РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2020 года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при участии старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Денисовой М.Е., Поповой
при секретаре Асланян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Федоров М.А. к председателю УИК № 3013 Октябрьского района г. Самара Москаева А.О., председателю ТИК Октябрьского района г. Самара Самарской области Терентьев С.А., заинтересованным лицам Избирательной комиссии адрес о признании незаконными бюллетеней голосования,
установил:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу №5 Федоров М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что с 02 по 10 сентября 2020 г. при проведении досрочного голосования на выборах в Совет депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 5 члены УИК № 3013 нарушали законодательство РФ, поскольку пришедшие голосовать досрочно не указывали причину досрочного голосования, при этом им выдавали бюллетени для голосования, в связи с чем усматривает в поведении членов УИК № 3013 признаки вмешательства в тайну голосования, давления на избирателей и принуждения их к голосованию. Считает, что вышеуказанные действия административных ответчиков привели к нарушению избирательного права административного истца, что противоречит Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Просит суд признать незаконными действия административных ответчиков, а также в связи с нарушением процедуры голосования признать бюллетени досрочного голосования с 02 по 10 сентября недействительными.
В судебном заседании представитель административного истца Пушкин А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнил, что из анализа представленных заявлений на досрочное голосование усматривается, что зачастую избиратели приходили через небольшой промежуток времени, после закрытия административных учреждений, в связи с чем предполагают о возможном давлении на указанных избирателей, понуждения их к голосованию, в том числе не исключает, что в пользу определенных кандидатов, что ведет к нарушению прав административного истца, который является кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу №5.
В судебном заседании председатель УИК № 3013 Октябрьского района г. Самара Москаева А.О. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что нарушения процедуры досрочного голосования в спорный период не было, всего досрочно проголосовало 22 человека, при этом они самостоятельно указывали причину невозможности явки в день голосования 13 сентября, какого либо давления на них не оказывалось, после голосования бюллетень опечатан, их подсчет будет произведен после голосования. При этом каких-либо оснований для признания недействительными бюллетеней за спорный период стороной истца не представлено.
Председатель ТИК Октябрьского района г. Самары Самарской области Терентьев С.А. также исковые требования не признал, ссылаясь на то, что процедура досрочного голосования не нарушена, доказательств обратного стороной административного истца не представлено, законные основания признания бюллетеней за спорный недействительными отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области Трошина С.П. в судебном заседании просила исковые требования оставить удовлетворения по причине отсутствия законных оснований для их удовлетворения, при этом указала, что стороной административного ответчика не представлено доказательств нарушения его прав.
Заслушав участвующих лиц, прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 названного Федерального закона).
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 23.06.2020г. №197 « О назначении выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва» на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва. Данное решение официально опубликовано в газете «Самарская газета» 27.06.2020г. №130 /6567/.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области (далее - муниципальные образования), а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области (далее - члены выборных органов) регулируются Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) /далее – Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД/.
Согласно ч. 1 ст. 61 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД избиратель, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении участковой избирательной комиссии (за десять и менее дней до дня голосования).
Данные положения согласуются с положениями, изложенными в п. 2 ст. 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым избирателям, не имеющим возможности явиться на выборы в день голосования предоставлено право проголосовать досрочно в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что за период с 02.09.2020г. по 10.09.2020г. включительно досрочно проголосовало 22 избирателя, в том числе: 03.09.2020г. – 1, 05.09.2020г. –4, 06.09.2020г. – 1, 07.09.2020г. - 8, 08.09.2020г. - 3, 09.09.2020г. – 2, 10.09.2020г. – 3.
Рассматривая требования административного истца, который ссылается на то, что административным ответчиком при досрочном голосования не устанавливалась уважительность причин досрочного голосования, доводы о возможном давлении на избирателей, в том числе и на их волеизъявления в пользу конкретных депутатов, суд исходит из того, что приведенный в вышеуказанных нормах материального права примерный перечень уважительных причин, как оснований для досрочного голосования, является открытым, поскольку не представляется возможным учесть все многообразие жизненных обстоятельств, которые могут указывать на необходимость реализации активного избирательного права ранее установленного дня голосования.
Согласно позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области" права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, на труд, отдых, охрану здоровья, образование (статья 27; статья 37, части 1 и 2; статья 41, часть 1; статья 43, часть 1, Конституции Российской Федерации) являются такими же конституционно признаваемыми и защищаемыми ценностями, как и избирательные права, принцип соблюдения баланса конституционно значимых ценностей требует обеспечения каждой из них без несоразмерного ущерба для прочих, а потому правовое регулирование, которое ставит гражданина в ситуацию вынужденного выбора, от реализации какого конституционного права он должен будет отказаться, для того чтобы воспользоваться другим, следует рассматривать как посягающее на это другое право, его отрицание (во всяком случае, в данных конкретных обстоятельствах).
Поскольку референдум и выборы осуществляются посредством голосования граждан, участники референдума и избиратели, голосующие на выборах, равным образом являются участниками равноположенных по своей конституционной значимости высших форм осуществления народовластия, а потому основания и условия использования и теми и другими субсидиарных механизмов голосования как дополнительных гарантий права на участие в референдуме и активного избирательного права (досрочное голосование, голосование по почте, по открепительным удостоверениям и др.) должны быть в принципиальном плане также равными.
Соответственно избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии. При этом лишение права на использование института досрочного голосования на выборах ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют.
Анализ материалов дела в сопоставлении с положениями вышеуказанных Законов не дает оснований считать, что со стороны административных ответчиков, в частности УИК №3013 Октябрьского района г. Самары при принятии решения о предоставлении 22 избирателям возможности досрочного голосования в период с 02.09.2020 по 10.09.2020г. имели место какие-либо нарушения избирательного законодательства, в том числе как по полномочиям, так и по предмету рассматриваемого вопроса.
Согласно п. 16 ст. 64 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, либо, если в соответствии с частью 19 статьи 37 настоящего Закона голосование проводится по одной кандидатуре, позиций "За" и "Против", или в которых знак проставлен более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью 12 настоящей статьи и частью 12 статьи 61 настоящего Закона) заносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
При этом перечень оснований признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обстоятельства, положенные в основу заявленных требований, нарушениями избирательного законодательства не являются и не могут служить основанием для признания бюллетеней досрочного голосования с 02.09.2020 по 10.09.2020г. недействительными.
По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей, как не представлено каких-либо доказательств нарушения прав административного истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Федоров М.А. о признании незаконными бюллетеней голосования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 12 сентября 2020 года.
Судья подпись Н.В. Полякова
Копия верна
Судья:
Секретарь: