дело № 2-3497/14
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2014 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Спасовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Колесниковой Т.Б., Колесниковой Е.А., Литвиненко И.И., Литвиненко И.Б., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней ФИО19 к Администрации муниципального образования "город Саратов", Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования "город Саратов" и Администрации Фрунзенского района муниципального образования "город Саратов" о предоставлении жилых помещений по договору социального найма
установил:
Колесникова Т.Б. обратилась с иском к Администрации муниципального образования "город Саратов", Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования "город Саратов" и Администрации Фрунзенского района муниципального образования "город Саратов" и просит суд обязать Администрацию муниципального образования Город Саратов предоставить ей в составе семьи из трех человек – мужа Колесникова Б.В., сына Удалова П.Н. и сына Удалова В.Н., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Данное дело было соединено в одно производство с требованиями Колесниковой Е.А. заявленным по тем же основаниям к тем же ответчикам, в котором она просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ей в составе семьи из двух человек (мужа Колесникова Б.В.) –по договору социального найма благоустроенное жилое помещение согласно норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела, третьи лица Литвиненко И.И., Литвиненко И.Б., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Литвиненко В.И. обратились с самостоятельными требованиями к тем же ответчикам и по тем же основаниям и просят суд обязать Администрацию Фрунзенского района муниципального образования «город Саратов» предоставить им благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Саратова по нормам предоставления жилья в г.Саратове.
В судебном заседании Колесникова Т.Б., Колесникова Е.А. и третьи лица Колесников Б.В.. Удалов В.Н. и Литвиненко И.Д. поддержали. В обоснование требований ссылаются на то, что все они проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Саратов, <адрес> Данное помещение является аварийным.
Кроме того они состоят на учёте на расширение, поэтому они требуют предоставления каждому из них жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Саратова по нормам предоставления жилья в г.Саратове.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования "город Саратов" и Администрации муниципального образования "город Саратов" просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на преждевременность требований истцов, поскольку расселение лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях, производится в соответствующем очередном порядке, исходя из возможностей муниципального образования «город Саратов».
Представитель Администрации Фрунзенского района муниципального образования "город Саратов" просит отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений и расселению граждан из жилых помещений, признанных аварийными.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно данным Товарищества собственников жилья № 2 Фрунзенского района муниципального образования "город Саратов" и договору социального найма от 19 декабря 2007 года, в жилом помещении по адресу: г. Саратов, <адрес>, зарегистрированы, и проживают Колесникова Е.А. (наниматель), Колесников Б.В., Литвиненко И.Б., Литвиненко И.И., Колесникова Т.Б. и Литвиненко В.И.
Кроме того, проживают, но не зарегистрированы Удалов П.Н. и Удалов В.Н. – сыновья Колесниковой Т.Б.
Согласно данным технического паспорта названной квартиры, её общая площадь составляет 42.0 кв.м., жилая – 24,3 кв.м.
Распоряжением Администрации муниципального образования "город Саратов" от 15 января 2014 года № 8-р указанное жилое помещение признано аварийным, а жильцы подлежащими отселению.
По сообщению Администрации Фрунзенского района муниципального образования "город Саратов" на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам района № 5 от 11 мая 1993 года Колесникова Е.А. в составе семьи из 7 человек (всех зарегистрированных) состоит на учёте в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий с указанной даты. При этом данные самостоятельной постановки на улучшение жилищных условий иных проживающих в спорном жилом помещении лиц, в том числе истцов Колесниковой Т.Б., Литвиненко И.И. и Литвиненко И.Б. судом не установлено.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истцов на объекты недвижимого имущества. Аналогичные сведения поступили в суд и из МУП «Городское бюро технической инвентаризации».
Иные данные свидетельствующие о том, что истцы участвовали в приватизации жилого помещения либо приобрела на праве собственности жилое помещение по иным основаниям суду не представлено.
Данных о том, что Администрацией муниципального образования "город Саратов" в настоящее время предусмотрен комплекс мероприятий по отселению проживающих в указанном выше жилом помещении и принимаются меры по отселению истцов суду не представлено, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчика о преждевременности заявленных истцами требований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную среду.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами.
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.11).
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что помещение, в котором проживают истцы, признано аварийным, жильцы дома подлежащими отселению. При этом исходя из положений приведённого выше п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, то обстоятельство, что в целом дом № 1 по ул. Яблочкова в г. Саратов, аварийным признан не был, правового значения для разрешения спора не имеет. Факт признания жилого помещения аварийным, влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания.
Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание жилого помещения аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание такого помещения непригодными для проживания.
Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещения» и случаи, при наступлении которых жилье предоставляется (аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 года №18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Органам местного самоуправления при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29).
К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у истцов возникло право на внеочередное предоставления им жилого помещения по договору социального найма. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения в случаях отселения из жилого дома признанного не пригодным (аварийным) для постоянного проживания, законодатель возлагает на наймодателя, каковым в силу закона является администрация муниципального образования «Город Саратов». Делегирование ряда полномочий комитету по управлению имуществом, не освобождает администрацию муниципального образования «Город Саратов» от обязанности предоставлять гражданам жилые помещения по договору социального найма, учитывая, что комитет не наделен правом распределения жилищного фонда находящегося в собственности у государства и муниципального образования.
В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 Комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом.
Названное положение не наделяет Комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений, что исключает удовлетворение требований истца, предъявленных к данному ответчику.
Судом из анализа положений приведенных выше норм действующего законодательства установлено, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма законодателем возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Изложенное обязывает суд признать за истцом право на внеочередное предоставление его семье жилого помещения по договору социального найма, с возложением такой обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Саратов».
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. 86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры.
К тому же, как указывалось выше истцы Колесникова Т.Б., Литвиненко И.И. и Литвиненко И.Б. на самостоятельный учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не становились, лицевой счёт на жилое помещение является единым. Поэтому самостоятельного, не связанного с правом нанимателя Колесниковой Е.А. права на предоставление жилого помещения по отдельным договорам социального найма не приобрели.
Из чего следует, что требования истцов, предоставить им жилые помещения для каждого из обратившегося в отдельности по нормам предоставления жилья в г. Саратове, закону не соответствуют, к тому же повлекут разрешение вопроса об улучшении их жилищных условий, минуя очередность состояния Колесниковой Е.А. на улучшение жилищных условий, а значит, требования подлежат удовлетворению частично, с учётом положения выше приведенных норм.
Обоснованность данного вывода вытекает из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в п. 14 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года № 14«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» из которых следует, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу приведенных разъяснений требования истца, подлежат удовлетворению с учётом равнозначности по общей площади и количеству комнат тому жилому помещению, из которого истцы подлежат выселению.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца и возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность предоставить Колесниковой Е.А., вместе с проживающими совместно с ней членами семьи, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 42,0кв.м., состоящее из 2-х комнат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Колесниковой Е.А., в составе семьи состоящей из семи человек (Колесникова Б.В., Литвиненко И.Б., Литвиненко И.И., Колесниковой Т.Б., Литвиненко В.И., Удалова П.Н. и Удалова В.Н.) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 40,0 кв.м., состоящее не менее из 2-х комнат.
В удовлетворении требований в остальной части исков отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме 22 декабря 2014 года.
Судья А.А.Сидоровнин