Дело № 2-2506/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** г.Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой С.В.,
при секретаре Чайко Т.Ю.,
с участием представителя истца Динер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Виктории Викторовны к ФКУ-СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным бездействия, устранении нарушенного права,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлева В.В. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что с *** по настоящее время проходит службу в ФБУ «Следственный изолятор ***» УФСИН России по Амурской области (ФКУ СИЗО-1) в должности младшего инспектора 2-й категории отдела режима. В календарном исчислении общая продолжительность службы в органах ФСИН России составляет более 10 лет. Вместе с тем, до настоящего времени собственным жильем не обеспечена. Указала, что Постановлением Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** *** г.», утвердившим «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** г. (далее Правила) предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащейся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 11 лет и более на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п.5 Правил). Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил (cpoк службы не менее 10 лет), и изъявившие такое желание. Из числа граждан - участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянное проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является, в том числе, отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. Данное основание является достаточным для признания служащего УФСИН России нуждающимся в получении социальной выплаты дл приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы. В целях реализации вышеназванных положений. ФСИН России *** принят Приказ *** «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** г. в Уголовно - исполнительной системе». Согласно п. п. 3-4 утвержденной Инструкции, граждане - участники подпрограммы в целях получении: сертификата подают соответствующий рапорт (заявление) по утвержденной форме, выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати. Согласно Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов УИС в силу вышеназванных норм, в целях участия в подпрограмме обладает жилищная / жилищно-бытовая комиссия учреждения или орган УИС. *** в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения рамках подпрограммы ею в жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России подано соответствующее заявление и приложены необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии в собственности какого-либо жилого помещения. Однако до настоящего времени решение жилищно-бытовой комиссии по заявлению не принято. Кроме того, *** подано заявление с просьбой сообщить о результатах рассмотрения поданного *** заявления о постановке на учет в качестве нуждающееся в получении жилого помещения. До настоящего времени вопрос о постановке на учет жилищно-бытовой комиссией ФКУ СИЗО не разрешен, ответ ни на одно заявление не получен. Считает бездействие жилищно-бытовой комиссии не правомерным и нарушим ее права на участие в федеральной программе «Жилище». Просила признать бездействие ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Амурской области по рассмотрению заявления Яковлевой В.В. о постановке на учет в качестве нуждающееся в получении жилого помещения неправомерным, обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области поставить Яковлеву В. В. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, письменного отзыва в отношении предъявленных требований не представил, о дате, месте и времени слушания дела извещен своевременно надлежащим образом. Согласно справке от ***, не может участвовать в рассмотрении дела по причине занятости в другом судебном процессе. В судебное заседание также не явился истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя. При данных обстоятельствах, на основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом при данной явке, неявка представителя ответчика признана неуважительной.
Приказом начальника учреждения ИЗ-28/1 УИН России по Амурской области *** от ***, контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от ***, подтверждается, что Яковлева В.В. с *** по настоящее время проходит службу в ФБУ «Следственный изолятор ***» УФСИН России по Амурской области в должности младшего инспектора 2-й категории отдела режима.
*** в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения Яковлевой В.В. в жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России подано соответствующее заявление и приложены необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии собственности какого-либо жилого помещения. Обстоятельства получения ответчиком указанного заявления подтверждены уведомлением о вручении, согласно которому *** в адрес ФКУ СИЗО-1 поступило указанное заявление Яковлевой В.В.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, при разрешении данного спора суду следует установить наличие двух признаков: нарушение прав и свобод гражданина и создание гражданину препятствий к осуществлению им его прав и свобод.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от *** *** «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу п.3 ст.5 указанного Федерального закона, граждане имеют право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Пункт 1 ст.9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает обязательность рассмотрения поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращения.
В соответствии с п.1 ст.12 указанного закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно ч.2 этой статьи, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст.10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Поскольку исковое заявление подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, то суд полагает подлежащим применению положения ст.249 ГПК РФ, в силу которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемого бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела и доводов истца усматривается, что сведений о рассмотрении поданного *** заявления е не предоставлено, заявление от ***, в котором содержалась просьба сообщить о результатах рассмотрения заявления от *** также оставлено без рассмотрения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что с момента поступления заявления в уполномоченный орган - жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России прошло более 6 месяцев, а ответ на указанное заявление в адрес истца не поступил и доказательств его направления Яковлевой В.В. ответчиком не представлено, суд полагает требования о признании незаконным бездействия указанной комиссии по не рассмотрению заявления истца подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку указанное заявление истца от *** по существу жилищно-бытовой комиссией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России рассмотрено не было, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», утвердившему «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы», предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п.5 Правил).
В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** *** Приказом ФСИН РФ от *** *** утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п.3 положениям указанной Инструкции, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в п.п. «а» п.5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению *** к Правилам по месту постановки па жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Из положений п.4 Инструкции следует, что для получения сертификата сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют вместе с заявлением (рапортом) еще и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС.
Из п.7 Инструкции также следует, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.
Также для получения сертификатов представитель территориального органа образовательного учреждения УИС представляет в ФСИН России доверенности на их получение, заверенную начальником территориального органа, образовательного учреждения и оттиском мастичной печати, оригиналы учетных дел участников подпрограммы, а также их копии, заверенные начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и оттиском мастичной печати (п.24 Инструкции).
ФСИН России на основании информации, предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы, направляет в территориальные органы, образовательные учреждения УИС, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов которые являются основанием для снятия учреждениями (органами) УИС гражданина -участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом. Таким образом, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС.
Согласно ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилом помещении признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган, осуществляющий принятие на учет. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данные положения ЖК РФ фактически не противоречат Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе.
Как установлено судом, заявитель состоит на государственной службе в органах ФСИН России более 10 лет. Из представленного истцом Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** ***, сведений о зарегистрированных за Яковлевой В.В. прав на недвижимое имущество не имеется.
Судом принимается во внимание решение суда от ***, вступившее в законную силу, из которого усматривается, что ранее Яковлевой В.В. было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом суд постановил обязать ФКУ СИЗО-1 Управления ФСИН по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как пояснил представитель истца и не представлено доказательств обратного стороной ответчика, в настоящее время решение суда не исполнено. Таким образом, принимая во внимание факт нарушения прав истца действиями ответчика в период длительного времени, а так же наличие у Яковлевой В.В. права состоять на учете в качестве нуждающегося лица в предоставлении жилого помещения, суд на основании представленных доказательств находит возможным удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности поставить Яковлеву В.В. на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании заявления от ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Яковлевой Виктории Викторовны удовлетворить.
Признать бездействие по не рассмотрению заявления Яковлевой Виктории Викторовны от *** о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.
Обязать ФКУ-СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области поставить Яковлеву Викторию Викторовну на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беляева