№ 2-272/2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2012 года г. Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Диамбекова Х.П., при секретаре судебного заседания Хаматовой М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета РСО-Алания по занятости населения к Дзуцеву Олегу Владимировичу о взыскании суммы субсидии и процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Комитет РСО-Алания по занятости населения обратился в Ленинский районный суд г.Владикавказа с исковым заявлением к Дзуцеву О.В. о взыскании суммы субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, сославшись на то, что Дзуцев О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение центр занятости населения по г. Владикавказ (в настоящее время - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по г. Владикавказ») (далее - Центр занятости) в целях поиска подходящей работы и ввиду её отсутствия был признан безработным.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Центра занятости ответчику было выдано предложение о предоставлении государственной услуги по содействию занятости безработных граждан. ДД.ММ.ГГГГ между Центром занятости и ответчиком был заключен договор № о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, на основании которого Центр занятости перечислил на лицевой счет ответчика субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере №
В соответствии с пунктом 2.8 указанного договора Центр занятости осуществляет контроль за выполнением условий договора, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ исходящим письмом № ответчик был уведомлен о необходимости представить документы, подтверждающие целевой расход субсидии согласно технико-экономического обоснования (бизнес-плана). Документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, ответчик, в установленные в письме сроки, в Центр занятости не представил. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ специалист Центра занятости ФИО4 выехала по адресу ответчика с целью проверки выполнения условий договора, однако застать его не удалось (копия акта прилагается). На неоднократные телефонные звонки и просьбы представить документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, либо дать возможность осуществить проверку по месту осуществления деятельности ответчик так же не отреагировал.
В соответствии с пунктом 2.15 договора в случае невыполнения взятых на себя обязательств или нецелевого использования финансовой помощи ответчик обязался возвратить полученные денежные средства.
Таким образом, ответчик нарушил условия договора, и препятствовал контролю со стороны Центра занятости за целевым использованием субсидии.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного их удержания подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процента определяется, действующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства.
Ставка рефинансирования на день обращения с иском составляет 8,25% годовых (Указание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»);
- период незаконного пользования чужими денежными средствами, за который подлежат уплате проценты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего 751 дня;
- сумма долга № рублей. Таким образом, взысканию подлежит сумма № рублей, в том числе сумма № рублей основного долга и № рублей проценты за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель истца - ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме, просил взыскать с Дзуцева О.В. сумму № рублей, из которых: № рублей - финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности и № рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик – Дзуцев О.В. в судебные заседания не явился, причин не явки суду не сообщил, о времени и месте судебных заседании извещался.
Местом жительства в материалах дела указано: РСО – Алания, <адрес>.
По данному адресу Дзуцев О.В. неоднократно уведомлялся судом о времени и месте рассмотрения дела.
Однако направленные судом заказное уведомление и телеграмма на имя Дзуцева О.В. о времени и месте судебных заседании возвращены в суд с отметкой почты о том, что истек срок хранения, нет такого номера дома.
Указанное подтверждается уведомлением с квитанцией к нему от ДД.ММ.ГГГГ, обратным уведомлением телеграммы Владикавказского рус Северо-Осетинского филиала ОАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ, возвратившимися в суд.
Судом предприняты все меры для надлежащего уведомления ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела вышеуказанные уведомления суд признает надлежащими доказательствами извещения ответчика о времени и месте судебных заседании.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Исходя из вышеизложенного, суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание ответчика.
Против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства представитель истца возражал.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
При этом к договорам применяются правила о двух и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского Кодекса РФ.
Пунктом 3 указанной нормы права регламентировано, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Руководствуясь ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1.2 «Положения о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 06.04.2009 года, финансирование расходов, связанных с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета и средств бюджета республики.
Порядок организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281н, Программой дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 января 2009 г. N 1 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РСО-Алания от 06.03.2009 года № 82), настоящим Положением (п. 1.4.).
Согласно п. 1.6 Положения, мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан включают в себя предоставление безвозмездной субсидии на организацию самозанятости либо для осуществления предпринимательской деятельности в иной форме. При этом пунктом 1.7 данного Положения регламентировано, что период в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев.
Пунктом 2.1. данного Положения установлена последовательность действий сторон - участников организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Так, государственные учреждения занятости населения (центры занятости):
-информируют безработных граждан о правилах предоставления государственной услуги по содействию самозанятости, а также по вопросам предпринимательства, создания крестьянско-фермерского хозяйства;
-проводят тестирование (анкетирование) безработных граждан, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности, реализации самозанятости, наличие необходимых знаний в сфере экономики, финансов, налогообложения, юриспруденции и других отраслях знаний, требующихся при осуществлении предпринимательской деятельности, наличие навыков, необходимых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости;
-по результатам собеседования и тестирования (анкетирования) проводят оценку степени готовности безработных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости;
-при недостаточности или отсутствии у безработных граждан навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости, направляют их на обучение основам предпринимательской деятельности;
-заключают договоры с безработными гражданами о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости;
-рассматривают с привлечением (при необходимости) специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы, представленные безработными гражданами технико-экономические обоснования проектов (бизнес-планов) на соответствие основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию;
-информируют безработных граждан о том, что в случае представления свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей им может быть предоставлена безвозмездная субсидия;
-предоставляют безвозмездную субсидию на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости из средств, направленных на реализацию Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году.
Безработные граждане в свою очередь осуществляют подготовку технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) и представляют его в центр занятости в установленные сроки.
Согласно абзаца 12, п. 2.1 «Положения», граждане, кроме прочего, представляют в Центр занятости свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Согласно представленного заявления-анкеты от ДД.ММ.ГГГГ, Дзуцев О.В. изъявил желание предоставить ему государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, с пожеланием пройти по программе самозанятости. Однако подходящую работу, Владикавказский Центр занятости, подобрать не смог.
Согласно предложения Комитета РСО-А по занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ Дзуцев О.В. согласился на предоставление ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
Предметом договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Центром занятости населения по <адрес>, действующим на основании Устава, утвержденного Председателем Комитета РСО-Алания по занятости населения, находящегося в его ведении и являющегося структурным подразделением Комитета и Дзуцевым О.В., является совместная деятельность сторон по содействию развития малого предпринимательства и выделение ответчице в качестве целевой безвозмездной субсидии - денежной суммы в размере № рублей.
Согласно приказу уполномоченного органа - Комитета РСО-А по занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ, было принято управленческое решение в виде оказания Дзуцеву О.В. финансовой помощи в размере № рублей.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Дзуцеву О.В. перечислена государственная субсидия на организацию самозанятости безработных граждан в размере № рублей.
В соответствии с п. 2.8, 2.15 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитету РСО-Алания по занятости населения предоставлено право осуществления контроля за выполнением условий договора. Тогда как Дзуцев О.В. обязался в случае выявления нецелевого использования финансовой помощи в 30-тидневный срок со дня выявления данного факта вернуть полученные денежные средства Комитету.
Однако обязательства, обусловленные указанным Договором, Дзуцев О.В. не выполнил.
Согласно акту проверки выполнения условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ о содействию развития самозанятости безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ Дзуцев О.В. на неоднократные звонки и письма сотрудников Комитета не отвечала, отчет о расходовании субсидии не предоставила.
ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес Дзуцева О.В. направлено уведомление о необходимости представить в ГУ ЦЗН по г. Владикавказу документы, подтверждающие расходование субсидий, согласно технико-экономического обоснования (бизнес-плана) - квитанции, чеки, договора купли-продажи с акта приема, передачи и т.д. Тогда как, согласно данным Бизнес - плана, именно Дзуцев О.В. выступил инициатором проекта.
Рассматривая исковые требования о взыскании с Дзуцева О.В. процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, суд приходит к следующему:
По смыслу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков и взыскания неустойки.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Представленный истцовой стороной расчет начисленных процентов на сумму субсидии, выданной Дзуцеву О.В. в размере № рублей, судом проверен, является правильным, сумма подлежащая взысканию в счет возмещения процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами составляет № рублей. Таким образом, в данной части исковых требований, требования Комитета РСО-Алания по занятости населения к Дзуцеву О.В. также правомерны и обоснованны.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая изложенное и давая правовую оценку исследованным доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению, что Дзуцев О.В. в установленном законом порядке и в соответствии с условиями договора, не исполнила взятые на себя обязательства, не представив сведений о расходовании выделенных целевой субсидией денежных средств по назначению, хотя знала о необходимости отчета перед истцом за их расходование, а соответственно нарушила права и законные интересы истца.
Указанные обстоятельства, позволяют сделать вывод о нецелевом использовании Дзуцевым О.В. денежных средств, выделенных ему на развитие малого предпринимательства в размере 58 800 рублей. Следовательно, данная денежная сумма безусловно подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Требования Комитета РСО-Алания по занятости населения о взыскании с ответчика процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, также признаются судом законными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Дзуцева О.В. также подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей № копеек в муниципальный бюджет г. Владикавказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета РСО-Алания по занятости населения к Дзуцеву Олегу Владимировичу о взыскании суммы субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами, - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Дзуцева Олега Владимировича в пользу Комитета РСО-Алания по занятости населения денежные средства в счет выданной субсидии в размере №, а также проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами в размере № копеек, а всего № копеек.
Взыскать с Дзуцева Олега Владимировича в муниципальный бюджет г. Владикавказа РСО-Алания государственную пошлину в размере №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия – Алания в течение одного месяца.
Председательствующий Диамбеков Х.П.