Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-653/2020 по иску Военного прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов Синкевич ФИО8 к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что Синкевич С.В. с ДД.ММ.ГГГГ года получает пенсию по случаю потери кормильца – супруга Синкевича В.А.
Истец считает, что исчисление пенсии по случаю потери кормильца должно производиться с учетом положений п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1. Однако, ответчик в полном объеме не исполняет обязанность, предусмотренную законом, что является нарушением права истицы на получении пенсии своевременно и в полном объеме.
Истец просит суд признать за Синкевич С.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом соответствующего повышения с 12 марта 2019 года, а также обязать ответчика произвести соответствующий перерасчет пенсии и в дальнейшем выплачивать Синкевич С.В. пенсию с учетом повышения, установленного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Никитин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предусмотрено, что с заявлением в интересах гражданина вправе обратиться прокурор, если к нему поступило соответствующее обращение, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Из материалов дела следует, что Синкевич С.В. является получателем пенсии в Военном комиссариате Самарской области по случаю потери кормильца – супруга ФИО9., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, с 01.03.2019 года, в соответствии со ст. 37 Закона в размере не ниже 200 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Судом установлено, что пенсия по случаю потери кормильца военным комиссариатом Самарской области выплачивается Синкевич С.В. не в полном размере, а именно - без учета увеличения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 этого Федерального закона «О ветеранах», на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного ч. 1 ст. 46 Закона.
Таким образом, пункт «г» части 1 статьи 45 Закона определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время, данная норма не устанавливает самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи этим применение п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона возможно только в системной связи с подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Согласно разделу третьему Приложения к настоящему Федеральному закону Участие в выполнениях задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года включено в перечень Государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации Лица, принимавшие участие в выполнении специальных задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, признаются ветеранами боевых действий.
Из личного дела ФИО10. следует, что он являлся участником Выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с 16 декабря 1994 года по 30 января 1995 года.
Судом установлено, что на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" являлся ветераном боевых действий, данный факт ответчиком не оспаривался и подтверждался тем, что 14 октября 2004 г. ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК № 0519370.
В качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, или свидетельство, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 (пункт 17 Приложения N 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294).
Таким образом, на основании пункта "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Синкевич С.В. имеет право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы ответчика о том, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона носит личностный характер, применяется только к самим участникам войны и участникам боевых действий, и его распространение на членов семьи погибшего (умершего) участника войны или участника боевых действий, действующим законодательством не предусмотрено, основан на неправильном толковании и применении норм материального права в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, по смыслу закона, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона, перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. При этом, в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
12 марта 2020 г. Синкевич С.В. обратилась в военный комиссариат Самарской области с заявлением о выплате указанной пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона, а также ее перерасчете за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
Таким образом, право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения, в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона, возникло у Синкевич С.В. с 12 марта 2019 года.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены пенсионные права Синкевич С.В., и ее пенсия начислялась ей в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, перерасчет пенсии должен быть произведен ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» с 12.03.2019.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Военного прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов Синкевич ФИО12 к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Признать за Синкевич ФИО13 право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 12 марта 2019 года.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» произвести Синкевич Светлане Васильевне перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 12 марта 2019 года по 13 мая 2020 года с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» с 14 мая 2020 года производить выплату пенсии по случаю потери кормильца Синкевич Светлане Васильевне с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Выплату недополученной пенсии производить за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по бюджетной классификации расходов федерального бюджета 187 10 01 7103001 312 263 «Пенсии военнослужащим и членам их семей» через учреждение ОАО «Сбербанк России».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовление решения суда в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2020 года.
Председательствующий: