РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31.03.2014 года г. Самара
Судья Кировского районного суда г.Самары Бойко В.Б. при секретаре Рогожкиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1264/14 по заявлению Кузькина М.И. об оспаривании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области, в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кузькин М.И. в заявлении просил признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый номер №, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес>.
Требования мотивированы следующим:
Кузькин М.И. 06.06.2013 г. подал в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) заявление № о предоставлении ему в собственность бесплатно под огород земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, <адрес> с кадастровым номером: №. Испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, то есть границы его согласованы с соседними землепользователями. Постановка на кадастровый учет осуществлялась на основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области № от 08.06.2012 г.«Об уточнении местоположения границ и площади земельного участка (объекта недвижимости), изменении вида разрешенного использования (назначения) земельного участка (объекта недвижимости) и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о частях земельного участка (объектах недвижимости), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>». Уведомление об отказе в предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка Кузькин М.И. получил 14.11.2013г. В вышеуказанном уведомлении Министерство отказало в предоставлении земельного участка в связи с тем, что из представленного топографического плана границ земельного участка и акта согласования границ земельного участка следует, что в точках н5-н6 испрашиваемый земельный участок не ограничен смежными землепользователями и (или) территориями общего пользования. Из представленного в Министерство акта согласования видно, что в данных точках участок согласован с соседним землепользователем П.(<адрес>). Считает данный отказ незаконным и необоснованным, в связи с тем, что земельный участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, а именно границы земельного участка установлены и согласованы со всеми смежными землепользователями, что подтверждается кадастровым паспортом. Испрашиваемый земельный участок является прилегающим к основному и имеет общую с ним границу. Согласно ст.40 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Графическая часть акта должна содержать указание на номера (кадастровые номера) всех смежных с испрашиваемым участком земельных участков. Вышеуказанный акт предоставлялся, споров о границах нет. Испрашиваемый земельный участок по фактически сложившимся границам со всех сторон ограничен смежными земельными участками и территорией общего пользования.
Земельный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования, расположен в зоне малоэтажной застройки (Ж-1), использование земельного участка под огород соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Земельный участок свободен от прав третьих лиц. В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. №94-ГД «О земле» (ред. от 11.10.2012г.) земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения, или долей в праве общей собственности на них. Таким образом, заявителем должны были предоставить испрашиваемый земельный участок под огород бесплатно, так как, у него в собственности нет земельных участков с таким же видом разрешенного использования: под огородничество и ранее с 1992-1998г.г. ему не предоставлялись ни в пожизненно наследуемое владение ни постоянное (бессрочное) пользование.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ракитина Ю.С. заявление поддержала по мотивам в нем изложенным.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, был надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, отзыв не представил. В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя заинтересованного лица.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара явку в суд своего представителя не обеспечил. В отзыве просил в удовлетворении заявления отказать.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Кузькину М.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м. назначение: земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.10).
Согласно сведениям Управления Роснедвижимости по Самарской области от 30.09.2008 № в базе данных территориального отдела № 1 по состоянию на 1992-1998 г.г. содержится информация о предоставлении:
- Кузькину М.И. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, <адрес>. под индивидуальное жилищное строительство в аренду с правом выкупа на срок с 12.01.1996г. по 12.01.2006 г., на основании Постановления Администрации города № от 01.11.1995г. (договор аренды № от 17.01.1996 г.):
- Кузькину М.И. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство в собственность на основании Договора дарения № от 20.11.1995г. (Свидетельство рег. № от 17.01.1996 г.) ( л.д. 11).
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № от 08.06.2012 года уточнено местоположение границ и площадь спорного земельного участка изменен вид разрешенного использования (назначения) данного земельного участка с «индивидуальное жилищное строительство» на «под огород» (л.д.21.22).
06.06.2013 Кузькин М.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес>, под огород.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области «О земле» предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 №67 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4. данного Порядка, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что 06.06.2013 Кузькин М.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес>, под огород.
Согласно статье 13 закона Самарской области от 11.03..2005 № 94-ГД «О земле» минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для огородничества составляет <данные изъяты> кв.м. Предоставление земельного участка, размер которого менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно в случае одновременного соблюдения следующих условий, определенных частью 3 статьи 9 вышеназванного закона:
- отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями;
- наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
- земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования.
Министерство Уведомлением от 06.11.2013 № отказало истцу в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. под огородничество, поскольку испрашиваемый земельный участок не ограничен смежными земельными участками и территориями общего пользования.
В оспариваемом отказе Министерства фигурирует обозначение поворотных точек, в которых участок не ограничен смежными земельными участками так: н5-н6 ( л.д.9).
Однако, как установлено в суде, в данных точках испрашиваемый земельный участок ограничен участком <адрес>. Это подтверждено актом согласования, схемой расположения земельного участка заявителя (л.д.25). Но фактически из представленных документов следует, что испрашиваемый земельный участок не ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования в точках н4-н5 (л.д. 16 оборот). (или в точках 19-18 на схеме (л.д.25) со стороны красной линии. Данное обстоятельство не оспаривала в суде представитель заявителя, заявив, что ее доверитель пользуется всем участком площадью более <данные изъяты> кв.м. с девяностых годов по факту.
Таким образом, в связи с выявлением препятствий для предоставления земельного участка, выразившихся в отсутствии одного из обязательных условий для предоставления земельного участка, размер которого менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 закона Самарской области «О земле», оспариваемый отказ министерства является законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в пределах своих полномочий, а также учитывая, что решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка основано на нормах действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд приходит к выводу, что со стороны Министерства имущественных отношений Самарской области права и законные интересы заявителя нарушены не были, следовательно, заявление Кузькина М.И. не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кузькина М.И. о признании незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в отказе в предоставлении бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый номер №, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02.04.2014 года.
Председательствующий судья В.Б. Бойко