Дело № 2-1393/16 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края |
22 июня 2016 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Храпковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимошенко ФИО7 к управлению архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения о признании права собственности,
установил:
Тимошенко И.В. обратился в суд с иском к управлению архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения, в котором просил признать за ним права собственности на квартиру № № в доме <адрес> с возведенным подвесным балконом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе площадь квартиры <данные изъяты> кв.м (из нее <данные изъяты> кв.м жилая, <данные изъяты> кв.м подсобная, <данные изъяты> кв.м балкон).
В обоснование иска ссылался на то, что в 2015 году он без получения соответствующего разрешения реконструировал вышеуказанную квартиру, принадлежащую ему на праве собственности, путем возведения подвесного балкона.
17 февраля 2016 года управление архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения отказало ему в выдаче разрешения на ввод подвесного балкона в эксплуатацию, несмотря на то, что возведение подвесного балкона согласовано решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ и согласно заключению специалиста при его возведении нарушений градостроительных и строительных норм допущено не было. Конструкции балкона права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушают, угрозу жизни и здоровью граждан не создают (л.д. 4-7).
В судебное заседание истец Тимошенко И.В. не явился, так как сначала ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, а позднее просил об отложении судебного разбирательства в связи со своей служебной командировкой (л.д. 112, 113).
Управление архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела по существу, своего представителя в суд не направило, о причинах его неявки не сообщило и об отложении дела не просило. Согласно представленным возражением на иск полагала его неподлежащим удовлетворению в связи с тем, что реконструкция жилого помещения истца была произведена с нарушением действующего законодательства, а сохранение квартиры в реконструированном виде нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме, а также создает угрозу их жизни и здоровью (л.д. 39-42).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие истца и представителя ответчика, поскольку убытие истца в командировку уважительной причиной для неявки на рассмотрение гражданского дела признана быть не может (см. определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2010 года № 64-Г10-7).
Изучив иск и возражения на него, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 ЖК РФ определено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, которое является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (части 5 и 6 статьи 26 ЖК РФ).
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ (часть 1 статьи 29 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Отношения по реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ в случае, если при реконструкции происходит изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, то реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
В силу статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснению Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместном постановлении от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Таким образом, из смысла закона следует, что новый объект недвижимого имущества возникает в случае изменения внешних границ ранее существовавшего объекта недвижимого имущества в результате его реконструкции путем возведения к нему пристройки, в чем бы она не выражалась.
При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости (см. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В пункте 4.2.4.9 вышеуказанных Правил содержится запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, а также крепление к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек.
В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 года № 365, или требований специальных технических условий.
При этом часть 1 статьи 16 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Согласно пункту 8.4.6 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», подлежащего применению на обязательной основе в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.
В судебном заседании на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Тимошенко И.В. является собственником квартиры № в доме № по улице <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м (л.д. 9).
Согласно техническому паспорту жилого помещения истца по состоянию на 07 августа 2014 года наружные стены его квартиры крупноблочные (л.д. 10-13).
Из описательной части заключения специалиста Королевой Н.М. от 30 сентября 2015 года и содержания искового заявления следует, что в 2015 года истец пристроил к своей квартире балкон размерами 1,3х6,0х2,4 м. Для устройства выхода на балкон из квартиры истцом были демонтированы оконный блок и нижняя часть железобетонной стены под оконным проемом в кухне (л.д. 14-28).
ДД.ММ.ГГГГ года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме истца было принято решение о реконструкции многоквартирного дома в части устройства балконов на первом этаже и реконструкции существующих балконов (увеличение площади балконов). Определено, что такая реконструкция может производиться единолично каждым собственником помещений (л.д. 33-34).
17 февраля 2016 года Тимошенко И.В. обратился в управление архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на ввод возведённого к своему жилому помещению балкона в эксплуатацию (л.д. 29-30).
Управление архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения, оказывающее муниципальную услугу по выдаче разрешительной документации на соответствие объектов архитектурно-градостроительным требованиям, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало истцу вводе в эксплуатацию его квартиры <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по улице <адрес> в связи с тем, что работы по пристройке к ней балкона на два окна площадью <данные изъяты> кв. м были произведены истцом самовольно без получения на это необходимых разрешений (л.д. 31-32, 45-60, 61-65, 83-85).
Кроме того, согласно представленному суду заключению от ДД.ММ.ГГГГ № подвесной балкон, самовольно возведенный истцом к своей квартире, не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки (л.д. 86-87).
Исходя из обстоятельств дела и учитывая приведенные в настоящем решении положения законодательства Российской Федерации, а также не представление истцом доказательств, подтверждающих, что возведенный им балкон не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также не нарушает их права и законные интересы, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы заключения специалиста Королевой Н.М. о том, что при производстве работ по возведению конструкции балкона к квартире № в доме № по улице <адрес> не допущено нарушений градостроительных норм и правил, в связи с чем эти конструкции не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, не создают угрозу их жизни и здоровью, суд не может принять во внимание, поскольку они противоречат положениям пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, а также в нарушение положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не обоснованы какими-либо соответствующими расчетами.
Кроме того, заключение специалиста Королевой Н.М. не содержит выводов о соответствии конструкции балкона требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64.
Ссылка истца на решение Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу № не может быть принята во внимание, поскольку указанное судебное постановление не имеет преюдициальной силы для рассмотрения иска Тимошенко И.В.
В связи с отказом в иске уплаченная истцом государственная пошлина подлежит отнесению на его счет согласно требованиям статьи 98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Тимошенко ФИО8 к управлению архитектуры и градостроительства администрации <данные изъяты> городского поселения о признании за Тимошенко ФИО9 права собственности на квартиру № <данные изъяты> в доме <данные изъяты> по улице <адрес> с возведенным подвесным балконом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе площадь квартиры <данные изъяты> кв.м (из нее <данные изъяты> кв.м жилая, <данные изъяты> кв.м подсобная, <данные изъяты> кв.м балкон) отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 июня 2016 года.
Председательствующий |
(подпись) |
Д.П. Федорцов |
Копия решения, не вступившего в законную силу, верна.
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Д.П. Федорцов