Дело № 2-54/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Солтон Солтонского района
Алтайского края, улица Ленина - 15 08 июня 2016 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Оторове Д.С.,
С участием:
- представителя истца Павленко Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело № 2-54/2016, возбужденное по исковому заявлению Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о прекращении права собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения и признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
25 апреля 2016 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило исковое заявление Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, в котором истец просит прекратить право собственности 42 собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, признанных в установленном законом порядке невостребованными и принадлежащих на праве собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, а также признать право муниципальной собственности на эти земельные доли, принадлежащие указанным лицам.
Заявленные исковые требования истец обосновал тем, что во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в долевую собственность членов ТОО «Заря Алтая» было предоставлено 4598 га сельскохозяйственных угодий, из них 4598 га пашни.
Постановлением Администрации Солтонского района от 26 января 1995 года № 24 «О выдаче свидетельств членам ТОО «Заря Алтая» был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего 605 человек, в число которых вошли и ответчики, с определением размера доли каждого собственника в 7,6 га, что соответствует 216 баллогектарам.
В связи с тем, что ответчики, являясь собственниками земельных долей сельскохозяйственного назначения, не оформили свои доли в установленном законом порядке, не передали их для использования по назначению, не оплачивают за них налоги, не обрабатывают, Администрацией Нижнененинского сельсовета земельные доли ответчиков признаны невостребованными в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для чего первоначально истцом были составлены Список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и Список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Указанные Списки были опубликованы в газете «Алтайская правда» от 03 ноября 2015 года № 205, а также на Информационных стендах в селах Нижнененинского сельсовета. В течение трех месяцев с момента выхода указанного объявления в средствах массовой информации и на информационных стендах, истцом принимались в письменной форме возражения лиц, считающих что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в выше указанные Списки, после чего истец в краевом средстве массовой газеты «Алтайская правда» № 16 от 02 февраля 2016 года и на информационных стендах сел Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, уведомил всех участников долевой собственности о проведении Общего собрания участников долевой собственности по вопросу утверждения Списка невостребованных земельных долей. В связи с тем, что на общем собрании присутствовало всего 0,7 % от общего числа участников долевой собственности, собрание было признано неправомочным, в связи с чем решение по признанию земельных долей невостребованными было принято Администрацией Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в виде постановления от 30 марта 2016 года № 8 «О признании и утверждении Списка невостребованных земельных долей». Указанным постановлением был признан и утвержден Список невостребованных земельных долей, расположенных в границах муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края, в который вошли собственники земельных долей, земельная доля каждого из которых составляет 7,6 га с оценкой 216 баллогектаров, в отношении которых истец просит прекратить право собственности и признать право муниципальной собственности на эти земельные доли за истцом в соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (листы дела 2-13).
В связи с частичным отказом представителя истца от исковых требований, определением Солтонского районного суда Алтайского края от 20 мая 2016 года производство по настоящему гражданскому делу в части предъявления исковых требований о признании права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие умершим ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО11, ФИО19, ФИО29 и ФИО30, было прекращено.
Определениями Солтонского районного суда Алтайского края от 20 и 24 мая 2016 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены наследники умерших участников долевой собственности, в том числе: - Федорова <данные изъяты> (земельная доля ФИО20), Шейнов <данные изъяты> (земельная доля ФИО26), Блинова <данные изъяты> (земельная доля ФИО32); Коньшина <данные изъяты>, Коньшин <данные изъяты>, Коньшин <данные изъяты> (земельная доля ФИО35), Коньшин <данные изъяты> (земельная доля ФИО37), Андреева <данные изъяты> (земельная доля ФИО40), Жигалов <данные изъяты> (земельная доля ФИО34).
Определением Солтонского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года было прекращено производство по настоящему делу в части предъявления исковых требований к ФИО64, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО35, ФИО50 и ФИО51 о признании права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие умершим ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО13, ФИО65, ФИО20, ФИО25, ФИО26, ФИО28, ФИО32, ФИО34, ФИО35, ФИО37, ФИО40, ФИО42, а также в части заявленных исковых требований о прекращения права собственности 42 собственников земельных долей на земельные доли сельскохозяйственного назначения, признанные в установленном законом порядке невостребованными и принадлежащие на праве собственности умершим собственникам земельных долей сельскохозяйственного назначения.
В связи с отсутствием правового интереса, из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика, определением Солтонского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года были исключены ООО «Агрофирма «Нива», ООО «Аспект», ООО «Агро-Термит», крестьянское хозяйство Кочетков С.Н., индивидуальные предприниматели Сорокин Э.А. и Бердюгин О.А.
Так как производство по настоящему гражданскому делу частично прекращено судом в связи с отказом истца от иска и установлением наследников умерших собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, дело рассмотрено по оставшимся исковым требованиям истца о признании права муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41.
В оставшейся части исковых требований представитель истца в лице главы Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края Павленко <данные изъяты>, действующая на основании решения о назначении на должность (лист дела 58, том 1) и Устава сельсовета (листы дела 17-57, том 1), настаивала на их удовлетворении, пояснив в обоснование заявленных требований о том, что в связи с реорганизацией совхозов и колхозов в девяностые годы все хозяйства Солтонского района наделялись землей. На территории Нижнененинского сельсовета располагалось ТОО «Заря Алтая», работники которого были наделены земельными паями. В 2015 году сельсоветом была начата работа, направленная на упорядочение земель бывшего ТОО «Заря Алтая», в ходе чего было установлено, что часть полученных гражданами земельных долей, собственниками не используется, не обрабатывается, заросла. В связи с этим сельсоветом были составлены Списки собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, списки были опубликованы в газете «Алтайская правда», на Интернет-сайте муниципального образования, на информационных щитах в селах сельского поселения, было предложено всем заинтересованным лицам представить свои возражения. В результате проверки списков оказалось, что 42 собственника земельных долей умерли. Затем собиралось собрание участников общей долевой собственности, о чем также сообщалось и в газете «Алтайская правда», и на сайте сельсовета, и на информационных щитах сельсовета, однако на собрание пришло всего 4 человека, поэтому Администрацией сельсовета земельные доли были признанными невостребованными. В настоящее время в связи с тем, что у собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41 право собственности в Управлении Росреестра не зарегистрировано, указанные лица умерли и отсутствуют наследники после их смерти, в связи с чем земля не используется по назначению и теряет свои качества, Администрация Нижнененинского сельсовета просит признать за собой право муниципальной собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения указанных лиц, которые в установленном законом порядке уже признаны невостребованными.
Представители ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю своевременно уведомлены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями в материалах дела (лист дела 88, том 3), в судебное заседание не явились, об обязательном участии в деле суд не просили, отзыва и возражений по заявленным требованиям не представили, копию искового заявления и копию определения о подготовке дела к судебному заседанию получили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили,
В судебное заседание также не явились по неизвестной суду причине представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и Администрации Солтонского района Алтайского края, своевременно уведомленные о времени и месте судебного заседания (листы дела 84, 88, 90, том 3), которые об обязательном участии в деле не просили, отзыва и возражений по заявленным требованиям не представили, ввиду чего суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседание лиц, изучив материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 1 статьи 17 указанного закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статей 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статей 10, 12 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению аграрной реформы в России» и принятых Правительством РФ в его развитие постановлениях от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» совхоз «Заря Алтая» был реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью «Заря Алтая».
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имели право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности.
Постановлением Администрации Солтонского района Алтайского края от 17 марта 1993 года № 56 «О предоставлении товариществам с ограниченной ответственностью земельных участков в коллективно-долевую собственность» всем сельскохозяйственным предприятиям, созданным на территории Солтонского района, в том числе и ТОО «Заря Алтая» в коллективно-долевую собственность были переданы земли сельскохозяйственного назначения согласно экспликации предоставленных земель.
В соответствии с Указом Президента РФ N 1767 от 17 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
В соответствии с Рекомендациями по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:составляли (уточняли) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций;
рассчитывали (уточняли) размеры земельных долей и имущественных паев;
на основе проведенной работы подготавливали пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;
оформляли, регистрировали и выдавали свидетельства о праве на имущественные паи и организовывали выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;
по завершении работы объединяли все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передавали их на хранение в органы местной администрации.
На получение в собственность земельных долей имели право:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящими Рекомендациями;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории;
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдавались свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
При реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) временным документом, удостоверяющим право собственности на земельную долю, могла служить выписка из приложения к документу, удостоверяющему право общей собственности на землю (решению местной администрации, государственному акту (свидетельству)). Указанная выписка выдавалось районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и подлежала сдаче при получении свидетельства, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно постановления Администрации Солтонского района Алтайского края от 26 января 1995 года № 24 «О выдаче свидетельств членам ТОО «Заря Алтая», фактическая доля сельскохозяйственных угодий на одного человека в ТОО «Заря Алтая» составила 7,6 га - 216 баллогектаров.
Согласно приложения к данному государственному акту определен список собственников, и размер их земельных долей, в который, в том числе, вошли и лица, указанные в исковом заявлении, и земельные доли которых в настоящее время признаны невостребованными.
В соответствии со Списком выдачи свидетельств на право собственности на землю гражданам, имеющим право на земельную долю по ТОО «Заря Алтая», в том числе указанным в исковом заявлении лицам, были оформлены свидетельства на право собственности на землю.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что с момента вынесения выше указанного постановления у граждан, которые указаны в приложении к государственному акту, возникло право собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения.
ТОО «Заря Алтая» в настоящее время как юридического лица не существует, правопреемников его нет, земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности указанным в исковом заявлении лицам, находятся на землях, расположенных в границах муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
В соответствие с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков, обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фито-санитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ).
Кроме того, использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель в соответствии с действующим законодательством, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности и прекращения права собственности на землю в силу специального закона, регулирующего спорные правоотношения.
В судебном заседание установлено, что в результате многолетнего неиспользования по назначению земель сельскохозяйственного назначения, ранее занятых под пашнями, происходит не только ухудшение плодородия этих земель, но и их зарастание сорняком, кустарником, деревьями и невозможность использования в связи с этим земель по их прямому назначению для сельскохозяйственного производства.
В целях рационального использования земли по ее целевому назначению и в соответствии с частью 8 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке, невостребованными.
В судебном заседании установлено, что земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, и о признании права муниципальной собственности на которые просит истец, расположены в границах муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края, в связи с чем Администрация Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края обоснованно имеет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности на признанные в установленном законом порядке невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. В соответствии с частью 2 статьи 12.1 указанного выше закона, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Порядок признания земельной доли невостребованной установлен статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и заключается в том, что первоначально орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, после чего опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
По истечении трехмесячного срока после опубликования Списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и иными доступными средствами, органом местного самоуправления указанный Список представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии с частью 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание участников долевой собственности (далее по тексту - общее собрание) проводится, в том числе по предложению органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Общее собрание в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принимает решение, в том числе по вопросу утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности должны быть извещены органом местного самоуправления поселения о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сообщение, подаваемое в средства массовой информации, размещаемое в сети «Интернет» и на информационном щите, должно содержать:
1) дату и время проведения общего собрания;
2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
3) повестку дня общего собрания;
4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 3 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 года № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» опубликование органами местного самоуправления поселений списков невостребованных земельных долей, а также извещений о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельный участок производится в газете «Алтайская правда» и на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования в сети "Интернет" (при его наличии).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Проверяя основания признания земельных долей, принадлежащих ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, невостребованными, суд находит, что установленный законом порядок признания земельных долей невостребованными, истцом соблюден.
Так, во исполнение требований действующего законодательства, администрацией Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края в 2015 году были составлены Списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и Списки земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, после чего в краевой массовой газете «Алтайская правда» за номером 205 от 03 ноября 2015 года администрацией Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края было опубликовано извещение, которым истец уведомил собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о намерении выделить неиспользованные земельные доли для последующего признания на них права муниципальной собственности с указанием списка невостребованных земельных долей, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 года № 8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения». При этом собственникам земельных долей, наследникам умерших собственников земельных долей было предложено в течение трех месяцев со дня опубликования извещения направить письменные возражения в адрес истца (лист дела 124, том 1). Одновременно указанная информация была размещена истцом на информационных щитах в селах, входящих в состав муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края (лист едал 126, том 1), а также на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (лист дела 125, том 1).
По истечении трехмесячного срока со дня выхода в средствах массовой информации извещения о принятии возражений, было назначено общее собрание участников долевой собственности для утверждения Списка невостребованных земельных долей сельскохозяйственного назначения, объявление о котором было опубликовано в краевой массовой газете «Алтайская правда» от 02 февраля 2016 года № 16 (лист дела 127, том 1). Общее собрание было назначено до истечения сорока дней с момента выхода объявления на 12 марта 2016 года. О предстоящем собрании собственники земельных долей сельскохозяйственного назначения и наследники умерших собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения были извещены также посредством размещения объявления на информационных стендах сел, входящих в состав муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края и на официальном Интернет-сайте муниципального образования в сети Интернет (лист дела 125, том 1).
Согласно статье 14 Федерального Закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Решением общего собрания участников долевой собственности определяются: условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление. Согласно статье 15 Федерального Закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 18 Федерального Закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ввиду того, что на собрании присутствовало лишь четыре собственника земельных долей сельскохозяйственного назначения, общее собрание в соответствии с пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», было признано неправомочным.
Обязательным условием для признания земельных долей невостребованными органом местного самоуправления, является невозможность принятия решения о признании земельных долей невостребованными общим собранием ввиду его неправомочности. Учитывая, что общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей не было принято решение по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей, 30 марта 2016 года постановлением администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края № 8 во исполнение требований части 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были признаны и утверждены Списки невостребованных земельных долей шестидесяти трех собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах муниципального образования - Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
В частности, невостребованными были признаны земельные доли сельскохозяйственного назначения каждая площадью 7,6 га с оценкой в 216 баллогектаров, принадлежащие ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, итого 18 гражданам.
Согласно актовым записям о смерти, указанные выше лица умерли: ФИО5 в селе ФИО53 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (лист дела 53, том 2), ФИО8 в селе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (лист дела 9, том 3), ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес> (лист дела 21, том 3), ФИО14 в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 62, том 2), ФИО15 в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 67, том 2), ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 69, том 2), ФИО18 в селе Солтон ФИО61 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (лист дела 71, том 2), Фоминский В.И. ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> (лист дела 79, том 2), ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 77, том 2), ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 83, том 2), ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ в селе ФИО53 <адрес> (лист дела 81, том 2), ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ в селе Н-ФИО53 <адрес> (лист дела 90, том 2), ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ в селе Сайдып ФИО61 <адрес> (лист дела 92, том 2), ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> (лист дела 37, том 3), ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ в селе Сайдып ФИО61 <адрес> (лист дела 102, том 2), ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ в селе Сайдып ФИО61 <адрес> (лист дела 104, том 2), ФИО39 ДД.ММ.ГГГГ в селе Сайдып ФИО61 <адрес> (лист дела 106, том 2), ФИО41 ДД.ММ.ГГГГ в селе Караган ФИО61 <адрес> (лист дела 110, том 2)
Согласно представленной суду информации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о праве на земельные доли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие ФИО5 (лист дела 78, том 3), ФИО8 (лист дела 88, том 1), ФИО9 (лист дела 66, том 3), ФИО14 (лист дела 69, том 3), ФИО15 (лист дела 71 том 3), ФИО17 (лист дела 73, том 3), ФИО18 (лист дела 77, том 3), ФИО21 (лист дела 76, том 3), ФИО22 (лист дела 102, том 3), ФИО23 (лист дела 60, том 3), ФИО24 (лист дела 74, том 3), ФИО27 (лист дела 62, том 3), ФИО31 (лист дела 80, том 3), ФИО33 (лист дела 113, том 1), ФИО36 (лист дела 64, том 3), ФИО38 (лист дела 65, том 3), ФИО39 (листы дела 119-120, том 1), ФИО41 (лист дела 75, том 3)
Согласно информации налоговой службы, налоговые платежи собственниками земельных долей, указанными выше, не производятся (лист дела 50), по назначению принадлежащие им земельные доли не используются.
Как следует из материалов гражданского дела, наследственные дела к имуществу указанных собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения не заводились, свидетельство о праве государства на наследство земельных долей указанных лиц не выдавалось, что подтверждается ответами нотариусов на судебные запросы (листы дела 39, 40, 47, 49, том 3).
Таким образом, учитывая, что право собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФИО5, ФИО69, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, Фоминским В.И., ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, не зарегистрировано, указанные лица умерли и наследники у них отсутствуют, в пользовании третьих лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения бывшего ТОО «Заря Алтая», принадлежащие указанным лицам земельные доли не находятся, как не находятся они и в собственности государства, в связи с чем земельные доли указанных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истцом обоснованно признаны невостребованными, что является основанием для удовлетворения в этой части заявленных исковых требований.
При этом суд также учитывает, что согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Из пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, статьи 4 ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008 г.). В связи с изложенным суд находит верным предъявление иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, которое о времени и месте судебного разбирательство было уведомлено, доказательств зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не представило. Доказательств, подтверждающих, что Управлением производились какие-либо действия по оформлению прав и истребовании данного имущества, в суд не представлено.
Кроме того, как указывалось выше, в данном случае подлежит применению специальный закон, регулирующий правоотношения, связанные с невостребованными землями сельскохозяйственного назначения, согласно которому право собственности на указанные земли признается за муниципальными образованиями, в том числе и на земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство. Учитывая изложенное суд находит необоснованным предъявление исковых требований к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю по выше указанным основаниям.
Учитывая, что истцом соблюдена процедура признания земельных долей сельскохозяйственного назначения невостребованными, а также учитывая, что в судебном заседание ответчиками не представлено возражений и доказательств использования земельных долей по их целевому назначению, а также доказательств регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учитывая, что в результате неиспользования земельных долей по их прямому предназначению, происходит ухудшение плодородия земель, земли зарастают сорняком и теряют свои производственные свойства, суд находит законным требование о признании за сельским поселением права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли восемнадцати умерших собственников земельных долей. При этом суд также учитывает, что ни Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Земельный кодекс РФ не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения. Также признание права собственности на земли сельхозназначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
То обстоятельство, что собственники земельных долей письменно не отказывались от своего права, не имеет юридического значения, поскольку статья 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусматривали обязанность собственника в определенный срок и определенным образом распорядиться земельной долей, в противном случае наступают последствия в виде признания доли невостребованной и прекращении права собственности на землю, что соответствует Конституции Российской Федерации. При этом суд учитывает, что в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения законодатель исходит из принципа специального регулирования указанных правоотношений, строящихся на рациональном использовании данной категории земель.
Таким образом, судом установлено, что принадлежащие умершим собственникам ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, земельные доли сельскохозяйственного назначения не используются по их целевому назначению, отсутствуют наследники, которые бы оформили свои наследственные права, со дня смерти указанных лиц прошел длительный период времени. Неиспользование по назначению земельных долей влечет за собой загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почвы, зарастание ее кустарником, деревьями, в связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования в части признания за муниципальным образованием Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие ФИО5, ФИО69, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО78 ФИО77., ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, и признанные невостребованными в установленном законом порядке.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края о признании права муниципальной собственности на земельные доли сельскохозяйственного назначения, признанные в установленном законом порядке невостребованными, удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием - Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края право муниципальной собственности на признанные невостребованными земельные доли сельскохозяйственного назначения ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО27, ФИО31, ФИО33, ФИО36, ФИО38, ФИО39, ФИО41, всего 18 земельных долей каждая по 7,6 га (216 баллогектаров), расположенные в административных границах муниципального образования Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 08 июня 2016 года и подлежит направлению не явившимся в судебное заседание лицам.
Судья Е.А. Понамарева