Дело № 2 - 994/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2014 года
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Дементьевой В.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием
помощника Собинского межрайонного
прокурора Кривовой О.В.,
представителя ответчика Ионова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Князеву В.А, о возложении обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости транспортных средств и утвердить результаты оценки уязвимости, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств,
у с т а н о в и л:
Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Князеву В.А, о возложении обязанности провести категорирование транспортных средств - автобусов <...> получить результаты оценки их уязвимости, разработать планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. В обоснование требований указал, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ИП Князевым В.А. требований законодательства в сфере транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что ИП Князев В.А. осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно, автобусами, оборудованным для перевозок более восьми человек. Указанная деятельность осуществляется на основании договоров № 12-12П, № 13-12П от 04.12.2012 года, № 06-14П от 16.06.2014 года, заключенных с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, а также на основании контракта на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на пригородных муниципальных маршрутах регулярных перевозок № ю-03/387 от 27.12.2013 года, заключенного с администрацией муниципального образования Собинский район, на основании договора об оказании услуг по организации перевозок пассажиров в межрегиональном сообщении № 169 от 28.05.2014 года, заключенного с ОАО «Мособлвокзалы». В соответствии с требованиями Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» собственники объектов транспортной инфраструктуры, каковым является ответчик, обязаны обеспечить транспортную безопасность. В целях исполнения законодательства, регулирующего транспортную безопасность, ответчик обязан разработать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее ОТИ), для чего ему необходимо провести категорирование транспортных средств и оценку их уязвимости. Названные требования законодательства ИП Князевым В.А. не исполнены, что может привести к значительному снижению уровня антитеррористической защищенности транспортных средств и в случае совершения на них преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил суд признать бездействие по не направлению заявки на проведение категорирования транспортных средств – автобусов <...> не проведению оценки их уязвимости, не разработке планов обеспечения транспортной безопасности незаконным, возложении обязанности направить заявление о проведении категорирования указанных транспортных средств, обеспечить проведение уязвимости транспортных средств, разработать план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. Уточненное исковое заявление принято к производству суда.
Определением суда от 12 декабря 2014 года производство по делу по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Князеву В.А. в части требований о признании бездействия ИП Князева В.А. по не направлению заявки на проведение категорирования указанных транспортных средств в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ, по не проведению оценки их уязвимости и по не разработке планов обеспечения транспортной безопасности незаконным, об обязании ИП Князева В.А. направить в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ заявление о проведении категорирования транспортных средств прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в указанной части требований.
В ходе рассмотрения дела помощник Собинского межрайонного прокурора Кривова О.В. уточнила исковые требования, просила суд обязать ИП Князева В.А. обеспечить проведение оценки уязвимости указанных транспортных средств и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости вышеуказанных транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и присвоении категории ОТИ; разработать план обеспечения транспортной безопасности выше названных транспортных средств и утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности (л.д. 59 - 60).
В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Кривова О.В. дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что план обеспечения транспортной безопасности необходимо разработать в течение трех месяцев с момента получения результатов оценки уязвимости транспортных средств. Просила удовлетворить уточненные исковые требования.
В судебное заседание ответчик ИП Князев В.А., извещенный надлежащим образом, не явился, доверил представлять свои интересы представителю Ионову А.А. на основании доверенности.
Представитель ответчика Ионов А.А. согласился с уточненными исковыми требованиями частично, просил установить срок по проведению оценки уязвимости транспортных средств в течение шести месяцев и для разработки плана обеспечения транспортной безопасности в течение трех месяцев после получения оценки уязвимости.
В судебное заседание представитель третьего лица - Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО Федеральной службы по надзору за безопасностью на транспорте, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал требования прокурора. Указал, что в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №42 от 08.02.2011 года проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств осуществляется после проведения их категорирования и получения субъектом транспортной инфраструктуры уведомлений о включении транспортных средств в реестр категорированных ОТИ и ТС. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (л.д. 42 - 43).
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования Собинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, урегулированы положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16 - ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Как следует из пунктов 11 и 12 статьи 1 Федерального закона в состав транспортного комплекса входят транспортные средства, в частности транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу на осуществление которой требуется специальное разрешение.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, каковыми в силу ст. 1 указанного закона признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В судебном заседании установлено и подтверждено свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об ИП, что Князев В.А. является индивидуальным предпринимателем (л.д. 11). Для осуществления предпринимательской деятельности в собственности ответчика имеются транспортные средства, указанные в представленном суду списке подвижного состава в количестве 46 единиц (л.д. 13 - 14).
Из материалов дела следует, что ИП Князев В.А. с использованием имеющихся транспортных средств осуществляет пассажирские перевозки на основании контракта № ю-03/387 от 27.12.2013 года, заключенного с администрацией МО Собинский район, договоров № 12-12 П от 04.12.2012 года, № 13-12 П от 04.12.2012 года, № 06-14 П от 16.06.2014 года, заключенных с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, договора № 169 от 28.05.2014 года, заключенного с ОАО «Мособлвокзалы» (л.д. 15 - 28).
На основании названных норм закона ИП Князев В.А. является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого возложена обязанность обеспечения транспортной безопасности на принадлежащих ему транспортных средствах.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подп. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подп. 4). На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Федерального закона).
Анализ норм законодательства, регулирующего обеспечение транспортной безопасности, в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что категорирование является обязательной процедурой, необходимой для проведения оценки уязвимости транспортных средств для последующего изготовления плана безопасности.
Из материалов дела следует, что ИП Князев В.А. 10.11.2014 года обратился в Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства с заявкой о проведении категорирования транспортных средств и направил необходимые сведения – перечень транспортных средств и паспорта транспортных средств (л.д. 61 - 94).
На основании результатов категорирования транспортных средств проводится оценка их уязвимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 года № 87 утвержден Порядок о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 года № 34.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Согласно пунктам 5.7, 5.8 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, на основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что ИП Князев В.А., являясь субъектом транспортной инфраструктуры, в соответствии с действующим законодательством обязан обеспечить проведение оценки уязвимости принадлежащих ему транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости; разработать и утвердить в установленном порядке план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается с предложенным Собинским межрайонным прокурором сроком для проведения оценки уязвимости и утверждения результатов оценки в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении транспортных средств в Реестр категорированных ОТИ и присвоения категории ОТИ. Суд не принимает доводы представителя ответчика об установлении шестимесячного срока для проведения оценки уязвимости и утверждения результатов оценки, поскольку, как отмечалось выше, срок в три месяца прямо предусмотрен действующим законодательством. Также суд полагает необходимым установить срок для утверждения плана обеспечения транспортной безопасности в течение трех месяцев с момента получения результатов оценки уязвимости транспортных средств. С учетом наличия объективных обстоятельств, суд считает установленные сроки разумными и справедливыми.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, суд признает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Князева В.А, обеспечить проведение оценки уязвимости транспортных средств (автобусов: <...> и утвердить в установленном порядке результаты оценки уязвимости указанных транспортных средств в течение трех месяцев со дня получения уведомления о включении транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоении им категорий.
Обязать индивидуального предпринимателя Князева В.А, разработать план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств автобусов: <...> и утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности в течение трех месяцев с момента утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортных средств.
Взыскать с Князева В.А, в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: В.В. Дементьева
.