38RS0№-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием представителя истца прокурора Иркутского района – старшего помощника прокурора С.Е,Н,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Иркутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ушаковского муниципального образования об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линии электропередач,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ушаковского муниципального образования, в котором с учетом просит обязать обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линии электропередач ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, в настоящий момент находящиеся в границах балансовой принадлежности СНТ «Синильга».
В обоснование исковых требований истец указал, что в прокуратуру района в ходе проведения проверки по обращению Н.В,А, поступила информация, в соответствие с которой линия электропередач ВЛ-10 кВ, ВЛ – 0,4 кВ в настоящий момент находился в границах балансовой принадлежности СНТ «Синильга», о чем имеется акт разграничения балансовой принадлежности № ИЭС-№ от **/**/****. При этом в собственности, на балансовом балансовом учете указанного СНТ не значился.
Линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 с г. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав па недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.ст. 218 219, 223 ГК РФ право собственности па недвижимое имущество, возникаете момента государственной регистрации такого права.
Таким образом, указывает Прокурор, воздушные линии ВЛ-10 кВ, ВЛ – 0,4 кВ, расположенные в границах СНГ «Синильга» Ушаковского муниципального образования, фактически являются бесхозяйным, так как собственник указанного имущества не установлен, права па указанный объект никем не заявлены. Составление Акта разграничения границ балансовой принадлежности № ИЭС-№ от 26.10.2015между сетевой организацией и СНТ «Синильга» не является сделкой, влекущей возникновение права собственности на объекты электросетевого хозяйства у того или иного лица.
Указанные действия администрации нарушают действующее законодательство по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23). Согласно статье 50 того же Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
В силу пунктов 4-5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Таким образом, администрацией Марковского МО по отношению к объекту, собственник которого не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в ведение или управление организации, или предприятию не передан, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, необоснованно не предпринимались меры по установлению собственника указанного объекта, не принимались меры по постановке на учет указанного объекта как бесхозяйного.
В результате непринятия на учет бесхозяйной линии электропередач, осуществляется эксплуатация объекта энергоснабжения в отсутствие собственника, обязанного следить за его техническим состоянием, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями электроэнергии, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, имущественные интересы юридических лиц.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании представитель истца прокурора Иркутского района –старший помощник прокурора С.Е,Н, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.
Представитель ответчика администрации Ушаковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил письменные возражения, а также ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица СНТ «Синильга» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований Прокурора отказать.
Представитель третьего лица ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, в котором просил требования Прокурора удовлетворить.
Представитель третьего лица СНТ «Теплоэнергетик» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание надлежащее извещение ответчика, третьих лиц о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц закреплено ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Понятие вопросов местного значения определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Такое регулирование согласуется с положением п. 1 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающим, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электроснабжения поселения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории СНТ «Синильга», расположенного в границах Ушаковского муниципального образования находится линия электропередач ВЛ-10 кВ, ВЛ – 0,4 кВ.
Согласно информации ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от 11.02.2021, в соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности сторон №№ от 26.10.2015 распределительные сети 10 и 0,4 кВ, расположенные в границах СНТ «Синильга» Ушаковского муниципального образования, принадлежат СНТ «Синильга». Через территорию СНТ «Синильга» проходит ВЛ-10 кВ, принадлежащая СНТ «Нива».
В материалы дела представлен акт разграничения балансовой принадлежности сторон № № от 26.10.2015 между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и СНТ «Синильга», а также акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон № № от 05.09.2016 между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и СНТ «Нива».
Также установлено, что 11.09.2015 между СНТ «Синильга» и СНТ «Теплоэнергетик» заключен договор о совместном приобретении и пользовании трансформатора и подстанции, который определяет взаимоотношения сторон по вопросам совместного приобретения и использования трансформатора и подстанции КтП-630 Ква по адресу: ...., 23 км а/д Иркутск-Большое Голоустное.
Членами садоводств СНТ «Синильга» и СНТ «Теплоэнергетик» в равных долях внесены целевые взносы на строительство объекта инфраструктуры трансформаторной подстанции КТП-640.
06.10.2015 между СНТ «Синильга» и ООО «Иркутский завод электромонтажных изделий» заключен договор № №, в соответствии с которым в собственность Покупателя (СНТ «Синильга») передано электрооборудование - трансформаторная подстанция №, общая стоимость которого составила 569 000 руб.
12.10.2015 в соответствии с договором на выполнение работ (оказание услуг), заключённым между СНТ «Синильга» и ООО «Промэнергосервис», выполнен комплекс специализированных подрядных работ по реконструкции трансформаторной подстанции с увеличением мощности с 160 до 6300 кВА, в соответствии с техническими условиями, выданными ОГУЭП «Облкоммунэнерго».
В ходе рассмотрения дела по существу представитель ответчика администрации Ушаковского муниципального образования настаивала на том, СНТ «Синильга» осуществляет эксплуатацию линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, следит за его техническим состоянием, несет расходы на техническое обслуживание, проведение текущего и капитального ремонта. Указанное подтвердил в своем отзыве и председатель СНТ «Синильга» М.С,М.
Прокурором Иркутского района в адрес ответчика было внесено представление от **/**/**** № об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Разрешая по существу заявленные прокурором Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц исковые требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд, принимая во внимание, что каких-либо мер во исполнение представления прокурора по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере энергоснабжения администрацией Ушаковского муниципального образования предпринято не было, а системное толкование положений ст. ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что на орган местного самоуправления - администрацию Ушаковского муниципального образования должна быть возложена обязанность по обращению в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линии электропередач ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, в настоящий момент находящиеся в границах балансовой принадлежности СНТ «Синильга».
До настоящего времени меры к постановке вышеуказанных линий электропередач на учет в качестве бесхозяйных не приняты. Уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Выполнение СНТ «Синильга» работ по обслуживанию линий электропередач, наличие акта разграничения балансовой принадлежности сторон не свидетельствует о возникновении у СНТ «Синильга» права собственности на спорные линии. СНТ «Синильга» до настоящего времени не были предприняты меры к оформлению данных линий.
Из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора в полном объеме. При этом суд учитывает, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Поскольку линии электропередач расположены в административных границах муниципального образования, необращение администрации Ушаковского муниципального образования в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии линий электропередач на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.
При этом суд учитывает, что постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает автоматического признания на него права муниципальной собственности. Лицо, считающее себя собственником спорного имущество, не лишено возможности заявить о своих правах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Иркутского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ушаковского муниципального образования – удовлетворить.
Обязать администрацию Ушаковского муниципального образования обратиться с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества линии электропередач ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, в настоящий момент находящиеся в границах балансовой принадлежности СНТ «Синильга».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 04 августа 2021 года.
Судья: О.В. Недбаевская