Судебный акт #1 () по делу № 3а-147/2019 ~ М-109/2019 от 22.04.2019

Дело № 3а-147/2019

Дело № 3а-147/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

10 июня 2019 года                                                                             город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В., при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Хуртина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Павловское городское поселение» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 утвержден Генеральный план муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области.

Данное решение 24 февраля 2010 года опубликовано в печатном издании «Павловские вести» № 2а (15).

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области» в части включения в границы поселка городского типа Павловка участков, расположенных на землях лесного фонда: в части выделов 14, 15 квартала 17; в части выделов 1, 4, 6, 9, 27 квартала 20; в части выделов 2-4, 6, 8, 12, 13, 17, 26, 27, 29, 30, 31 квартала 22; в части выделов 1-3, 7, 20 квартала 23; в части выделов 9, 24, 35 квартала 25 Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области. Согласно Генеральному плану в границы поселка городского типа Павловка включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца     Якунина Е.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав аналогичные пояснения.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» и администрации муниципального образования «Павловский район» Курашова Л.М. административный иск не признала, пояснив, что Генеральный план муниципального образования Павловское городское поселение утвержден в части графического изображения. Работы по координатному описанию местоположения границ населенных пунктов муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области и территориальных зон муниципального образования с занесением сведений в ЕГРН не осуществлялись, регистрация права собственности на объекты недвижимости, расположенные в                    р.п. Павловка, осуществлялась в границах населенных пунктов в соответствии с границами публичной кадастровой карты. В настоящее время ведутся работы по установлению границ населенных пунктов поселения, территориальных зон муниципального образования и внесения сведений в ЕГРН, из бюджета Ульяновской области на указанные работы выделены денежные средства. В указанных в административном иске выделах Павловского участкового лесничества расположены земельные участки с жилой застройкой и видами разрешенного использования «под личное подсобное хозяйство». В ходе рассмотрении дела дополнила, что согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства на момент утверждения Генерального плана не требовалось. Проект генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, однако документы по согласованию не сохранились. Не согласна с результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части выдела 14 квартала 23, так как там расположен овраг и со слов сотрудников Павловского участкового лесничества этот выдел не относится к землям лесного фонда.        

Представитель администрации муниципального образования «Павловский район» Сулейманов Э.Н. административный иск не признал, поддержал доводы представителя Курашовой Л.М.

Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Анисимова Л.И. в судебном заседании поддержала административные исковые требования.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, письменных возражений в суд не направил.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Павловский район» Ульяновской области в соответствии с его Уставом, принятым решением Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» от 5 марта 2007 года № 250, является Совет депутатов муниципального образования «Павловский район», к полномочиям которого в соответствии с подпунктом 7 пункта 15 статьи 23 Устава относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года    № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области в редакции от 16 января 2010 года, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16-23 Положения о согласовании).

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года  № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусмотрено, что федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений, являлся Рослесхоз.

Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года № 238-О-О об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области представляться на утверждение Совета депутатов муниципального образования «Павловский район» и утверждаться им не мог.

За Российской Федерацией 22 января 2004 года зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 21 333 га, расположенный в Ульяновской области, Павловский лесхоз.

По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей поселка городского типа Павловка установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области, в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство в целом не оспаривается и административным ответчиком и подтверждается показаниями сотрудника названного учреждения ***, допрошенного в качестве свидетеля.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательств согласования проекта с Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской области не соблюден.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что проект Генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и не должен был согласовываться с Федеральном агентством лесного хозяйства, поскольку в силу действовавшего на момент подготовки оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования «Павловское городское поселение» Павловского района Ульяновской области, которым установлены границы населенного пункта - поселка городского типа Павловка, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого поселения, мог быть утвержден Советом депутатов муниципального образования «Павловский район» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица о несогласии с результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части выдела 14 квартала 23, никакими доказательствами не подтвержден и опровергается материалами дела и показаниями опрошенного в судебном заседании свидетеля ***, согласно которым еще в 2016 году при описании местоположения границ лесничеств Ульяновской области границы Павловского лесничества согласовывались с Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. При этом работы по наложению материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское поселение выполнялись, в том числе, и с учетом проведенных работ по установлению границ Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области в 2016 году.

Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица на наличие в выделах жилой застройки, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана поселения. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

Кроме того, в целях защиты прав граждан и организаций, в отношении которых оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на его основании были реализованы их права, суд признает оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 16 ░░░░░░░ 2010 ░░░░ № 26 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14, 15 ░░░░░░░░ 17; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 1, 4, 6, 9, 27 ░░░░░░░░ 20; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 2-4, 6, 8, 12, 13, 17, 26, 27, 29, 30, 31 ░░░░░░░░ 22; ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 1-3, 7, 20 ░░░░░░░░ 23, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 9, 24, 35 ░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                                 ░.░.░░░░░

 

 

3а-147/2019 ~ М-109/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчики
Совет депутатов муниципального образования "Павловское городское поселение" Павловского района Ульяновской области
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области
Администрация поселения муниципального образования "Павловское городское поселение" Павловского района Ульяновской области
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области
Якунина Е.А.
Администрация МО "Павловский район" Ульяновской области
Управление Росреестра по Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Зуева Н. В.
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация административного искового заявления
23.04.2019Передача материалов судье
24.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2019Предварительное судебное заседание
07.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Судебное заседание
14.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.06.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.07.2019Судебное заседание
05.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее