Дело 2-392/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 14 декабря 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 и ФИО4 к ФИО6 о восстановлении срока для принятия наследства,
у с т а н о в и л:
Иск предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2, отец истцов. После смерти отца открылось наследство. Согласно свидетельству о праве на наследство, выданному ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Лахденпохского нотариального округа ФИО5, истцы являются наследниками первой очереди после смерти ФИО2 В установленный законом срок они в наследство не вступили в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной (2019-nCov), и проводимыми ограничительными мерами. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия открыто наследство на ФИО6
Ссылаясь на положения ст. 1155 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), истцы просили суд восстановить им срок для принятия наследства.
В судебном заседании ФИО3 иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что до смерти отца, она ухаживала за ним, они все, как дочери, принимали участие в похоронах отца. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не работала из-за ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, никуда не ходила из-за запретов, была уверена, что все закрыто и никаких справок получить нельзя. Ответчица не хотела с ней общаться, хотя у последней находились все документы на наследственное имущество. Обратившись к нотариусу, ей предложили идти в суд из-за пропуска срока, также как и ее сестре ФИО4 Полагала, что наследство должно быть разделено на всех сестер, они все дети своих родителей и должны пользоваться равными правами. Причины пропуска срока и своего, и сестры, полагала, из-за имевшей место ситуации в стране, уважительными. Она была уверена, что до июня нигде ничего не работало, ни нотариус, ни ЗАГС. После отмены ограничительных мер она обратилась к нотариусу, но было уже поздно, срок пропущен.
Истец ФИО4, надлежащим образом извещенная, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, просила иск удовлетворить, признать причины пропуска срока для принятия наследства из-за коронавирусной инфекции уважительными и восстановить срок.
Ответчик ФИО6 и ее представитель адвокат ФИО9, в судебном заседании иск не признали в полном объеме. Полагали, что оснований для признания причин пропуска срока уважительными не имеется, истцы имели возможность в установленный законом срок обратиться к нотариусу, но этого не сделали по неуважительным причинам.
Третье лицо – нотариус Лахденпохского нотариального округа ФИО5 в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон; каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
Частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право наследования гарантируется.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Наследование осуществляется по завещанию и по закону (ст. 1111 ГК РФ). Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статья 1153 ГК РФ определяет способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
На основании ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из наследственного дела №, открытого после смерти ФИО2, следует, что после смерти ФИО2 открылось наследство в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, по адресу: <адрес>, денежные средства, внесенные в денежные вклады, хранящиеся в ПАО «№», с причитающимися процентами и компенсациями; денежные средства, находящиеся в ПАО «№» по счету банковской карты, с причитающимися к выплате процентами
С заявлением о принятии наследства обратилась дочь умершего –ФИО6, из заявления которой следует, что наследниками также являются дочери ФИО2 – ФИО3 и ФИО4, адреса регистрации которых, ей не известны.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выданы свидетельства о праве на наследство по закону на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, и на денежные средства, внесенные в денежный вклад и денежные вклады.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 нотариусом Лахденпохского нотариального округа ФИО5 на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации об открытии наследства после смерти ее отца ФИО2, направлен ответ, из которого следует, что свидетельство о праве на наследство выдано ДД.ММ.ГГГГ единственному наследнику, принявшему наследство после смерти ФИО2 – ФИО6 Другие наследники не обращались. Вместе с тем, при обращении к нотариусу ФИО6 указала двух наследников: ФИО3 и ФИО4 без указания адреса, в связи с чем, уведомления об открытии наследственного дела не направлялись. Информация о розыске наследников опубликована в сети интернет на сайте Федеральной Нотариальной палаты.
Учитывая, что ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, истцы должны были обратиться с заявлениями к нотариусу о вступлении в наследство не позднее ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, ФИО3 обратилась с заявлением к нотариусу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 обратилась с заявлением в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть обе истицы пропустили установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства.
Основанием для обращения истцов в суд послужило то обстоятельство, что истцы пропустили срок, установленный ст. 1154 ГК РФ, для принятия наследства. В обоснование уважительности причин пропуска срока истцы сослались на то, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) доступ в организации, в том числе к нотариусу, был ограничен.
В соответствии с п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее Пленум№9) требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
- наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
- обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть согласно положениям ст. 1154 ГК РФ, наследство могло было быть принято наследниками в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), истцы обратились в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства ДД.ММ.ГГГГ (ФИО3), ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4).
Анализируя доводы истцов об уважительности причин пропуска срока для принятия наследства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), суд исходит из следующего.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно и с 6 по 8 мая 2020 г. включительно были объявлены нерабочими днями.
Кроме того, положениями Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об обеспечении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19)», Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821, распоряжения Главы Республики Карелия от 09.05.2020 № 255-р «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р», был ограничен доступ граждан в суды Российской Федерации.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р в редакции от 25.05.2020 «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» отмене ряд ограничений, установленных в связи распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) нерабочие дни включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день. Вместе с тем, право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» к уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок.
Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Анализ вышеизложенного, действующие на территории Российской Федерации ограничительные меры, официально объявленные нерабочие и праздничных дни в период с 30 марта по 11 мая 2020 года включительно, свидетельствуют о том, что в период с 30.03.2020 до 12.05.2020 истцы не имели возможности обратиться к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций). При таких обстоятельствах, суд полагает, что шестимесячный срок для обращения к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, пропущен истцами по уважительным причинам.
Довод стороны ответчика о наличии у истцов возможности обратиться к нотариусу в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения ограничительных мер, не свидетельствует об обратном и не лишал истцов права обратиться к нотариусу также и в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что обращение в суд наследников, пропустивших срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовал в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска, (с ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к выводу о восстановлении истцам пропущенного срока для принятия наследства.
Согласно разъяснениям, данным в п.41. Пленума №9 в силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ при вынесении решения о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство суд обязан определить доли всех наследников в наследственном имуществе и принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (при необходимости), а также признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство (в соответствующих случаях - лишь в части). Восстановление пропущенного срока принятия наследства и признание наследника принявшим наследство исключает для наследника необходимость совершения каких-либо других дополнительных действий по принятию наследства.
В судебном заседании установлено, что истцы и ответчик являются родными сестрами, наследниками первой очереди по закону, других наследников нет, поэтому суд полагает возможным определить доли наследников в наследственном имуществе умершего отца, равными, по 1/3 доли. Обстоятельств, позволяющих суду отойти от равенства долей, не усматривается.
Поскольку ФИО6 выданы свидетельства о праве на наследственное имущество по закону, суд полагает необходимым признать данные свидетельства незаконными в части определения за ФИО6 полных долей наследственного имущества.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ФИО6 в пользу ФИО3 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Восстановить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, срок для принятия наследства, оставшегося после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать ФИО3 и ФИО4 принявшими наследство, оставшееся после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Определить доли наследников ФИО3, ФИО4 и ФИО6 в наследственном имуществе, оставшемся после смерти ФИО2, равными – по 1/3 доли за каждой.
Свидетельства о праве на наследство, выданные ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия ФИО5 после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 в отношении наследственного имущества в виде 1/3 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>; Прав на денежные средства, внесенные в денежный вклад, хранящийся в подразделении № ПАО «Сбербанк» на счете №.8ДД.ММ.ГГГГ.0070163 (ранее счет 1/14069205), с причитающимися процентами и компенсациями; Прав на денежный вклад, находящийся в подразделении № ПАО №, признать недействительными.
Признать за ФИО3, ФИО4 и ФИО6 право собственности в порядке наследования на 1/3 доли дома, расположенного по адресу: <адрес>, за каждой по 1/9 доли.
Признать за ФИО3, ФИО4 и ФИО6 право собственности в порядке наследования в отношении наследственного имущества в виде Прав на денежные средства, внесенные в денежный вклад, хранящийся в подразделении № ПАО «Сбербанк» на счете №, с причитающимися процентами и компенсациями; Прав на денежный вклад, находящийся в подразделении №, с причитающимися к выплате процентами, за каждой по 1/3 доли.
Взыскать с ФИО6 в пользу ФИО3 600 (шестьсот) рублей государственной пошлины, оплаченной при подаче иска в суд.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Решение в окончательной форме принято 18.12.2020.