И., действующие на основании доверенностей, возражали в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным возражениях.
Заинтересованные лица Исакова Г.И., Шевякова А.Н. и их представитель Сафронов В.Н., действующий на основании устного ходатайства, возражали в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что по результатам проверки, проводимой инспектором труда государственной инспекции труда в Самарской области Терехиной Ольгой Ивановной 21.08.2020 года было выдано предписание № 63/7-4705-20-ОБ/12-8029-И/53-168 (далее - Предписание) в отношении ГБУК «Самарская филармония» об устранении выявленных нарушений, а именно:
1. Устранить нарушение ст. 57 ТК РФ в части отсутствия в трудовых договорах, заключенных с работниками, сведений об условиях труда на рабочих местах, указать сведения об условиях труда в трудовых договорах работников Шевяковой А.Н., Исаковой Г.И.
2. Устранить нарушение: «Отсутствие оплаты труда в повышенном размере лицам, работающим с вредными условиями труда, установленной по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13.11.2015» Начислить и выплатить работникам, работающим во вредных условиях труда надбавку за вредные условия труда начиная с 13.11.2015 по настоящее время. Основание ст. 147 ТК РФ.
3. Устранить нарушение: «Не предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда второй степени, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 13.11.2015» Обеспечить предоставление дополнительных отпусков лицам, работающим с вредными условиями труда второй степени. Основание: ст.117 ТК РФ.
При проведении проверки установлено, что согласно проведенной специальной оценке условий труда, завершенной 13.11.2015, на 17 рабочих местах дирижера и артистов симфонического оркестра условия труда отнесены к классу условий труда 3.2 ( вредные условия труда второй степени). Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в повышенном размере, минимальный размер которого составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени предоставляется дополнительный отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней.
Установлено, что в нарушение указанных положений оплата труда в повышенном размере работникам с вредными условиями труда не начислялась и не производилась, дополнительный отпуск не предоставлялся в течение всего времени с момента утверждения отчета о завершении специальной оценки условий труда, начиная с 13.11.2015 года по настоящее время.
Как следует из письма директора Козловой Е.А. в министерство культура Самарской области от 13.12.2019 № 01/171 ГБУК «Самарская государственная филармония» безосновательно полагала, что специальная оценка условий труда проведена с нарушениями, и предоставлять работникам гарантии и компенсации за вредные условия труда не обязательно. При этом, с просьбой провести государственную экспертизу качества специальной оценки условий труда директор Козлова Е.А. обратилась в министерство культуры только 17.10.2019.
Согласно Заключению государственной экспертизы условий труда от 25.11.2010 № 273 качество проведения специальной оценки условий труда было признано соответствующим требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
До 13.12.2019 директор филармонии Козлова Е.А. с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на начисление, выплату надбавок и предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда в министерство культуры Самарской области (вышестоящую организацию) не обращалась ни разу. Ответ министерства культуры Самарской области об отказе в выделении денежных средств в 2020 году не представлен.
Таким образом, существенно нарушены трудовые права как Шевяковой А.Н. и Исаковой Г.И., так и всех артистов и дирижеров симфонического оркестра.
В трудовых договорах, заключенных с работниками Шевяковой А.Н., Исаковой Г.И. отсутствуют сведения об условиях труда на рабочем месте, о полагающихся компенсациях за вредные условия труда в нарушение ст. 57 ТК РФ.
Таким образом, выявлены очевидные нарушения трудового законодательства как в отношении Шевяковой А.Н. и Исаковой Г.И., так и в отношении всех работников оркестра. Согласно ст. 355 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При выявлении нарушений трудового законодательства согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке
Нарушения, допущенные работодателем в отношении работников оркестра, являются очевидными и не относятся к категории индивидуальных трудовых споров.
Работники имеют безусловное право на компенсации за вредные условия труда.
Право работника на защиту своих трудовых прав закреплены в ст. 352 ТК РФ и включает, в том числе, такой способ защиты как государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работник вправе самостоятельно решать, в какой орган за защитой своих трудовых прав ему надлежит обратиться.
Статьей 392 ТК РФ определены сроки обращения работников по трудовым спорам в суд, но не в органы государственного надзора.
Трудовым кодексом РФ не установлены сроки обращения за защитой трудовых прав работников в органы государственного надзора (контроля). Срок давности с момента нарушения трудовых прав работников до момента обращения в государственную инспекцию труда не определен.
Трудовое законодательство регламентируется ТК РФ, все иные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст.5 ТК РФ).
В ТК РФ не регламентирован период, за который работодатель обязан возместить работнику неполученные денежные суммы, предоставить другие компенсации (дополнительный отпуск за вредные условия труда) и, следовательно, государственный инспектор труда вправе требовать устранения нарушений трудового законодательства, а работодатель обязан возместить работнику данные суммы и компенсации за все время, начиная с момента возникновения у работника права на получение таких сумм и компенсаций.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку действия Государственной инспекции труда в Самарской области, выразившиеся в выдаче предписания № 63/7-4705-20-ОБ/12-8029-И/53-168 от 21.08.2020 года законны и обоснованы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск ГБУК «Самарская филармония» к Государственной инспекции труда в Самарской области о признании незаконным предписания № 63/7-4705-20-ОБ/12-8029-И/53-168 от 21.08.2020 года, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательной форме решение суда принято 30.10.2020г.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь