дело № 3а-168/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 24 января 2017 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.М. Зинатуллина к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан об отмене решения от 19 сентября 2016 года № 25/1 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31,
УСТАНОВИЛ:
18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, назначенные Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291.
27 апреля 2016 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято постановление № 5/36-7, которым полномочия окружной избирательной комиссии Центрального одномандатного избирательного округа № 31 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан.
19 сентября 2016 года территориальной избирательной комиссией Ново-Савиновского района города Казани было принято решение № 25/1 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31, выдвинутый политической партией «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», Р.М. Зинатуллин обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани решение от 19 сентября 2016 года № 25/1 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31.
Административный истец указывает, что в ходе голосования, при подсчете голосов, установлении итогов голосования на избирательных участках и утверждении результатов выборов были допущены серьезные нарушения избирательного законодательства, а именно избирательными комиссиями был произведен заведомо недостоверный подсчет голосов избирателей. Также имели место многократные голосования отдельными группами граждан, вбросы бюллетеней в ящики для голосования.
По мнению Р.М. Зинатуллина, характер и масштаб указанных нарушений законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В судебном заседании Р.М. Зинатуллин и его представитель А.И. Сюзюмов, являющийся также представителем политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», административное исковое заявление поддержали.
Представитель территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Г.С. Мустафина административный иск не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов установлены в части 6 статьи 100 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
В силу пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии о результатах выборов являются нарушения, перечисленные в пункте 2 (за исключением подпунктов «а», «а1») статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31.
Оспаривая правомерность решения территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани, административный истец указывает, что в ходе голосования, при подсчете голосов, установлении итогов голосования на избирательных участках и утверждении результатов выборов были допущены серьезные нарушения избирательного законодательства, а именно избирательными комиссиями был произведен заведомо недостоверный подсчет голосов избирателей.
Суд полагает несостоятельными эти доводы в силу нижеследующего.
Порядок подсчета голосов избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определен в статье 85 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
На основании статьи 87 этого Закона на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу (часть 1).
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов № 1 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования составляет протокол № 1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу (часть 6).
Перед подписанием протоколов окружной избирательной комиссии указанная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования, определении результатов выборов по одномандатному избирательному округу. После этого окружная избирательная комиссия подписывает протоколы, а также принимает решение о результатах выборов по одномандатному избирательному округу (часть 12).
Результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31 определены территориальной избирательной комиссией Ново-Савиновского района города Казани 19 сентября 2016 года путем суммирования данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов пяти территориальных избирательных комиссий (Авиастроительного, Ново-Савиновского, Советского районов города Казани и Пестречинского, Тюлячинского районов Республики Татарстан), которые, в свою очередь, определили итоги голосования на основании первых экземпляров протоколов 278 участковых избирательных комиссий.
До подписания протокола о результатах выборов по Центральному одномандатному избирательному округу № 31 в территориальную избирательную комиссию Ново-Савиновского района города Казани от административного истца жалобы на нарушения избирательного законодательства, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования не поступали. Не поступали такие жалобы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в десятидневный срок, установленный законом для обжалования итогов голосования. Данные обстоятельства Р.М. Зинатуллин подтвердил в судебном заседании. Следовательно, достоверность итогов голосования на всех избирательных участках по Центральному одномандатному избирательному округу № 31 не опровергнута.
Не установив каких-либо нарушений избирательного законодательства при проведении голосования или установлении итогов голосования, отсутствии сведений о признании недействительными итогов голосования на одной четвертой части избирательных участков Центрального одномандатного избирательного округа № 31, административный ответчик правомерно составил протокол о результатах выборов по указанному одномандатному избирательному округу, а также принял решение о результатах выборов.
Суд не может согласиться с правомерностью доводов административного истца о том, что выявленные им нарушения избирательного законодательства в ходе голосования, при подсчете голосов, установлении итогов голосования на избирательных участках и утверждении результатов выборов, не позволяют выявить действительную волю избирателей.
По сведениям, представленным Р.М. Зинатуллиным, установлено расхождение между числом избирателей, опустивших бюллетени в стационарные ящики для голосования, и числом бюллетеней, обнаруженных в этих ящиках. Всего по 60 избирательным участкам Центрального одномандатного избирательного округа № 31 расхождение составляет 13 331 бюллетень.
Вместе с этим избранным по данному одномандатному избирательному округу признан кандидат, получивший 180 244 голоса, что составляет 66,95 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Остальные голоса распределились между 6 кандидатами в депутаты, где наибольшее число голосов у кандидата составляет 10,86 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Следовательно, даже при достоверности сведений, предоставленных административным истцом о допущенных нарушениях избирательного законодательства, веских оснований полагать, что при определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено, не имеется.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нарушений избирательного законодательства, которые могли являться основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани от 19 сентября 2016 года № 25/1 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Р.М. Зинатуллина к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан об отмене решения от 19 сентября 2016 года № 25/1 о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу № 31 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 25 января 2017 года.
Судья Э.С. Каминский