РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Дудинский районный суд ФИО2 края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,
при секретаре Гонштейн С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в защиту жилищных прав Ерёминой Маргариты Григорьевны о возложении обязанности предоставить Ерёминой Маргарите Григорьевне жилое помещение на территории сельского поселения Хатанга, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учётной нормы по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в интересах Ерёминой М.Г. обратился с иском в суд к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о предоставлении последней жилого помещения на территории сельского поселения Хатанга, соответствующего санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учётной нормы по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Ерёмина М.Г. является сиротой, так как ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО11 а ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО12. С ДД.ММ.ГГГГ Еремина М.Г. находилась под опекой ФИО9 в <адрес>. Недвижимого имущества на праве собственности у Ерёминых нет, договор социального найма с ними не заключался. ДД.ММ.ГГГГ Ерёмина М.Г. написала заявление в Министерство образования и науки Красноярского края о постановке на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и предоставлении жилья. ДД.ММ.ГГГГ Ерёмина М.Г. поставлена на учёт в министерство образования и науки Красноярского края, как не имеющая жилого помещения. До настоящего времени жильём Ерёмина М.Г. не обеспечена. В образовательном учреждении последняя не обучается, своего жилого помещения не имеет, вынуждена проживать у родственников. Соглашением о взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района по реализации Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которым в ДД.ММ.ГГГГ будут предоставлены квартиры вне очереди, однако, Ерёмина М.Г. в данный список не входит. Таким образом Ерёмина М.Г. останется не обеспеченной жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Ерёмина М.Г. обратилась в прокуратуру района за защитой нарушенных жилищных прав. В связи с изложенным, прокурор просит суд обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого района предоставить Ерёминой М.Г. жилое помещение на территории сельского поселения Хатанга, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Таймырского района Боднарчук О.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным выше.
Ерёмина М.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором указала о том, что иск прокурора, поданный в ее интересах, поддерживает в полном объеме, а также просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Панов А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Ерёмина М.Г. подала соответствующее заявление в уполномоченный орган местного самоуправления. Также, не представлено доказательств того, что уполномоченный орган исполнительной власти Красноярского края в области образования принял решение о предоставлении Ерёминой М.Г. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также не доказано, что подошла ее очередь, сформированная в соответствии со списком. Кроме того, по мнению представителя ответчика, требования прокурора нарушают права других детей сирот, которые уже стоят в очереди на предоставление жилья. В связи с изложенным, просил в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края, Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности №/и от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (заказным письмом с уведомлением о вручении, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ), ходатайства о рассмотрении дела в своё отсутствие или об отложении слушания дела суду не представил, однако, направил отзыв, в котором указано, что Еремина М.Г. поставлена на учёт ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», до ДД.ММ.ГГГГ не реализовала своё право на обеспечение жилыми помещениями, поэтому она автоматически включена в список в хронологическом порядке по дате подачи заявления. Таким образом, Еремина М.Г. будет обеспечена органами местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, если по установленным законом основаниям не будет исключена из списка. По мнению представителя Министерства образования и науки края, по настоящему делу нет нарушения, оспаривания прав, свобод или законных интересов материального истца, который в установленном законом порядке своевременно был поставлен на соответствующий учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории граждан и включена в список. В связи с тем, что материальный истец поставлен на соответствующий учёт, он гарантированно должен получить жилое помещение после последовательно совершенных соответствующих административных действий. Данное право материального истца никто не оспаривает и не нарушает.
Выслушав заместителя прокурора района Боднарчук О.М., представителя ответчика Панова А.А., исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
На основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В связи с принятием Федерального Закона № № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся дополнения видов жилых помещений специализированного фонда (ч. 1 ст. 92), назначения данного вида специализированного жилищного фонда (ст. 98.1), предоставления жилых помещений названным категориям лиц (ст. 109.1), невозможности выселения детей-сирот из специализированного жилого помещения без предоставления другого благоустроенного жилого помещения (п. 5 ст. 103).
Кроме того, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, который предусматривал предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам, признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был принят Закон Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «О защите прав ребенка», в статью 17 которого Законом Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, из которых видно, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Во исполнение вышеназванного Закона, Губернатором Красноярского края издан ФИО2 №-уг от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», которым утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также иным лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
В Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации, и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71,71 и 73).
Статьёй 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями, в порядке, установленном Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона, на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Во исполнение вышеуказанных Законов, Указа Губернатора Красноярского края, Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края уполномоченными органами по реализации государственных полномочий определены: в части предоставления жилых помещений рассматриваемой категории лиц - Управление имущественных отношений района; в части приобретения жилых помещений - Управление образования администрации района (Постановления № и № от ДД.ММ.ГГГГ). Принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилого помещения указанной категории лиц (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц возложена на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. Непосредственное предоставление данных жилых помещений органами государственной власти Красноярского края, как законодательством Российской Федерации, так и законодательством субъекта Российской Федерации, не предусмотрено.
В силу приведенных выше правовых норм обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями возложено на органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета, поэтому суд полагает, что Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При этом, право указанной категории граждан на получение жилья носит безусловный характер, и его реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо формальных причин, препятствующих этому.
В судебном заседании установлено, что Ерёмина М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Её мать ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о смерти ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) и свидетельством о смерти ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Постановлением главы администрации <адрес> (л.д. 22), над Ерёминой М.Г. было установлено опекунство, при этом её опекуном назначена бабушка - ФИО9
Приказом начальника Управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 освобождена от обязанностей попечителя и несовершеннолетняя Ерёмина М.Г. определена на полное государственное обеспечение в Таймырское муниципальное образовательное учреждение <данные изъяты> где находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 14).
Согласно имеющейся в материалах дела справки директора КГБОУ СПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Ерёмина М.Г. обучается в указанном учебном заведении на втором курсе по профессии «вышивальщица. Срок начала обучения ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Из имеющихся в материалах дела справкам Таймырского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, Ерёмина М.Г. и её родители - мать ФИО16 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каких либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве не имели (л.д. 15, 16, 17).
Согласно Уведомлениям Дудинского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 краю от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о наличии прав Ерёминой М.Г., ФИО17 на недвижимое имущество (л.д.18, 19, 20).
Согласно справкам и.о. начальника территориального отдела <адрес> сельского поселения <адрес> № и № от ДД.ММ.ГГГГ и №, № от ДД.ММ.ГГГГ, Ерёмина М.Г., а также её родители ФИО18 в <адрес> собственного жилья, а также жилья по договору социального найма не имеют, семья вела кочевой образ жизни (л.д.24, 25, 26).
ДД.ММ.ГГГГ Ерёмина М.Г. направила в адрес Министерства образования и науки Красноярского края заявление с просьбой поставить её на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением (л.д. 8), после чего, по решению краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, истица была поставлена на учёт, что подтверждается письмом №/и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).
Доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время Ерёмина М.Г. обеспечена жилым помещением, ответчиком не представлено.
Таким образом, Ерёмина М.Г. подпадает под категорию лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд находит заявленные прокурором в интересах Ерёминой М.Г. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку она имеет право на получение благоустроенного жилья по договору найма специализированного жилого помещения, не обеспечена им на момент рассмотрения спора. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципального района, обязаны предоставить Ерёминой М.Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту её жительства на территории сельского поселения <адрес> Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить в полном объёме.
Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить Ерёминой Маргарите Григорьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> <адрес> края, жилое помещение на территории сельского поселения Хатанга, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учётной нормы по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.