Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-23168/2015 от 23.09.2015

судья – Артюхова А.А. дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«1» октября 2015 г. г. Краснодар

судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе

председательствующего судьи Пегушина В.Г.

судей Диянова С.П. и Якубовской Е.В.

при секретаре Лесных Е.А.

с участием прокурора Стукова Д.Г.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гулькевичского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (далее – УФМС по КК) о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

по апелляционной жалобе представителя Василега Е.В., действующей по доверенности УФМС по КК, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 июня 2015 г.

Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., заключение прокурора Стукова Д.Г. судебная коллегия

установила:

прокурор Гулькевичского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УФМС по КК о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в рамках исполнения задания прокуратуры края о проверке соблюдения социальных прав ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, а также инвалидов, с привлечением сотрудников Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Гулькевичском районе проведена проверка доступности инвалидам и лицам с ограниченными возможностями в отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе.

В ходе проверки установлен ряд нарушений: в здании, расположенном по адресу: <...>, деятельность в котором осуществляет отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе, не в полном объеме исполняются требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В нарушение пункта 4.1.14 СП <...> уклон пандуса, установленного на входе в здание, составляет более 5%; в нарушение пункта 4.1.3 СП <...> территория входа в здание не обеспечена указателями направления движения, в соответствии с пунктом 4.1.8 не обеспечена высота бордюра по краям пешеходного пути; в нарушение пункта 4.1.14 СП <...> вход в здание не оборудован поручнями по обеим сторонам наружной лестницы; в нарушение пункта 4.1.15 СП <...>, установленный на входе в здание пандус, не оборудован поручнями; в нарушение пункта 5.1.3 СП <...> размер входной площадки менее 2.2 х 2.2 м; в нарушение пункта 4.1.12 СП <...> на входе в здание крайние ступени наружной лестницы не обеспечены контрастной окраской; в нарушение пунктов 5.1.4, 6.1.8, 6.3.2 и 7.1.2 СП <...> в здании не обеспечена зона оказания услуг для инвалидов.

Прокурор Гулькевичского района полагает, что выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации нарушают права неопределенного круга инвалидов, посещающих отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодар от 24 июня 2015 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Суд первой инстанции решил признать незаконным бездействие УФМС по КК, выразившееся в не устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации; возложил обязанности на УФМС по КК по устранению в полном объеме допущенных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в здании по адресу: <...>: вход в здание оборудовать пандусом с уклоном не более 5% в соответствии с пунктом 4.1.14 СП <...>; территорию входа в здание обеспечить указателями направления движения в соответствии с пунктом 4.1.3 СП <...> в том числе обеспечить высоту бордюров по краям пешеходного пути в соответствии с пунктом 4.1.8 СП <...>; вход в здание оборудовать поручнями по обеим сторонам наружной лестницы в соответствии с пунктом 4.1.14 СП <...> установленный на входе в здание пандус, оборудовать поручнями по обеим сторонам в соответствии с пунктом 4.1.15 СП <...>; на входе в здание обеспечить входную площадку размерами не менее 2.2 х 2.2 м в соответствии с пунктом 5.1.3 СП <...>; крайние ступени наружной лестницы обеспечить контрастной окраской в соответствии с пунктом 4.1.12 СП <...> в здании отдела УФМС по КК в Гулькевичском районе обеспечить зону оказания услуг для инвалидов в соответствии с пунктами 5.1.4, 6.1.8, 6.3.2 и 7.1.2 СП <...>.

В апелляционной жалобе представителя Василега Е.В., действующей по доверенности УФМС по КК, ставится вопрос об отмене, состоявшегося по делу судебного постановления, как незаконного и необоснованного, поскольку, в частности, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Возражений на апелляционную жалобу не имеется.

В суде апелляционной инстанции прокурор Стуков Д.Г. в заключении доводы апелляционной жалобы полагал необоснованными. Нашел решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 июня 2015 г. законным и обоснованным. Полагал, что обжалуемое судебное постановление следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, не явились, извещались надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 июня 2015 г. не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права судом первой инстанции допущены не были.

Так, удовлетворяя иск, суд, прежде всего, исходил из того, что выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации нарушают права неопределенного круга инвалидов, посещающих отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам настоящего дела.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Гулькевичского района в рамках исполнения задания прокуратуры края о проверке соблюдения социальных прав ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, а также инвалидов, с привлечением сотрудников Управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Гулькевичском районе проведена проверка доступности инвалидам и лицам с ограниченными возможностями в отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе (л.д. <...>).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно статье 3 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.

Статьей 4 указанного закона объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием.

В ходе проверки установлено, что в здании, расположенном по адресу: <...>, деятельность в котором осуществляет отдел УФМС по КК в Гулькевичском районе, не в полном объеме исполняются требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Указанное здание находится в пользовании УФМС по КК на основании договора безвозмездного пользования от <...> г. № <...> собственником здания является Российская Федерация, право оперативного управления на здание зарегистрировано за отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Гулькевичскому району (л.д. <...>

Как следует из договора безвозмездного пользования, здание по ул<...> <...> передано ссудополучателю – УФМС по КК для использования под размещение отдела УФМС КК в Гулькевичском районе, в состоянии, соответствующем условиям настоящего договора и назначению (п. 1.1 договора).

Согласно пункту 3.3.2 договора, ссудополучатель обязуется поддерживать помещение, полученное в безвозмездное пользование в исправном техническом состоянии, нести все расходы на их содержание, своевременно производить за свой счет текущий ремонт нежилых помещений. Обеспечивать надлежащее санитарное состояние и противопожарную безопасность нежилых помещений.

Ссудополучатель обязуется при необходимости производить ремонт и перепланировку нежилых помещений, необходимый для размещения отделов и сотрудников Федеральной миграционной службы, не иначе как с письменного согласия ссудодателя (пункт 3.2.5 договора).

Ссудополучатель вправе осуществлять неотделимые и отделимые улучшения нежилых помещений только с письменного согласия ссудодателя (пункт 3.4.2 договора).

В нарушение Свода правил СП <...> «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», уклон пандуса, установленного на входе в здание, составляет более 5%; территория входа в здание не обеспечена указателями направления движения; не обеспечена высота бордюра по краям пешеходного пути; вход в здание не оборудован поручнями по обеим сторонам наружной лестницы; установленный на входе в здание пандус не оборудован поручнями; размер входной площадки менее 2.2 х 2.2 м; на входе в здание крайние ступени наружной лестницы не обеспечены контрастной окраской; в здании не обеспечена зона оказания услуг для инвалидов.

Выявленные нарушения отражены в паспорте доступности для инвалидов общественного здания, в здании по <...> края (л.д. <...>

Исходя из статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в целях защиты прав этих лиц.

В судебном заседании должно быть установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод.

В ходе судебного заседания суду первой инстанции не представлено достаточных обстоятельств, что УФМС по КК принимались необходимые и достаточные меры по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, ответчиком не представлено и в материалах дела не содержится, а также не подтвержден факт невозможности исполнения требований законодательства в части обеспечения доступности объекта социальной инфраструктуры, используемого в целях организации оказания государственных услуг.

Также в деле не содержится доказательств того, что собственник либо балансодержатель здания создают УФМС по КК какие-либо препятствия в устранении выявленных нарушений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении названного выше искового заявления прокурора Гулькевичского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к УФМС по КК о понуждении к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуре.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Выводы суда – мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому эти доводы сами по себе не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 24 июня 2015 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Краснодар от 24 июня 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Василега Е.В., действующей по доверенности УФМС по КК – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

председательствующий судьи

33-23168/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Гулькевичского р-на
Ответчики
УФМС России по КК
Другие
УСЗН по КК
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Диянов Сергей Павлович_0
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
01.10.2015Судебное заседание
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее