Дело №2-2122/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2014 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Колосовой О.А. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Колосовой О.А. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить Колосовой О.А. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Гайфулину А.Е. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Колосова О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в раннем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Колосова Л.С. и отец Колосов А.П. решением Березовского районного суда Красноярского края от 12.02.1993года были лишены в отношении неё родительских прав. При определении истицы в государственное учреждение, постановлением Маганской сельской администрации от 13.01.1993г. № за ней было закреплено жилое помещение, однако его адрес в постановлении не указан, в связи с чем администрацией Маганского сельсовета постановлением № от 02.07.2007г. внесены изменения в ранее вынесенное постановление, за истицей закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>АЗа, <адрес>. Постановлением администрации Маганского сельсовета постановлением № от 23.08.2012г. постановление № от 02.07.2007г. о закреплении жилого помещения за истицей отменено, как противоречащее действующему законодательству РФ. До достижении 23 лет Колосова О.А. обращалась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г.Минусинска по поводу обеспечения жильем, однако своевременно на соответствующий учет не была поставлена и жильем до настоящего времени не обеспечена. Своего собственного жилья Колосова О.А. не имела и не имеет, проживает в квартире родителей супруга в <адрес>, желает в дальнейшем постоянно проживать в <адрес>, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также <адрес> № от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией <адрес> истице должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании Колосова О.А. исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что с рождения до 11 лет она проживала с родителями в <адрес>. В 1993 году ее мать и отец были лишены родительских прав в отношении нее, вследствие чего она осталась без попечения родителей и была направлена в Минусинский детский дом на полное государственное обеспечение. В 1999 году она закончила среднюю школу в <адрес>, продолжила обучение в Минусинском сельскохозяйственном колледже и проживала в общежитии учебного заведения. В период обучения она вступила в фактически брачные отношения и стала снимать с супругом жилье в аренду, в 2003 году у них родился совместный ребенок. В настоящее время она с супругом и ребенком проживает в квартире родителей мужа, своего собственного жилья никогда не имела и не имеет. При помещении ее в государственное учреждение за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>АЗа, <адрес>, в котором ранее она проживала с родителями. В период обучения в колледже она ездила в <адрес> узнать о возможности проживания в данной квартире, однако закрепленное за ней жилое помещение пришло в негодность, проживать в нем было невозможно. Она возвратилась в <адрес>, неоднократно обращалась в администрацию <адрес> в жилищную комиссию и заместителю главы администрации по фамилии Шпак по поводу обеспечения ее жильем, как оставшуюся без попечения родителей. Прием велся в четверг, она предоставила на заседание комиссии необходимый пакет документов, однако по результатам рассмотрения ее документов в предоставлении ей жилого помещения на территории <адрес> было отказано, поскольку за ней на тот момент было закреплено жилое помещение в <адрес>. Она вновь вернулась в <адрес>, с целью оформления прав на закрепленное за ней жилое помещение, но к этому времени жилой дом сгорел, в оформлении прав не земельный участок под домом ей в администрации Маганского сельсовета было отказано, поскольку жилой дом за ней был закреплен незаконно, являлся муниципальным. Поскольку срок хранения протоколов заседания жилищной комиссии всего 5 лет, документов подтверждающих ее обращение не сохранилось и выданы они ей не были.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Колосовой О.А. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку Колосова О.А. до достижения 23 летнего возраста с письменным заявлением о постановке ее на учет в Министерство образования и науки Красноярского края не обращалась, ее исковые требования не подлежат удовлетворению. Действительно прием граждан жилищной комиссией администрации г.Минусинска велся и ведется по четвергам, в указываемый истицей период её возглавлял заместитель главы администрации Шпак.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Захаров В.М., действующий на основании доверенности ( л.д.41), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д.40). В отзыве на исковое заявление указал, что существует определенный нормативными правовыми актами механизм реализации полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который предусматривает обязательное включение данной категории детей в соответствующий список, для обеспечения жильем. До 01.01.2013г. действовал иной порядок обеспечения жильем указанной категории граждан, при этом, обязательным условием был и остается по настоящее время заявительный характер обращения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа в компетентные органы с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилья. Кроме того, установлен предельный возраст - 23 года для обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, при этом превышение установленного возраста влечет исключение гражданина из числа лиц, имеющих право на обеспечение жильем в льготном порядке. Истицей не представлено ни одного доказательства обращения в органы опеки и попечительства администрации <адрес> до достижения предельного возраста. Кроме того, до 23 летнего возраста за истицей постановлением Маганской сельской администрацией было закреплено жилое помещение и до этого времени данное постановление не было отменено, поэтому требования законодательства об обеспечении истицу жилым помещением было исполнено и права ее не были нарушены. Жилое помещение она утратила в возрасте 29 лет. Поскольку 23 летний возраст является пресекательным, его превышение влечет исключение гражданина из числа детей-сирот и утрату права на обеспечение жилым помещением по данному основанию.
Свидетель Б. суду показала, что истица приходится ей родной сестрой. После выпуска из детского дома истица пыталась решить вопрос об обеспечении ее жилым помещением, с этой целью обращалась в администрацию <адрес>, предоставляла необходимый пакет документов, однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано, поскольку за ней числилось закрепленное жилое помещение в <адрес>. Фактически проживать в закрепленном за истицей жилом помещении в <адрес> было невозможно, поскольку дом находился в ветхом состоянии, а затем сгорел. Кроме того, затем ими было выяснено, что указанное жилое помещение на праве собственности их родителям не принадлежало, являлось муниципальным и было предоставлено им лишь для проживания. То есть по истечении времени было установлено, что закреплено за истицей указанное жилое помещение было незаконно, в связи с чем постановление о закреплении было отменено, но это лишило истицу возможности своевременно встать на учет в <адрес> для обеспечения ее жилым помещением.
Свидетель Х. суду показала, что истица является ее подругой, они в один период находились в Минусинском детском доме и по её совету истица до 23 летнего возраста обращалась в администрацию <адрес> по вопросу обеспечения ее жилым помещением как лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истица в четверг в два часа дня вместе с ней ходила на прием в администрацию <адрес> и предоставила все необходимые документы, но по итогам их рассмотрения в устном порядке ей в предоставлении жилого помещения было отказано, поскольку за ней был закреплен жилой дом в <адрес>.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Колосова О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в раннем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Колосова Л.С. и отец Колосов А.П. на основании решения Березовского районного суда Красноярского края от 12.02.1993г. были лишены в отношении нее родительских прав. При определении Колосовой О.А. в государственное учреждение постановлением Маганской сельской администрации от 13.01.1993г. № за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, однако его адрес в постановлении не указан, в связи с чем администрацией Маганского сельсовета постановлением № от 02.07.2007г. внесены изменения в ранее вынесенное постановление, за истицей закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>АЗа, <адрес>. Постановлением администрации Маганского сельсовета постановлением № от 23.08.2012г. постановление № от 02.07.2007г. о закреплении жилого помещения за истицей отменено, как противоречащее действующему законодательству РФ. После окончания в 1999году средней школы в <адрес> истица продолжила обучение в сельскохозяйственном колледже <адрес>, который окончила в 2002году. С 2002года истица состоит в фактических брачных отношениях, имеет ребенка. Своего собственного жилого помещения она не имела и не имеет, состоит на регистрационном учете и проживает в квартире бабушки супруга. В период обучения в сельскохозяйственном колледже в период 199-2002 годов, до достижения 23 лет она обращалась в администрацию <адрес> с целью обеспечения ее жильем, как лица из категории детей, оставшийся без попечения родителей, предоставила имеющиеся у нее документы, однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано, поскольку за ней числилось закрепленное жилое помещение в <адрес> края.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и показаниями свидетелей, паспортом истицы, решением Березовского районного суда <адрес> от 12.02.1993г. о лишении родителей истицы родительских прав, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ об определении истицы в государственное учреждение и закреплении жилого помещения, постановлением администрации Маганского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о внесение изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, постановлениями администрации Маганского сельсовета № от 23.08.2012г. и № от 01.07.2013г. об отмене постановлений № от 02.07.2007г. и № от 13.01.1993г. п.2, справкой КГКОУ «Минусинский детский дом» о нахождении истицы в госучреждении, ответ прокурора <адрес> от 03.03.2014г. о проведении проверки по поводу законности закрепления жилого помещения за истицей, ответ главы администрации <адрес> прокурору о проведении проверки по законности закрепления жилья за истицей, информацией прокурора от 21.06.2013г., письмом администрации Маганского сельсовета, ответом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Колосовой О.А.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику, являются обоснованными и правомерными.
Как установлено судом, истица Колосова О.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. При определении ее в государственное учреждение за ней незаконно было закреплено жилое помещение по указанному адресу, так как ее родители правом собственности на данное жилье не обладали. Наличие незаконно закрепленного за истицей жилого помещения явилось оснований для отказа в предоставлении ей жилого помещения на территории г.Минусинска до достижению ею 23 летнего возраста, как ребенку из числе детей, оставшихся без попечения родителей. При этом возможность проживания в закрепленном за истицей жилом помещении органами местного самоуправления, куда она обращалась, не проверялась. Таким образом, было нарушено предусмотренное законодательством, действующим до 31.12.2012г., право истицы на внеочередное предоставление жилого помещения.
Каких-либо доказательств наличия оснований иных оснований для отказа в предоставлении истице жилого помещения ответчик суду не представил.
Поскольку постоянным местом жительства истицы является г.Минусинск, жилое помещение должно быть предоставлено ей на территории г.Минусинска администрацией этого муниципального образования.
С учетом перечисленного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложения на администрацию г.Минусинска обязанности по предоставлению истице жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Колосовой О.А. на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2014г.