Дело № 2-1393/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 1 сентября 2015 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гольман С.В.,
при секретаре Беловой Е.А.,
с участием представителя истца старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягина А.А., представителя ответчика Мельниковой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Станко» о запрещении сброса сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Станко» (далее – Общество), просит запретить Обществу по истечении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сброс недостаточно очищенных сточных вод в водный объект федерального значения – реку Волга до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Сутягин А.А. исковые требования поддержал. Исковые требования мотивированы следующим.
В результате проведённой Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлено, что Общество является водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в реку Волга в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование: сточные воды собираются в приёмной камере канализационной насосной станции, затем по напорному коллектору перекачиваются на очистные сооружения, далее сточная вода поступает на поля фильтрации, сбрасывается в овраг, по которому стекает в реку Волга. За ДД.ММ.ГГГГ год Общество сбросило <данные изъяты> тысячи кубических метров такой воды. Вместе с тем Общество для осуществления деятельности как водопользователь по осуществлению сбросов недостаточно очищенных сточных вод в реку Волга проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не разработало, разрешение на сброс в водный объект не получило.
По результатам прокурорской проверки виновное должностное лицо Общества привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В адрес директора Общества внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако, по настоящее время Обществом требования прокурора не исполнены, меры по устранению выявленных нарушений не приняты. Из письма директора Общества от ДД.ММ.ГГГГ № и объяснений представителя Общества следует, что разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект до настоящего времени не получено, проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не разработан. В бизнес-план развития санатория получение разрешения на сброс запланировано на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Волга, по мнению стороны истца, не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды, создаёт угрозу причинения вреда здоровья граждан и окружающей среде в будущем. Поскольку сброс загрязнённых сточных вод влечёт к поступлению с объёмом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведёт к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
В соответствии со статьёй 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Представитель ответчика Мельникова Л.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась, о чём представила письменное заявление (л.д.<данные изъяты>). Последствия признания иска представителю Общества разъяснены и понятны.
Представителем Общества указанные истцом обстоятельства сброса сточных вод в водный объект в отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и разрешения на сброс в водный объект, отсутствующих у ответчика по настоящее время, подтверждены. В отзыве на исковое заявление Общество указало, что с ДД.ММ.ГГГГ Общество является пользователем части водного объекта на основании решения № <данные изъяты>, водопользование осуществляется с целью сброса сточных вод. Для улучшения качества сточных вод проведены мероприятия по ремонту воздушной ЛЭП от трансформаторной подстанции до очистных сооружений, чистка первичных отстойников и эмшера на территории очистных сооружений, смонтированы иловые площадки-сооружения для обезвоживания осадков, образующихся в процессе очистки сточных вод, смонтирован дополнительный железобетонный колодец для окончательной очистки сточных вод, потребовавшие от Общества больших материальных затрат. Также ежеквартально проводится забор проб сточных вод, которые направляются на экспертизу с целью контроля за качеством сточных вод, пробы загрязняющих веществ ниже допустимых норм.
Хозяйственно-бытовые стоки попадают на очистные сооружения, затем – в искусственные пруды-отстойники и сбрасываются в овраг, где частично аккумулируются. До р.Вога около <данные изъяты> метров. Поскольку очистные сооружения функционируют с ДД.ММ.ГГГГ года и были построены хозяйственным способом, проект ввода в эксплуатацию сооружения отсутствует. Изначально сброс производился на пониженный рельеф местности, прямого выпуска в р.Волга с очистных сооружений нет. В связи с отсутствием прямого выпуска (трубы) в водный объект возникла сложность с оформлением разрешения на сброс загрязняющих веществ; Обществу необходимо затратить денежные средства на выполнение проектных работ, монтаж и прокладку трубы от полей фильтрации до р.Волга. ООО «<данные изъяты>» готово провести работы до ДД.ММ.ГГГГ. Требуется согласовать работы с органами исполнительной власти, Комитетом по природопользованию, поскольку может потребоваться вырубка лесных насаждений, которые на данном участке являются памятником природы.
Обществом ДД.ММ.ГГГГ в отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ивановской области представлен проект на утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (проект НДС).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещён надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, каких-либо заявлений, возражений по делу не представил. Сведения об уважительности причин неявки представителя Управления Росприроднадзора по Ивановской области отсутствуют.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с согласия сторон, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Статьёй 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом в силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учёт природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учётом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением: пруда, обводнённый карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 части 2 статьи 11 ВК РФ сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, а равно собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды. При этом в силу части 4 данной статьи, сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещён по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 55 ВК РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии частью 6 статьи 56 ВК РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 18, 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утверждённого Приказом Минприроды России от 9 января 2013 года № 209, для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы хозяйствующий субъект предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, к которому должны быть приложены согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к данному Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается), отчёт о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к данному Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий, предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Станко» (ОГРН № зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет основные виды деятельности: деятельность санаторно-курортных учреждений, - а также дополнительные виды деятельности: производство пара и горячей воды, распределение воды, передача пара и горячей воды, сбор и очистка воды и другие, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), уставу (л.д.<данные изъяты>), свидетельству серии № № (л.д.<данные изъяты>
На основании решения Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.<данные изъяты>), Общество является водопользователем Горьковского водохранилища, водохозяйственного участка – КАС ВОЛГА № Волга от г.Кострома до Горьковского г/у (Горьковское водохранилище) без р.Унжа, для выпуска сточных вод в Горьковское водохранилище.
Как указано в объяснениях ФИО2, главного инженера Общества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), Общество для очистки сточных вод санатория и жилого посёлка использует очистные сооружения биологической очистки сточных вод, проектная мощность которых составляет <данные изъяты> тысяч метров кубических в год. Сточные воды собираются в приёмной камере канализационной насосной станции, затем по напорному коллектору перекачиваются на очистные сооружения, после этого сточная вода поступает на поля фильтрации, сбрасывается в овраг и по нему стекает в реку Волга. На ДД.ММ.ГГГГ у Общества отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект из-за недостатка финансовых средств, проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ отсутствует, договор на его разработку не заключался; проведение мероприятий по получению разрешения запланировано на ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно письму ГУ «Ивановский ЦГМС» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), по результатам дополнительного рекогносцировочного обследования места сброса хозяйственно-бытовых стоков Общества выявлено, что стоки поступают на очистные сооружения, затем в искусственные пруды-отстойники и сбрасываются в овраг, где частично и аккумулируются. До ближайшего водного объекта Горьковского водохранилища около <данные изъяты> метров. Хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются на пониженный рельеф местности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общества прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выражающихся в сбросе сточных вод в водный объект в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (л.д.<данные изъяты>).
Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Обществом рассмотрено. Согласно письму директора Общества ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), ответственные за соблюдение норм природоохранного законодательства Общества главный инженер ФИО2 и специалист по охране труда ФИО7 привлечены к дисциплинарной ответственности, в бизнес-план развития санатория на период ДД.ММ.ГГГГ годов внесено предложение об устранении указанного нарушения – получения разрешения на сброс.
В связи с вышеуказанным сбросом сточных вод Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, принятым старшим государственным инспектором по Ивановской области, начальником отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области ФИО8 (л.д.<данные изъяты>), главный инженер Общества ФИО9 привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения,, предусмотренного частью 4 стать 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, которые может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение.
ООО «<данные изъяты>» готово выполнить работы по прокладке подземного трубопровода от полей фильтрации очистных сооружений Общества до стока в водный объект – реку Волга в срок до ДД.ММ.ГГГГ, согласно письму ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Обществом в Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов представлен для рассмотрения и утверждения проект нормативов допустимых сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, который не утверждён по настоящее время, что следует из объяснений ответчика, перечня документов и материалов, представленных на утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>), распиской о получении документов (л.д.<данные изъяты> выкопировкой проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект для ООО «Санаторий имени Станко» от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.<данные изъяты>). Общество регулярно производит оценку количественного химического анализа проб воды, что подтверждается протоколами количественного химического анализа проб воды от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.<данные изъяты>), от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии со статьёй 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при нарушении предусмотренных главой 7 данного Федерального закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В силу статьи 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно части 2 данной статьи, если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается факт отсутствия у Общества разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Планируемая и осуществляемая в такой ситуации деятельность по сбросу сточных вод предполагается экологически опасной.
На основании изложенного, учитывая основной характер деятельности Общества как лечение больных, принятие Обществом мер к минимизации загрязнения водного объекта и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ, длительность реализации мер по выполнению природоохранных требований, суд полагает возможным принять признание иска ответчиком, запретить ответчику с ДД.ММ.ГГГГ сброс недостаточно очищенных сточных вод в водный объект федерального значения реку Волга до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО12 в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий имени Станко» (ОГРН № с ДД.ММ.ГГГГ сброс недостаточно очищенных сточных вод в водный объект федерального значения реку Волга до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Гольман
Справка. Мотивированное решение составлено 3 сентября 2015 года.
Председательствующий судья С.В. Гольман