Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2017 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Федоровой И.А.,
при секретаре Хороших Е.А.
с участием: представителей истцов Удачина С.Н., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» Маевской Т.А., представителя ответчика Гончаровой Г.А. Водневой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-3687/2017 по исковому заявлению Воднева Владимира Леонидовича, Воднева Кирилла Владимировича, Захаровой Марины Владимировны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску», Гончаровой Галине Антоновне о признании членами семьи,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратились Воднев В.Л., Воднев К.В., Захарова М.В. с иском к Гончаровой Г.А. о признании членами семьи получателя жилищной субсидии. В обоснование иска указано, что Гончарова Н.А. (наниматель квартиры) проживала в квартире по адресу: <адрес обезличен> которую она впоследствии сдала администрации поселка и переехала в г. Иркутск, где проживала на съемных квартирах вместе с семьей дочери, с <Дата обезличена> года зарегистрирована в доме мужа дочери по адресу: <адрес обезличен>. Гончарова Г.А. состоит в очереди на субсидию с <Дата обезличена> года. В <адрес обезличен> также проживала семья дочери Гончаровой Г.А. – Воднева Н.В., ее муж Воднев В.Л., дети Воднев К.В., Воднева (Захарова) М.В. В <Дата обезличена> году семья Водневых сдала указанную квартиру администрации поселка, также переехала в г. Иркутск, где проживала в съемных квартирах вместе с Гончаровой Г.А. Воднев В.Л. в <Дата обезличена> году приобрел право собственности на .... доли в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>. Семья Водневых с <Дата обезличена> года стояла в очереди на получение субсидии, очередь была оформлена на Водневу Н.В. <Дата обезличена> в состав семьи Гончаровой были включены Водневы, в связи с чем, они были исключены из своей очереди. <Дата обезличена> на имя Гончаровой Г.А. из ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» поступило письмо, в котором было указано, что зять и внучки не являются членами семьи, в связи с чем, включить их в состав семьи Гончаровой Г.А. не представляется возможным, осталась включена только дочь Воднева Н.В. На основании изложенного, истцы просили суд признать себя членами семьи Гончаровой Г.А. для включения в состав семьи на получение за счет средств федерального бюджета единовременной социальной выплаты.
С учетом уточнения искового заявления, истцы в качестве ответчика также указали ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» и просили суд признать себя членами семьи Гончаровой Н.А.
В судебном заседании, до объявления перерыва, истцы Воднев В.Л., Воднев К.В., Захарова М.В. доводы иска поддержали.
Представитель истцов Воднева В.Л., Воднева К.В., Захаровой М.В. – Удачин С.Н., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал в полном объеме, дав аналогичные пояснения.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» Маевская Т.А., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен> против удовлетворения заявленных требований, при этом указав, что из материалов личного дела Гончаровой Г.А. следует, что она жила отдельно от семьи дочери, в личном деле отсутствуют документы, содержащие сведения о ведении личного хозяйства, регистрации по одному месту жительства в <адрес обезличен>, в том числе судебное решение.
Ответчик Гончарова Г.А в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Гончаровой Г.А. Воднева Н.В., действующая на основании доверенности <Номер обезличен> от <Дата обезличена> исковые требования с учетом уточнений, признала в полном объеме, о чем имеется ее подпись в протоколе судебного заседания.
Представителю ответчика Гончаровой Г.А. судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 68, 173 ГПК РФ, о чем также имеется их росписи в протоколе судебного заседания.
Суд, проверив соблюдение требований ч.2 ст.39 ГПК РФ, принимает признание иска представителем ответчика Гончаровой Г.А., полагая, что данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Аналогичные положения закреплены подп. "а" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
Понятие члены семьи также дано в жилищном законодательстве.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2008 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
В своем ответе на заявление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» сообщает Гончаровой Г.А., что включить в состав ее семьи Воднева В.Л., Захарову (Водневу) М.В., Воднева К.В. как участником подпрограммы у учреждения нет правовых оснований.
Указанное письмо послужило основанием для обращения истцов в суд за защитой своих прав.
В подтверждение факта родственных отношений между истцами и ответчиком Гончаровой Г.А., суду представлены следующие документы.
Как следует из представленного суду свидетельства о рождении Гончаровой (Водневой) Н.В. <Номер обезличен>, ее матерью является Гончарова Г.А. - ответчик по настоящему делу.
<Дата обезличена> был зарегистрирован брак между Водневым В.Л. и Гончаровой Н.В., после заключения брака, жене присвоена фамилия Воднева.
Согласно свидетельствам о рождении <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, Воднев В.Л. и Воднева Н.В. являются родителями Воднева К.В. <Дата обезличена> года рождения и Водневой (Захаровой) М.В. <Дата обезличена> года рождения.
<Дата обезличена> зарегистрирован брак между Водневой М.В. и ФИО14, после заключения брака жене присвоена фамилия Захарова, что подтверждается свидетельством о заключении брака <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Как следует из искового заявления, пояснений сторон, Гончарова Н.А. (наниматель квартиры) проживала в квартире по адресу: <адрес обезличен> которую она впоследствии сдала администрации поселка и переехала в г. Иркутск, где проживала на съемных квартирах вместе с семьей дочери, с <Дата обезличена> года зарегистрирована в доме мужа дочери по адресу: <адрес обезличен>. Гончарова Г.А. состоит в очереди на субсидию с <Дата обезличена> года. В <адрес обезличен> также проживала семья дочери Гончаровой Г.А. – Воднева Н.В., ее муж Воднев В.Л., дети Воднев К.В., Воднева (Захарова) М.В. В <Дата обезличена> году семья Водневых сдала указанную квартиру администрации поселка, также переехала в г. Иркутск, где проживала в съемных квартирах вместе с Гончаровой Г.А. Воднев В.Л. в <Дата обезличена> году приобрел право собственности на .... доли в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>. Семья Водневых с <Дата обезличена> года стояла в очереди на получение субсидии, очередь была оформлена на Водневу Н.В. <Дата обезличена> в состав семьи Гончаровой были включены Водневы, в связи с чем, они были исключены из своей очереди.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими документами.
В соответствие с письмами отдела учета и распределения жилой площади Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, Воднева Н.В. и Гончарова Г.А., поставлены на учет для получения субсидии по списку лиц, проработавших в районах крайнего Севера не менее 10 лет, финансирующихся из средств федерального бюджета на основании решения постоянно действующей комиссии по рассмотрению обращений и предоставлению гражданам, проживающим в г. Иркутске и нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья от <Дата обезличена>.
При этом суд отмечает, что указанные письма направлялись Водневой Н.В. и Гончаровой Г.А. по одному адресу – <адрес обезличен>.
Комитет по управлению Свердловским округом г. Иркутска сообщает о том, что на основании распоряжения председателя комитета <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> Воднева Н.В. принята на учет нуждающихся в получении жилья на общих основаниях за <Номер обезличен> и включена в списки северян очередь <Номер обезличен>, Гончарова Г.А. на общих основаниях включена в очередь <Номер обезличен>, в списки северян включена за <Номер обезличен>.
Указанные письма также направлялись Водневой Н.В. и Гончаровой Г.А. по одному адресу – <адрес обезличен>.
Также в материалах дела представлено письмо администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, направленное в адрес Гончаровой Г.А., согласно которому, принимая во внимание возраст заявителя, проживание с ней семьи дочери, которая также состоит на учете по предоставлению безвозмездных субсидий, комиссия приняла решение включить Водневу Н.В., Воднева В.Л., Воднева К.В., Водневу (Захарову) М.В. в состав семьи заявителя.
Обозрев представленное письмо, суд приходит к выводу, что еще в <Дата обезличена> году Администрация г. Иркутска приняла решение о включении истцов в состав семьи Гончаровой Н.А. Указанным письмом также подтверждается совместно проживание семьи Водневых с Гончаровой Г.А.
<Дата обезличена> за <Номер обезличен> ГУ Социальной защиты населения сообщает Водневой Н.В. и Гончаровой Г.А. разъясняет порядок предоставления жилищной субсидии, адрес Водневой Н.В. и Гончаровой Г.А. указан: <адрес обезличен>.
Департамент социальной защиты населения Иркутской области своим письмом, направленным в адрес Водневой Н.В. <Дата обезличена> <Номер обезличен> вновь подтверждает, что Воднева Н.В. включена в состав семьи матери Гончаровой г.А., состав семьи которой .... человек.
<Дата обезличена> Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сообщает Водневой Н.В. о том, что ее мать Гончарова Г.А. в списке значится за <Номер обезличен> по очереди «пенсионеры».
<Дата обезличена> Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Свердловского района г. Иркутска письмом от <Дата обезличена> сообщает Гончаровой Н.А. о том, что среди пенсионеров номер ее очереди - .....
Таким образом, обозрев представленные документы, суд приходит к выводу о том, что при выезде с Севера, семья Водневых и Гончарова Г.А. проживали единой семьей, вели активную переписку с компетентными органами по вопросу предоставления жилищной субсидии.
При этом суд учитывает, что Гончарова Г.А. не только является пенсионером, но также и инвалидом второй группы, что подтверждается представленной суду справкой серии <Номер обезличен> <Номер обезличен>, в связи с чем. действительно нуждается в заботе и уходе со стороны своей семьи – дочери, зятя и внуков.
При этом, представленные ответчиком ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску»: заявления Гончаровой Г.А. и Водневой Н.В. датированные одной датой – <Дата обезличена>, с указанием единого адреса места жительства <адрес обезличен>, справки, выданные на имя Гончаровой Г.А. и Водневой Н.В. о сдаче жилья в жилищно-коммунальное хозяйство <адрес обезличен>, справки о проживании указанных лиц в поселке, не опровергают доводы истцов, которые не отрицали, что на Севере жили отдельно, а после переезда в г. Иркутск стали проживать одной семьей.
Более того, совместное проживание Гончаровой Г.А. и Водневых подтверждается справкой о зарегистрированных лицах, выданной МКУ «СРЦ г. Иркутск» <Дата обезличена>, согласно которой, Гончарова Г.А., Воднева Н.В., Воднев В.Л., Воднев К.В., Захарова М.В. зарегистрированы по адресу: <адрес обезличен>, где они все фактически и проживают.
Воднев В.Л. является собственником .... доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дома, что подтверждается представленным в материалах дела договором дарения от <Дата обезличена>.
Обстоятельства о совместном проживании Водневых и Гончаровой Г.А. подтвердили допрошенные в судебном заседании <Дата обезличена> в качестве свидетелей – ФИО15 и ФИО16, собственники жилого дома по указанному адресу (свидетельства о государственной регистрации от <Дата обезличена> № <адрес обезличен> и <Номер обезличен>, не доверять показаниям которых у суда оснований не имеется, поскольку они стабильны, не противоречивы и подтверждаются иными собранными по делу доказательствами.
Таким образом, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт совместного проживания Воднева В.Л., Воднева К.В., Захаровой М.В. как членов семьи Гончаровой Г.А., ведение ими общего хозяйства нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Ответчиком - ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску», доказательств, опровергающих представленные истцами доводы, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Воднева В.Л., Воднева К.В, Захаровой М.В. о признании их членами семьи Гончаровой Г.А. подлежат удовлетворению.
При этом доводы представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» о том, что истцы как участники подпрограммы ранее были включены в состав семьи Гончаровой Г.А. неправомерно, в связи с неверным толкованием ФЗ № 125, а в <Дата обезличена> исключены из состава семьи Гончаровой Г.А. в связи с верным прочтением указанного закона, не могут повлиять на права Воднева В.Л., Захаровой (Водневой) М.В., Воднева К.В., которые длительное время ожидали своей очереди на получение жилищной субсидии в качестве членов семьи Гончаровой Г.А., что в своих ответах в адрес семьи Водневых и Гончаровой Г.А. компетентные органы также неоднократно подтверждали.
Принимая такое решение, суд учитывает тот факт, что признание истцов членами семьи нанимателя необходимо им для их учета при предоставлении жилищной субсидии Гончаровой Г.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воднева Владимира Леонидовича, Воднева Кирилла Владимировича, Захаровой Марины Владимировны удовлетворить.
Признать Воднева Владимира Леонидовича, Воднева Кирилла Владимировича, Захарову Марину Владимировну членами семьи Гончаровой Галины Антоновны.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: