Дело № 2-444-2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Чебулинский районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующей: судьи Сорокиной Н.А.,
при секретаре: Барковской Н.В.,
с участием:
представителя истца помощника прокурора Чебулинского района Васика О.В.,
представителя ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения (далее МКОУ) «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»: и.о. директора МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Осиповой О.В., действующей на основании приказа №23-к от 04.06.2018, Устава МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»,
представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района (далее КУМИ Чебулинского муниципального района) зам начальника КУМИ Чебулинского муниципального района Палушиной Т.Г., действующего на основании №13-06/394 от 27.06.2018, сроком действия на один год,
представителя ответчика Администрации Чебулинского муниципального района Логачева А.Ю., действующего на основании доверенности №12-03/10 от 25.01.2018, сроком действия по 31.12.2018,
представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований Управления образования Администрации Чебулинского муниципального района Манузиной Е.А., действующей на основании доверенности без номера от 09.01.2018, сроком действия до 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Верх - Чебула, Чебулинского района, Кемеровской области 28 июня 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чебулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», Комитету по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района, Администрации Чебулинского муниципального района об обязании создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», Комитету по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района, Администрации Чебулинского муниципального района об обязании создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» в срок до 01.09.2018, обратился прокурор Чебулинского района.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, по результатам которой в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» выявлены нарушения требований указанного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Под социальной инфраструктурой понимается система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли, культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
Согласно «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, введения в действие с 15 мая 2017 года) пандусом является сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования). Поручень: компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года разумное приспособление: внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
В соответствии с п.4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п.6.1.5 СП 59.13330.2016 в проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м.
В соответствии с п.6.2.9 СП 59.13330.2016 при проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений уклон пандуса принимается в интервале от 1:20 (5%) до 1:12 (8%).
В соответствии с п.6.2.10 СП 59.13330.2016 по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м.
Согласно п. 6.2.11 СП 59.13330.2016 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями, Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной вертикальной плоскости.
Расстояние между поручнями пандуса с односторонним движением принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение.
Поручни пандусов и лестниц должны соответствовать требованиям к опорным стационарным устройствам.
В соответствии с п. 6.2.12 СП 59.13330.2016 оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,03 до 0,05 м.
Однако, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона в образовательном учреждении отсутствует возможность беспрепятственного доступа к данному объекту лицам с ограниченными возможностями.
Несоблюдение законодательства о социальной защите инвалидов, в части доступности образовательного учреждения лицам с ограниченными возможностями влечет нарушение их прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п.4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 1.5 Устава образовательного учреждения учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование Чебулинский муниципальный район.
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования Чебулинский муниципальный район осуществляет управление образования администрации Чебулинского муниципального района Кемеровской области.
Функции и полномочия собственника имущества от имени муниципального образования Чебулинский муниципальный район осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местною самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
Часть 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 7 Устава Чебулинского муниципального района к вопросам местного значения Чебулинского муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное врем.
В соответствии с п.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В судебном заседании представитель истца Васик О.В. поддержал заявленные исковые требования по доводам и основаниям, указанным в иске, просил суд, исковое заявление удовлетворить, обязать МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» в срок до 01.09.2018, создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, оборудовав здание расположенное по адресу: хх пандусом с углом от 5% до 8%, с высотой бортиков по продольному краю пандуса не менее 0,05 м., а также ограждения с поручнями которые расположить на высоте 0,9 м. и дополнительно на высоте 0,7 м. в одной вертикальной плоскости. Завершающие горизонтальные части поручня установить длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м с травмобезопасным исполнением; поручни пандусов должны соответствовать требованиям к опорным стационарным устройствам; диаметр округлого сечения поручня установить от 0,03 до 0,05 м.; расстояние между поручнями пандуса установить в пределах от 0,9 до 1,0 м.; высоту порогов дверных проемов при входе в здание уменьшить до 0,014 м. 2. При недостаточности собственных денежных средств МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных выше мероприятий на Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района и администрацию Чебулинского муниципального района Кемеровской области. В своём письменном заявлении не возражал о вынесении судебного решения путём признания иска ответчиком. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
Представитель ответчика МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Осиповская О.В. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям прокурора Чебулинского района, не возражала, иск признала полностью и в своём письменном заявлении просила суд вынести судебное решение путём признания иска ответчиком в полном объеме. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
Представитель ответчика КУМИ Чебулинского муниципального района Палушина Т.Г. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям прокурора Чебулинского района, не возражала, иск признала полностью и в своём письменном заявлении просила суд вынести судебное решение путём признания иска ответчиком в полном объеме. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
Представитель ответчика Администрации Чебулинского муниципального района Логачев А.Ю. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям прокурора Чебулинского района, не возражал, иск признал полностью и в своём письменном заявлении просил суд вынести судебное решение путём признания иска ответчиком в полном объеме. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований Управления образования Администрации Чебулинского муниципального района Манузиной Е.А. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям прокурора Чебулинского района, не возражала, иск признала полностью и в своём письменном заявлении просила суд вынести судебное решение путём признания иска ответчиком в полном объеме. Заявление приобщено к материалам дела, и на что указано в протоколе судебного заседания.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Частями 1 и 3 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что, в случае, если признания иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к материалам дела, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
Как установлено в судебном заседании, признание иска ответчиками выражено добровольно и осознанно, судом разъяснены последствия признания иска и принятия его судом.
Обстоятельств, препятствующих принятию признания иска ответчиками, судом не установлено.
Кроме этого, признание иска ответчиками не нарушает чьих - либо прав или законных интересов.
Таким образом, суд считает возможным принять признание представителями ответчиков МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» Осиповской О.В., КУМИ Чебулинского муниципального района Палушиной Т.Г., администрации Чебулинского муниципального района Логачевым А.Ю., представителя третьего лица Управления образования Чебулинского муниципального района Манузиной Е.А., заявленных исковых требований прокурора Чебулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» в срок до 01.09.2018, возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных выше мероприятий на КУМИ Чебулинского муниципального района, при недостаточности денежных средств у КУМИ Чебулинского муниципального района возложить обязанность по финансированию указанных выше мероприятий на администрацию Чебулинского муниципального района Кемеровской области, и вынесения судебного решения об удовлетворении заявленных исковых требований истца.
В соответствии с п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Чебулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», Комитету по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района, Администрации Чебулинского муниципального района об обязании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» в срок до 01.09.2018, возложении субсидиарной ответственности по финансированию указанных выше мероприятий на Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района и администрацию Чебулинского муниципального района Кемеровской области, удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», в срок до 01.09.2018, создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, оборудовав здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки», расположенное по адресу: хх, пандусом с углом от 5% до 8%, с высотой бортиков по продольному краю пандуса не менее 0,05 м., а также ограждения с поручнями которые расположить на высоте 0,9 м. и дополнительно на высоте 0,7 м. в одной вертикальной плоскости. Завершающие горизонтальные части поручня установить длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м с травмобезопасным исполнением. Поручни пандусов должны соответствовать требованиям к опорным стационарным устройствам. Диаметр округлого сечения поручня установить от 0,03 до 0,05 м. Расстояние между поручнями пандуса установить в пределах от 0,9 до 1,0 м. Кромке того, высоту порогов дверных проемов при входе в здание уменьшить до 0,014 м. 2.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Чебулинского муниципального района и администрацию Чебулинского муниципального района Кемеровской области, в срок до 01.09.2018, обеспечить финансирование мероприятий по созданию условий маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание расположенного по адресу: хх.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, путём подачи апелляционной жалобы через Чебулинский районный суд.
Председательствующий: подпись.
Копия верна:
Судья Чебулинского районного суда: Н.А.Сорокина