Решение по делу № 2-1106/2014 ~ М-1163/2014 от 03.09.2014

Дело № 2-1106/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия 15 сентября 2014 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Борец С.М.,

при секретаре Евсеевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попугиной З.И. о признании действий и решения администрации *** сельсовета об отказе в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной застройки незаконными, возложении обязанности совершить в отношении заявителя определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Представитель заявителя Попугиной З.И. – Зверева М.Г., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с заявлением о признании действий и решения администрации *** сельсовета об отказе в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной застройки незаконными, возложении обязанности совершить в отношении заявителя определенные действия, мотивируя требования тем, что *** Попугина З.И. через доверенное лицо Звереву М.Г. обратилась в администрацию *** сельсовета ... с заявлением о внесении в генеральный план и правила землепользования и застройки территории муниципального образования *** сельсовет необходимых изменений, дающих право использования земельного участка *** общей площадью ***., с кадастровым номером *** находящегося по адресу: ...). *** ей случайно стало известно о том, что главой администрации *** сельсовета *** принято постановление «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки *** сельсовета ...» № ***, в пункте 3 которого перечислены все обратившиеся лица с подобными заявлениями, кроме Попугиной З.И. *** она обратилась в администрацию *** сельсовета с заявлением о предоставлении мотивированного письменного ответа по вопросу рассмотрения письменного обращения от ***, а также предоставления копии заключения комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки от ***. *** ею было получен ответ, согласно которому ей было отказано в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной жилищной застройки. С отказом заявитель не согласна, считает, что им нарушены ее законные права и интересы. На основании изложенного просит признать действия администрации *** сельсовета незаконными в части нарушения регламента по рассмотрению ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, признать отказ в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной застройки *** незаконным, обязать администрацию *** сельсовета включить в пункт 3 постановления главы администрации *** сельсовета «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки *** сельсовета ...» № *** Попугину З.И., обязать администрацию *** сельсовета выдать акт о переводе земли из одной категории в другую.

В судебном заседании представитель заявителя Попугиной З.И. - Зверева М.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснила, что она обратилась к главе администрации с заявлением, чтобы перевести землю в иную категорию, он ей пояснил, чтобы она написала заявление и приложила к нему необходимые документы, и он положительно разрешит данный вопрос в течение месяца. Однако, в заявлении ей было отказано, считает отказ немотивированным. Просит заявленные требования удовлетворить.

Заявитель Попугина З.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Суд, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает, что неявка заявителя Попугиной З.И. не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представитель заинтересованного лица администрации *** сельсовета Максимов О.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать, суду пояснил, что данный земельный участок находится за чертой населенного пункта. Его нельзя перевести в иную категорию, так как это изменит границы населенного пункта. Это так же и нецелесообразно по той причине, что бремя финансовых расходов ложится на администрацию. Администрация, в случае изменения границ, обязана будет обеспечить этот участок электроснабжением, водоснабжением.

Представитель заинтересованного лица администрации *** сельсовета Дорофеев А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил в удовлетворении заявления отказать, суду пояснил, что решение об удовлетворении подобного рода заявлений применяется из совокупности таких обстоятельств как удаленность от дороги, наличия электроснабжения и другое. Глава администрации принимает решение в течение 30 дней на основании решения комиссии экспертов. В данном случае решение принималось комиссией в соответствии с нормами Градостроительного кодекса. Существует так же и другой порядок обращения с заявлениями о переводе земель из одной категории в другую, в рамках Законом N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В таком порядке, зачастую, в удовлетворении заявления, так же отказывают. Прежде всего, все зависит от территориальной удаленности от границ населенного пункта, учитываются СНИПы.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из части 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Судом установлено, что заявителю Попугиной З.И. на основании свидетельства на право собственности на землю от ***, выданного Госкомземом ..., решения Усть-Абаканского районного суда от *** на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь *** расположенный по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

*** от представителя заявителя Попугиной З.И. – Зверевой М.Г. в администрацию *** сельсовета на имя главы К. поступило заявление о внесении в генеральный план и правила землепользования и застройки территории муниципального образования *** сельский совет необходимых изменений, дающих право использования участка для индивидуального жилищного строительства.

*** представитель заявителя Зверева М.Г. обратилась к главе администрации *** сельсовета К. с заявлением, в котором просила дать письменный мотивированный ответ по вопросу рассмотрения письменного обращения от ***, а также предоставить копию заключения комиссии по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки от ***. Из заявления следует, что *** ей случайно стало известно, что *** главой *** сельсовета принято постановление «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки *** сельсовета ...***, в пункте 3 которого перечислены все обратившиеся лица с подобными заявлениями, кроме Попугиной З.И.

*** главой *** сельсовета Кобызевым Е.В. Зверевой М.Г. был направлен ответ, согласно которого заявления о внесении изменений в генеральный план и ПЗЗ (правила землепользования и застройки) муниципального образования *** сельсовет рассматривались на заседании комиссии по подготовке проекта внесения изменения в генеральный план и ПЗЗ ***. При рассмотрении комиссией заявлений был составлен протокол и заключение по внесению изменений и по заключению комиссии согласно п.3 Попугиной З.И. отказано в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной жилищной застройки. Для ознакомления с протоколом и заключением комиссии рекомендовано обратиться лично в администрацию *** сельсовета для детального объяснения причин отказа.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, администрацией *** сельсовета ... *** было вынесено постановление № *** «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и правила застройки *** сельсовета ...», которым постановлено: приступить к подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план *** сельсовета ...; приступить к подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки *** сельсовета ..., утвержденные решением Совета депутатов *** сельсовета ... от *** *** рекомендовать собственникам земельных участков подготовить и предоставить материалы по внесению изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки *** сельсовета ...

На основании постановления главы *** сельсовета ... от ****** создана комиссия по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования *** сельсовет ...; утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта. Пунктом 3 данного постановления на комиссию возложена обязанность по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования, подготовка заключения по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки или отказу о внесении предложенных изменений в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

*** состоялось заседание комиссии по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования *** сельсовета ..., повестка дня состояла из рассмотрения заявлений граждан по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО *** сельсовет .... Пунктом 1.10 было рассмотрено заявление Попугиной З.И. об изменении зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на зону перспективной жилищной застройки *** земельного участка, расположенного по адресу: .... По результатам рассмотрения вопроса п. 1.10 был принято решение не переводить данный земельный участок в зону перспективной застройки, так как в настоящее время комиссия считает это нецелесообразным.

Пунктом 3 заключения *** комиссии по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки территории муниципального образования *** сельсовет ... от *** отказано в изменении зоны сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на зону перспективной жилищной застройки *** земельного участка, расположенного по адресу: ..., по причине того, что в настоящее время комиссия считает это нецелесообразным.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований (ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.

Согласно п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.

В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Само обращение заявителя с вопросом внесения изменений в генеральный план и правил землепользования и застройки, свидетельствует о том, что этот земельный участок не находится в границах населенного пункта и не предназначен для жилищной застройки.

Как следует из материалов дела для земельного участка с кадастровым номером *** определено разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства.

Земельный участок приобретенный заявителем, для целей жилищной застройки не выделялся.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Поданное от имени Попугиной З.И. заявление, о внесении в генеральный план и правила землепользования и застройки территории муниципального образования *** сельсовет необходимых изменений, дающие право использования этого участка для индивидуального жилищного строительства не подлежало рассмотрению по процедуре, предусмотренной ФЗ. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В связи с чем доводы заявителя о нарушении заинтересованным лицом регламента по рассмотрению её заявления и незаконности отказа суд считает необоснованными.

С учетом действующих нормативных положений, заинтересованным лицом обоснованно и правильно по существу было рассмотрено поданное от имени Попугиной З.И. заявление.

Доводы заявителя не учитывают положений действующего законодательства, устанавливающих приоритеты в использовании и особую охрану земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, и с учетом этого определяющих разрешение вопросов об изменении вида разрешенного использования таких земель.

Доказательств нарушения прав заявителя суду не представлено.

Оснований для удовлетворения заявленных Попугиной З.П. требований судом не установлено, в связи с чем в заявленных требованиях следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Попугиной З.И. о признании незаконными действий администрации *** сельсовета в части нарушения регламента по рассмотрению ходатайства о переводе земель из одной категории в другую, признании отказа в изменении зоны сельскохозяйственных угодий на зону перспективной застройки, возложении обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий: С.М. Борец

Мотивированное решение изготовлено и подписано 20 сентября 2014 года.

Председательствующий: С.М. Борец

2-1106/2014 ~ М-1163/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попугина Зинаида Ивановна
Другие
Администрация Расцветовского сельсовета
Суд
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
Судья
Борец Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
ust-abakansky--hak.sudrf.ru
03.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2014Передача материалов судье
05.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2014Подготовка дела (собеседование)
10.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2014Судебное заседание
20.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2014Дело оформлено
22.10.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее