№ 2-1352/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года | г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре – | Бельской В.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Песчановского сельского полселения Бахчисарайского района Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО3, о признании права собственности на земельный участок, -
установил:
11 августа 2020 года ФИО2 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации Песчановского сельского полселения ФИО5 <адрес> Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что между ФИО2 и ФИО3 14 января 2008 года заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, который зарегистрирован частным нотариусом Житомирского нотариального округа ФИО8 в реестре №.
Истец указывает, что продавцу - ФИО4, ранее принадлежал вышеуказанный земельный участок на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ №, выданный 13 июля 2004 года Бахчисарайским районным отделом земельных ресурсов на основании договора купли-продажи земельного участка от 26 мая 2004 года.
Истец указывает, что обратился в Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 900 кв.м. Однако, 8 октября 2019 года сообщением № отказано в государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок, по тем основаниям, что у заявителя отсутствует государственного акта на право собственности на земельный участок или иной документ, подтверждающий государственную регистрацию права собственности. В порядке межведомственного взаимодействия в рамках проведения правовой экспертизы документов государственный регистратор обратился в Нотариальную палату для подтверждения факта удостоверения договора купли-продажи нотариусом Житомирского нотариального округа ФИО8 и как следует из отказа Госкомрегистра, предоставить такие сведения Нотариальная палата не может.
Вместе с тем, истец указывает, что бывший собственник земельного участка - ФИО4 проживает на территории Украины и подтвердить лично не может факт купли-продажи земельного участка.
Истец отмечает, что право собственности на земельный участок не оформил в установленном законом порядке, так как на тот период времени не было необходимости это делать, ошибочно полагал, что удостоверения сделки у нотариуса достаточно и нет необходимости в государственной регистрации в органе государственной власти по вопросам земельных ресурсов.
Истец просит признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 900 кв.м, кадастровый №.
Протокольным определением суда от 11 ноября 2020 года, с учетом мнения истца и его представителя, к участию в деле в качестве ответчика привлечен ФИО4
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 88).
22 декабря 2020 года в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики также надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 92, 93, 95-96).
22 декабря 2020 года в суд по электронной почте поступило ходатайство ФИО4 о рассмотрении дела в его отсутствие. В указанном ходатайстве ФИО4 указал, что подтверждает факт заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> между ФИО2 и ФИО3 (л.д. 94).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских прав, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 26 мая 2004 года, ФИО3 Бахчисарайским районным отделом земельный ресурсов выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок серии КМ №, площадью 0,0900 га, расположенный по <адрес> <адрес>, с целевым назначением земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (л.д. 7,74).
Как следует из письма администрации Песчановского сельского полселения Бахчисарайского района Республики Крым от 24 августа 2020 года №, согласно похозяйственной книги администрации полселения № (2001-2005 г.г.) страница 8, номер лицевого счета 859, имеется запись о регистрации собственности на земельный участок за ФИО3 на основании договора купли-продажи от 26 мая 2004 года №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 36).
Судом также установлено, что 14 января 2008 года в городе Житомир между ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (продавец) и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из п. 1.2. указанного договора, земельный участок принадлежит продавцу на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Бахчисарайским районным отделом земельных ресурсов на основании договора купли-продажи земельного участка от 26 мая 2004 года за р. №.
Согласно п. 2.1 указанного договора продажа совершена по договоренности сторон за 61 308 грн., которые покупатель оплатил продавцу до подписания настоящего договора.
Пунктом 3.1 договора определено, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами, нотариального удостоверения и государственной регистрации в соответствии с требованиям ГК Украины.
Согласно п. 4.1 указанного договора, право собственности возникает у покупателя с момента передачи земельного участка, государственной регистрации договора и получения государственного акта о праве собственности на земельный участок (л.д. 8-9, 76-77).
Из письма ФИО3 адресованного в Бахчисарайский районный суд Республики Крым от 5 ноября 2020 года следует, что ответчик ФИО3 подтверждает факт заключения договора купли-продажи земельного участка, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> между ФИО2 и ФИО3 (л.д. 72).
Согласно сообщения об отказе в государственной регистрации от 8 октября 2019 года ФИО2 отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:01:130201:614, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку на регистрацию не был представлен государственный акт о праве собственности на земельный участок или иной документ, подтверждающий государственную регистрацию права собственности на земельный участок (л.д. 11).
Законодательство Российской Федерации на территории Республики Крым подлежит применению с 18 марта 2014 года в силу части 3 статьи 1 и части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Таким образом, договор купли-продажи заключен во время нахождения Республики Крым в составе Украины, когда на территорию Республики Крым распространялась юрисдикция Украины, поэтому для оценки обстоятельств дела, касающиеся заключения и исполнения договора купли-продажи земельного участка от 14 января 2008 года следует применять законодательство Украины, поскольку закон обратной силы не имеет, за исключением случаев прямо указанных в законе.
Согласно части 1 статьи 210 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года № 435-IV (в редакции, действующий на момент заключения сделки) сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом. Такая сделка является совершенной с момента государственной регистрации.
В пункте 4 статьи 334 ГК Украины указано, что если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 июля 2004 года № 1952-IV (в редакции на день заключения сделки) обязательной государственной регистрации подлежат вещные права на недвижимое имущество, которое находится на территории Украины, физических и юридических лиц, государства, территориальных общин, иностранцев и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, а именно: право собственности на недвижимое имущество.
Согласно статье 2 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) государственная регистрация вещественных прав на недвижимое имущество и их обременений - официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, что сопровождается внесением данных в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.
Согласно части 1 статьи 181 ГК Украины (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) земельный участок относиться к недвижимому имуществу.
Таким образом, право собственности на земельный участок по договору купли-продажи в 2008 году возникало у физических лиц только после государственной регистрации, то есть после внесения записи в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (в редакции, действовавшей на момент заключения сделки) государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество проводится на основании заявления правообладателя (правоприобретателя), сторон (стороны) сделки, по которой возникло вещное право, или уполномоченных ими (ею) лиц.
Из искового заявления, материалов дела и пояснений истца, письменных пояснений ответчика ФИО3 следует, что истец не обращался в регистрационный орган Украины для регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок от ФИО3 к ФИО2 Вместе с тем, продавец не создавал каких-либо препятствий покупателю в осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Из материалов дела следует, что договор купли-продажи спорного земельного участка был исполнен в день его подписания – 14 января 2008 года, что подтверждается содержанием иска, письменными пояснениями ФИО9, а также содержанием самого договора купли-продажи.
Пунктом 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Таким образом, учитывая, что договор купли-продажи был заключён в надлежащей форме, нотариально удостоверен, сторонами исполнен в полном объёме, имеются основания для признания за истцом права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 900 кв.м, кадастровый №
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 900 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 90:01:130201:614, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░