Решение по делу № 2-4037/2014 ~ М-4206/2014 от 16.09.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2014 года г. Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Юнусовой Г.Ю.,

при секретаре Казначеевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4037/14 по иску Конова Н.В. к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения,

у с т а н о в и л:

Конов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Тульской области о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения.

В обоснование заявленных требований указал на то, что он является инвалидом <данные изъяты>, в связи с получением увечья на Чернобыльской АЭС.

В ДД.ММ.ГГГГ Отдел санаторно-курортной помощи Министерства здравоохранения Тульской области выдал ему путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий <данные изъяты>

С данными документами он обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для получения талона на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. Истцу были выданы специальные талоны на право бесплатного проезда серии <данные изъяты> <данные изъяты> и серии <данные изъяты> <данные изъяты> по путевке серии <данные изъяты> <данные изъяты>.

Истец реализовал указанные талоны и приобрел билеты на бесплатный проезд в санаторий и обратно.

Но до отъезда в санаторий ДД.ММ.ГГГГ, Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письмом <данные изъяты> «Об отзыве специальных талонов на право бесплатного проезда сообщил об аннулировании выданных истцу специальных талонов на право бесплатного проезда и сообщил о необходимости срочно вернуть проездные документы в региональное отделение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовав по вопросу проезда обратиться в Департамент здравоохранения Тульской области по адресу: <адрес>

Телеграммой от ДД.ММ.ГГГГ ответчик телеграммой поставил в известность истца об аннулировании выданных ему талонов на право бесплатного проезда.

По утверждению истца он обратился в Государственное учреждение Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, где его заверили, что ему необходимо покупать билеты в санаторий и обратно за свой счет, а по приезду необходимо предоставить пакет документов (копию путевки, проездные документы, справку о нахождении в санатории) и они будут оплачены.

В связи с этим он приобрел билеты к месту лечения и обратно за свой счет, вернув в железнодорожную кассу, билеты приобретенные по талону.

По приезду после прохождения санаторно-курортного лечения, на его обращение Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу оплаты приобретенных проездных документов к месту лечения и обратно разъяснило истцу, что правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения Тульской области, не имеется и что необходимо обращаться в Министерство здравоохранение Тульской области.

В силу изложенного, просил суд взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме <данные изъяты>.

Впоследствии истец Конов Н.В. уточнил заявленные требования и просил взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме <данные изъяты> пояснив, что сумма раннее предъявленная ко взысканию в размере <данные изъяты>. Была указана неверно.

При сложении стоимости обоих билетов им была допущена арифметическая ошибка.

В судебном заседании истец Конов Н.В. и его представитель, допущенный к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Павлов В.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Чудеснова В.Г. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Кутепов В.Е. просил вынести решение в соответствии с действующем законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случаи болезни, инвалидности.

Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ N 115-О от 06.06.2002 г., провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Согласно ч. 5 ст. 6.3 данного Федерального закона, установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со ст. 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.

Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из материалов дела, Конов Н.В. является инвалидом <данные изъяты> в связи с увечьем, полученным в результате ликвидации аварии на ЧАЭС. Данное обстоятельство подтверждено справкой серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с положениями ст. 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, Конов Н.В. относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.

Министерством здравоохранения Тульской области Конову Н.В. выдана путевка на санаторно-курортное лечение <данные изъяты> серии <данные изъяты> в <данные изъяты> Срок прибытия в санаторий ДД.ММ.ГГГГ. Кроме прочего Конов Н.В. получил талон на проживание к путевке, талон на питание и лечение.

Для проезда к месту санаторно-курортного лечения Конов Н.В. приобрел проездные документы серии <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты>. Для возвращения с санаторно-курортного лечения обратно к месту проживания он приобрел проездной документ <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты>.

Согласно справки <данные изъяты> Конов Н.В. находился на лечении в <данные изъяты> Минздрава России <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что с указанным пакетом документов Конов Н.В. обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для возмещения проездных документов к месту лечения и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ Коновым Н.В. получен ответ на обращение, в соответствии с которым Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письменно ответило, на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 N864 и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года №328 региональное отделение обеспечивает организацию бесплатного проезда к месту лечения при наличии показаний по направлению Министерства здравоохранения Тульской области, оформленного в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 года №617 отказало ему в возмещении расходов на проездные документы к месту лечения и обратно.

С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляется государственная социальная помощь в виде набора следующих социальных услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Инвалиды включены в данный федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В состав набора социальных услуг согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 2 группу инвалидности, имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

В целях реализации указанных положений законодательства Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29 декабря 2004 г. N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.

В соответствии с п. 4.4 названного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и <данные изъяты> оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В свою очередь, порядок получения направления и <данные изъяты> регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.10.2005 г. N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".

<данные изъяты>, который предоставляется в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ для обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (коим в рассматриваемом случае является Министерство здравоохранения Тульской области) одновременно с направлением на лечение. Данные документы оформляются в следующем порядке:

1) при наличии заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляется выписка из истории болезни гражданина, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований (для решения вопроса о выдаче направления на лечение);

2) при подтверждении наличия медицинских показания к госпитализации орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляет в адрес руководителя медицинского учреждения выписку из истории болезни гражданина, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности, а также заключение с обоснованием необходимости его лечения в указанном учреждении;

3) медицинское учреждение рассматривает документы, выносит решение о необходимости госпитализации, информирует о принятом решении соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения с указанием даты госпитализации гражданина;

4) выписка из истории болезни и заключение о результатах проведенных обследований гражданина возвращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и на их основании оформляются соответствующие документы (направление на лечение и <данные изъяты>).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.

Согласно пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом в силу п. 11 Правил, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) в том числе железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Как следует из письма Государственного учреждения Тульское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации <данные изъяты>, что в соответствии с разъяснением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по обеспечению талонами на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения по путевкам выданным органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Как усматривается из представленных истцом проездных документов серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на железнодорожный транспорт, истец понес расходы к месту лечения и обратно в общей сумме <данные изъяты>.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, в совокупности с представленными доказательствами, учитывая, что Конов Н.В. по состоянию здоровья нуждается в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении, суд приходит к выводу, что проезд к месту лечения следует считать неотъемлемой частью необходимого для этого вида медицинских услуг, следовательно, стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме <данные изъяты> необходимо взыскать с Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что региональное отделение не имеет правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения Тульской области, суд считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству.

Таким образом, требования истца о взыскании расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

р е ш и л :

исковые требования Конова Н.В. удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Конова Н.В. расходы на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Юнусова Г.Ю.

2-4037/2014 ~ М-4206/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Конов Николай Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение - Тульское региональноеотделение Фонда социального страхования РФ
Другие
Министерство здравохранения Тульской области
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Юнусова Г.Ю.
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
16.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2014Передача материалов судье
19.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.10.2014Предварительное судебное заседание
29.10.2014Судебное заседание
31.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2014Дело оформлено
26.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее