Дело №2-2015/2021
73RS0003-01-2021-005113-25
М-1798/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2021 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Хаметшиной Л.Р.,
с участием истца Зиновьева Д.А., его представителя адвоката Кириллова С.П.,
ответчика Калимуллина С.М., его представителя адвоката Карпюк Т.В.,
прокурора Чвановой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зиновьева Д.А. к Калимуллину С.М. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Зиновьев Д.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к Калимуллину С.М. о взыскании компенсации морального вреда
Требования мотивирует следующим образом.
Приговором мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 01.07.2021 г. Калимуллин С.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 115 УК РФ. Преступление совершено в отношении родного брата истца Зиновьева В.А. 31.12.2020 г. З*** умер, Зиновьев Д.А. участвовал при производстве по уголовному делу в качестве потерпевшего. Истец указывает, что брат был для него родным человеком, Калимуллин С.М. своими преступными действиями причинил истцу нравственные и моральные страдания. Основываясь на положениях ст. 150, 151, 1101, 1064 ГК РФ, ст. 61 ГПК РФ, истец просит суд взыскать в свою пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей.
В судебном заседании истец Зиновьев Д.А., его представитель адвокат Кириллов С.П. исковые требования полностью поддержали по приведённым доводам. Истец пояснил, что обнаружил умершего брата, от чего испытал стресс и переживания. Обстановка преступления свидетельствовала, что Калимуллин С.М. вел себя агрессивно. Подтвердил, что его брат проживал один. Истец не оспаривал, что его брат злоупотреблял спиртными напитками.
Ответчик Калимуллин С.М. в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения на иск. Не оспаривал, что нанес удар по голове З*** при установленных приговором от 01.07.2021 г. обстоятельствах. Калимуллин С.М. пояснил, что вышел из душевного равновесия, так как З*** в новогоднюю ночь намеренно затапливал их водой с целью испортить торжество. Но у него не было целью убить З*** и умер он не из-за этого. За свое деяние Калимуллин С.М. понес наказание. З*** вел антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками, бродяжничал, питался отбросами из мусорного бака, он голодал, его подкармливали соседи, З*** был полностью забыт своими родственниками, в том числе братом Зиновьевым Д.А., которые его не навещал, не интересовался его судьбой, они от него отказались. В квартире З*** был беспорядок, антисанитарные условия, представил фотографию в подтверждение сказанного. Мать З*** сама говорила, что лучше бы З*** умер. Нашли труп спустя несколько дней, то есть на Новый год также никто не интересовался З*** Указывает, что никаких моральных страданий от потери брата истец не понес, так как еще при его жизни фактически от него отказался. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика адвокат Карпюк Т.В. просил в иске отказать, так как для его удовлетворения отсутствуют законные основания. Указал, что причинно-следственная связь между смертью З*** и деянием Калимуллина С.М. отсутствует. З*** был причинен легкий вред здоровью. Зиновьеву Д.А. никакие морально-нравственные страдания действиями ответчика не причинены.
Прокурор Чванова Д.Ю. в заключении полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, а также нормы ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве; гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон.
Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.
К числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией РФ прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.
В силу указанных положений Конституции РФ на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18 Конституции РФ). В гражданском законодательстве жизнь и здоровье рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).
Во исполнение ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу требований ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Во исполнение ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ч.4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
По смыслу п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотребление правом в каких-либо формах не допускается.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Из вышеприведенных норм следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 2 Постановления Пленума от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действием (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред может заключаться, в частности, в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, приведенный в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10, не является исчерпывающим.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Из нормативных положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, толкования положений Конвенции в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положений статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью гражданина требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) в связи с причинением вреда здоровья их близкому родственнику, другому лицу, являющемуся членом семьи по иным основаниям (в частности, опека, попечительство).
Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо установление противоправности поведения причинителя вреда, факта наступления вреда, причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, вины причинителя вреда.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Зиновьев Д.А. является родным братом З*** Они были зарегистрированы и проживали по разным адресам.
З*** умер 01.01.2021 г.
На момент смерти Зиновьев В.А. проживал один, не был трудоустроен. По месту жительства характеризовался удовлетворительно.
Приговором мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 01.07.2021 г. Калимуллин С.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 115 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа.
Приговором суда установлено, что 31.12.2020 г. примерно в 23 часа 00 минут Калимуллин С.М. находился в помещении кухни квартиры по адресу: <адрес>, где умышленно нанес деревянной палкой один удар по голове З*** причинив ему телесное повреждение, которое расценивается как легкий вред здоровью.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа № от 06.01.2021 г., составленному ГКУЗ УОБСМЭ, причина смерти З*** не установлена, ввиду гнилостных изменений трупа. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружена ушибленная рана теменной области головы справа с кровоизлиянием в мягкие ткани. Установленное повреждение могло образоваться в результате воздействия (вероятнее всего, однократного) тупого твердого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью в виде скругленного ребра, действовавшего в область теменной области головы справа и могло образоваться незадолго до наступления смерти, либо в агональный период наступления смерти. При физико-химическом исследовании поверхности кожи с зоны устанволенного поврждения следов железа не обнаружено.
Зона расположения установленного повреждения является доступной, для возможности его образования в результате падения и ударе, как о плоскую, так и о выступающую поверхность.
Установленная у З*** ушибленная рана теменной области головы справа с кровоизлиянием в мягкие ткани расценивается как повреждение, которое обычно, у живых лиц без осложненного течения, расценивается как повреждение, причинившее легкий вред здоровью, по признаку кратковременного расстройства здоровья. Установленное повреждение в причинно-следственной связи со смертью не состоит.
Характер трупных явлений не исключает возможности наступления смерти в срок, около 7-10 дней к моменту вскрытия.
При судебно-химическом исследовании крови от трупа обнаружено 2,17 промилле этилового алкоголя. Такое количество алкоголя в крови обычно у живых лиц соответствует средней степени алкогольной интоксикации, однако, достоверно установить степень алкогольной интоксикации на момент наступления смерти не представляется возможным, так как развитие гнилостных процессов может способствовать как образованию этилового спирта, так и его распаду.
При судебно-медицинской экспертизе обнаружены морфологические признаки следующих заболеваний (патологических состояний): атеросклероз коронарных артерий, мелкоочаговый и мелкосетчатый кардиосклероз, артерионефросклероз, тотальный жировой гепатоз, хронический гастрит, панкреосклероз и стеатоз поджелудочной железы, отек коры головного мозга, острая очаговая альвеолярная эмфизема легких, отек легких, однако установить, состоят ли данные патологические изменения в причинно-следственной связи со смертью не представилось возможным, ввиду гнилостных изменений трупа.
Постановлением от 04.02.2021 г. отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 105, 110, ч.4 ст. 11 УК РФ на основании п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ (отсутствие события преступления).
В ходе производства по уголовному делу Зиновьев Д.А. был признан представителем потерпевшего З***
В объяснениях и показаниях Зиновьев Д.А. пояснял, что его брад З*** проживал один, злоупотреблял спиртными напитками.
Зиновьев Д.А. пояснял, что нашел брата уже умершим.
В судебном заседании у мирового судьи Зиновьев Д.А. пояснил, что поехал к брату, так как мать сказала, что звонила брату, и он не отвечал.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, поскольку по настоящему делу требования о компенсации морального вреда были заявлены истцом в связи с перенесенными лично им нравственными страданиями, вызванными, по его утверждению, нарушением ответчиком принадлежащих именно ему нематериальных благ, включая такое нематериальное благо, как семейная жизнь, семейные связи с братом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Суд учитывает, что смерть З*** наступила не от противоправных действий Калимуллина С.М.
З*** обнаружил брата уже мертвым. Действиями Калимуллина С.М. Зиновьеву В.А. был причинен легкий вред здоровью.
При этом в материалы дела не представлено доказательств, что Калимуллин С.М. своими деяниями причинил физические и (или) морально-нравственные страдания именно Зиновьеву Д.А. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░