Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г.о. Самара «20» июля 2012 года
Ленинский районный суд г. Самары под председательством судьи Булыгина Р.В., при секретаре Андреевой Е.В., с участием представителя администрации г.о. Самара – Зольниковой А.Ю., прокурора Атяскиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Арутюняна Аика Сарибековича об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян А.С. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Свои требования заявитель обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ им подано исковое заявление в Ленинский районный суд г. Самары об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самара заключить с ним договор социального найма на квартиру по адресу <адрес>. В ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-№ выяснено, что указанная квартира была выделена заявителю на основании Решения исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. Заявитель считает данное Решение противоречащим действующему на тот момент законодательству, нарушающим его права и свободы, препятствующим к осуществлению им, заявителем, права на заключение договора социального найма на квартиру, которая была выделена и в которой он проживаю по настоящее время. В преамбуле оспариваемого Решения указано, что оно принималось во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления президиума облисполкома №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Тем не менее, как видно из текста оспариваемого Решения, в нем идет речь о создании переселенческого фонда для временного проживания лиц, прибывших для временного проживания из Армянской ССР. Между тем, исполнение Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Постановление президиума облисполкома №№ от ДД.ММ.ГГГГ определяют порядок внеочередного предоставления жилья, лицам, прибывшим из Армянской ССР на постоянное место жительства, к числу которых относится и заявитель. Оспариваемое Решение противоречат ст.39 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ года «О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР», предусматривая предоставление жилья только для временного проживания, в результате чего, интересы граждан, прибывших на постоянное место жительства, грубо нарушаются, поскольку Решением Президиума исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов № № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено предоставление жилья для данной категории граждан на постоянной основе. Таким образом, социальная база применения акта вышестоящего государственного органа о представлении постоянного жилья вне очереди лицам, прибывшим для постоянного проживания, оказалась суженой решением городских властей, которыми был определен лишь порядок временного предоставления жилья, но не нашли своего отражения вопросы предоставления постоянного жилья лицам, прибывшим на постоянное место жительства. Таким образом, оспариваемое Решение не в полном объеме реализует положения указанных правовых актов вышестоящих органов власти, чем ущемляет права категории лиц, прибывших из Армянской ССР на постоянное место жительства в связи с землетрясением ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель извещался о времени и месте судебного заседания, дважды не явился всвязи с чем суд, руководствуясь п. 2 ст. 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Заинтересованное лицо и прокурор в судебном заседании полагали, что производство по делу подлежит прекращению, так как оспариваемое Решение не было опубликовано и со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, фактически утратило свое действие.
Выслушав заинтересованное лицо, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
Как установлено судом, исполнительный комитет Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления президиума облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № № принял решение от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке выделения жилой площади гражданам прибывшим из зоны землетрясения Армянской ССР», согласно которому решено:
«1. Обязать городскую плановую комиссию (т. Чудилин) дополнительно выделить производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства в переселенческий фонд необходимую жилую площадь для временного заселения граждан, прибывших в г. Куйбышев из зоны землетрясения Армянской ССР.
2. Подготовку предложений и оформление необходимых документов о выделении жилья для временного поселения прибывших граждан поручить отделу по учету и распределению жилой площади горисполкома (т. Поликарпов).
3. Производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства (т. Кузнецов) обеспечить заселение указанных граждан на выделенную жилую площадь переселенческого фонда. Установить контроль за использованием этой жилой площади по прямому назначению.
4. Руководителям предприятий и организаций, имеющим на балансе жилой фонд предусмотреть переселенческий жилой фонд для временного заселения семей и отдельных граждан, прибывших из зоны землетрясения в Армянской ССР.
5. Райисполкомам произвести соответствующее оформление и учет переселенческого фонда ведомств и обеспечить заселение граждан в установленном порядке.
6. Райисполкомам и управлению внутренних дел горисполкома (т. Кременков) разрешить, в порядке исключения, временную прописку граждан поселенных в жилых помещениях переселенческого жилищного фонда.
7. Контроль за выполнением данного решения возложить на секретаря горисполкома т. Симонова А.И.».
Названное решение является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, содержит нормы, в отношении неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений (пункты 4,5,6 оспариваемого Решения).
Согласно ответу Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ № №, сведения о публикации оспариваемого Решения, его изменении, отмене, признании утратившим силу отсутствуют.
В силу п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в многочисленных определениях, сам по себе факт не опубликования нормативного правового акта не может влечь отказ в приеме заявления об его оспаривании.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта второго раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемое Решение не было опубликовано, оно утратило силу с 25.12.1993, то есть со дня вступления в силу Конституции Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
По смыслу статей 251, 253 ГПК РФ, в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
Поскольку оспариваемая заявителем норма не действует, производство по делу подлежит прекращению, так как такая норма не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 224-225 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению Арутюняна А.С. об оспаривании Решения исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ № № так как спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня вынесения определения суда.
Судья Р.В. Булыгин