Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1876/2018 (2-14640/2017;) ~ М-11892/2017 от 21.11.2017

Дело № 2-1876/18 (17)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 19.03.2018 года)

г. Екатеринбург 13 марта 2018 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В., с участием прокурора Рыжовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дергунова А. С. и Казанцева А. В. к Екатеринбургской таможне о восстановлении на службе,

У С Т А Н О В И Л:

Дергунов А.С. и Казанцев А.В. обратились в суд с иском к Екатеринбургской таможне о восстановлении на службе в прежней должности. В обоснование заявленных требований указали, что 23.10.2017 ответчиком на основании приказов от 23.10.2017 № 273-к и № 274-к было принято незаконное решение об увольнении истцов со службы на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Причиной данных увольнений послужили результаты проведенных в отношении истцов служебных проверок, которые были инициированы на основании докладных записок начальника отдела государственной службы и кадров таможни и отражены в Докладах о результатах проверки от 23.10.2017. С данными приказами истцы не согласны, считают их незаконными и необоснованными. В частности указали, что были лишены возможности воспользоваться своим правом давать объяснения по существу. Сама проверка была начата и кончена 23.10.2017. Кроме того, ответчиком нарушен шестимесячный срок привлечения их к дисциплинарной ответственности, поскольку о выявленных нарушениях ответчику было известно еще 13.09.2016 при поступлении представления прокурора. Учитывая изложенное, просили признать их увольнения незаконными, восстановить их на службе в прежней должности, взыскать средний заработок за врем вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб. 00 коп. в пользу каждого.

В судебном заседании истцы Дергунов А.С., Казанцев А.В. и их представитель Белобородов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представители ответчика Екатеринбургской таможни Кузнецова М.А., Берсенева П.В., Симдянкина С.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государтсвенной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании п.п. 1, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В соответствии с п. 3.2 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (п. 3.1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ).

Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ).

Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "личная заинтересованность", установленное ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (п. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества.

Как следует из материалов дела, 23.10.2017 Екатеринбургской таможней на основании приказов от 23.10.2017 № 273-к и № 274-к было принято решение об увольнении Дергунова А.С. и Казанцева А.В., соответственно, со службы на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Основанием для вынесения данных приказов послужили доклады о результатах проведения проверки от 23.10.2017 в отношении Дергунова А.С. и Казанцева А.В., из которых следует, что 17.03.2016 Свердловским следственным отделом на транспорте Уральского СУТ СК России было возбуждено уголовное дело № 1398в отношении старшего государственного таможенного инспектора отдела досмотра Орджоникидзевского таможенного поста Екатеринбургской таможни Дергунова А.С. по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, и инспектора отдела досмотра Орджоникидзевского таможенного поста Екатеринбургской таможни Казанцева А.В. по признакам составов преступлений, ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

02.08.2017 Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга в отношении истцов был вынесен приговор, в соответствии с которыми они были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно, назначено наказание в виде штрафа.

Апелляционным постановлением судьи Свердловского областного суда от 06.10.2017 приговор от 02.08.2017 изменен в части освобождения истцов от наказания, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения истцами коррупционного преступления в виде служебного подлога, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенных из корыстной и иной личной заинтересованности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Согласно ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком в отношении истца было обоснованно применено взыскание в виде увольнения с гражданской службы в связи с утратой доверия, соответственно оснований для признания незаконными и отмены приказов Екатеринбургской таможни от 23.10.2017 № 273 и № 274, и восстановления истцов на службе в прежней должности со взысканием денежного содержания за время вынужденного прогула в согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.

Доводы истцов и их представителя о нарушении ответчиком сроков применения данного вида взыскания не могут быть приняты судом во внимание, поскольку материалами дела установлено, что о совершении истцами коррупционного преступления ответчику стало известно лишь после вынесения судами вышеуказанных постановлений, в частности, с момента вынесения апелляционного постановления судьи Свердловского областного суда от 06.10.2017, соответственно, сроки применения в отношении истцов вышеуказанного взыскания ответчиком были соблюдены.

Доводы о том, что о данном нарушении ответчику было известно еще 13.09.2016 при поступлении представления заместителя руководителя Свердловского следственного отдела на транспорте Уральского СУТ СК России, не может быть принято судом во внимание в качестве основания для признания данного увольнения незаконным, поскольку на тот момент факт совершения истцами коррупционного преступления еще не был подтвержден, соответственно, ответчику не могло быть о нем известно.

Тот факт, что приказом от 28.10.2015 № 45Д, как указывал истец Дергунов А.С., он уже был привлечен к дисциплинарной ответственности по аналогичным основаниям, а Казанцев А.В. был освобожден от данного вида ответственности в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности, также не может служить основанием для удовлетворения заявленных ими требований, поскольку как следует из данного приказа Екатеринбургской таможни от 28.10.2015 № 45Д, Дергунов А.С. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении им требований подп. 10, 30, 33, п. 13 раздела III его должностного регламента, а также п.п. 3.2.2, 3.2.4, 3.4.2, 3.5.3 приказа ФТС России от 23.04.2014 № 767 «Об утверждении временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров», подп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ, то есть не за совершение коррупционного преступления.

Послужившая основанием к увольнению истцов проверка проведена с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 21.09.09 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", утвердившего соответствующее Положение.

Решение о проведении проверки принято компетентным должностным лицом в соответствии с имеющимися у него полномочиями. Истцы были уведомлены о том, что в отношении них принято решение о проведении проверки, им разъяснено право на проведение беседы в целях получения разъяснения по интересующим его вопросам.

При этом право государственного служащего представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме при осуществлении проверки (подпункт "б" пункта 24 Положения) закреплено в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Определяя права гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, пункт 1 части 8 статьи 59 данного Федерального закона предусматривает его право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в статье 59 не устанавливает конкретного срока, в течение которого гражданский служащий может воспользоваться своим правом на представление доказательств в обоснование своей позиции. По смыслу указанной нормы Федерального закона данное право может быть реализовано гражданским служащим в течение всего срока проведения в отношении него служебной проверки.

Пунктом 15 Положения определены права должностных лиц Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб при проведении проверки. Подпункт "в" данного пункта Положения, предусматривающий, что при осуществлении проверки должностные лица вправе получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, не лишает государственного служащего, в отношении которого проводится проверка, возможности предоставления дополнительных материалов.

При этом как следует из протоколов вышеуказанных бесед, истцы какие-либо объяснения дать не пытались. Доказательств того, что предпринимали попытки предоставить объяснения и соответствующие доказательства, в том числе, в течение четырех рабочих дней, о предоставлении которых просили представителя нанимателя, суду не предоставили. Более того, не смогли пояснить, какие именно дополнительные доказательства помимо имеющихся у работодателя они предполагали представить в ходе проведения указанной проверки. Данные доказательства истцу не представили и в судебное заседание при рассмотрении заявленных ими требований.

Не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и доводы истцов о том, что при увольнении истца ответчиком не учтены тяжесть совершенного проступка, предшествующее поведение гражданского служащего.

Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.

При доказанности факта совершения гражданским служащим действий, которые должны квалифицироваться как непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, по смыслу действующей в настоящее время нормы п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", контракт с гражданским служащим подлежит расторжению, а гражданский служащий увольнению.

Применение других мер ответственности (в том числе, с учетом положительных характеристик служащего и длительной предшествующей добросовестной службы) в данном случае невозможно, поскольку действующий закон не предоставляет руководителю права избрания для такого служащего иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Дергунова А.С. и Казанцева А.В. к Екатеринбургской таможне о восстановлении на службе и как производных от них требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дергунова А. С. и Казанцева А. В. к Екатеринбургской таможне о восстановлении на службе оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Иванова

2-1876/2018 (2-14640/2017;) ~ М-11892/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дергунов А.С.
Казанцев А.В.
Ответчики
Екатеринбургская таможня
Другие
Прокурор Ленинского района
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Тихонова(Иванова) Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
21.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2017Передача материалов судье
24.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2017Предварительное судебное заседание
26.01.2018Предварительное судебное заседание
02.02.2018Предварительное судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее