Дело № 2-269/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Гайны 30 июля 2013 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,
при секретаре Исаевой А.А.,
с участием истца – Низамовой С.В.,
представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального района Алейниковой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Гайны гражданское дело по исковому заявлению Низамовой Светланы Владимировны в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1 к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в п. Гайны,
установил:
Низамова С.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней дочери к администрации Гайнского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в п. Гайны. В обоснование иска указала, что она не может устроить своего малолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в дошкольное образовательное учреждение п. Гайны, так как районное управление образования отказывает ей в этом. Доводы органов местного самоуправления о том, что они не имеют возможности предоставить место в дошкольном учреждении в связи с отсутствием таковых, наличия льготной категории граждан, имеющих право на получение мест в детских учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке, правового значения не имеют. Администрация района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принять меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений. Поскольку согласно законодательству всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, то ссылки на наличие льготной категории граждан и отсутствие мест несостоятельны и не освобождают администрацию района от выполнения своих обязанностей в отношении каждого ребенка, в том числе ее.
В судебном заседании истец Низамова С.В. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала полностью и пояснила, что с августа 2012 года вынуждена возить свою дочь ФИО1 в детский сад п. Харино, так как оставлять ребенка не с кем, а управления образования отказывает в устройстве ребенка в детский сад п. Гайны по причине отсутствия мест. Просит обязать администрацию Гайнского муниципального района предоставить ее дочери место в дошкольном образовательном учреждении в п. Гайны.
Представитель ответчика – администрации Гайнского муниципального района в судебном заседании пояснила, что в настоящее время у администрации Гайнского муниципального района нет возможности устроить в детские сады п. Гайны детей 2011 года. Место в детском саду будет предоставлено ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Гайнского муниципального района в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрена дела без их участия. С иском согласны, место в дошкольном образовательном учреждении будет предоставлено ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав истца Низамову С.В., представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч.ч.1,2 ст.43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Согласно п.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация Гайнского муниципального района не обеспечила реализацию права несовершеннолетней.алову М. но просила установть срок предоставления места в дестком саду - 01.с соседями и знакомыми. рме, что в настоящее время ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на получение дошкольного образования в той форме, которую избрали родители ребенка, то есть путем посещения муниципального дошкольного учреждения, не предоставление несовершеннолетней ФИО1 при отсутствии противопоказаний для посещения такого учреждения, достигла необходимого возраста.
В силу п. 1, подп. 1 п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 1 п. 6 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательным является учреждение, в том числе дошкольное, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Исходя из положений п.п. 3 - 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 2562, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Ссылка ответчика на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях является несостоятельной, поскольку отсутствие мест само по себе, не исключает возможность возложения на администрацию обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Низамовой С.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Низамовой Светланы Владимировны удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального района предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории п. Гайны в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.
Председательствующий: Е.Н. Зубова