Дело № 2-216/2019
УИД 10RS0003-01-2019-000272-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2019 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Скорняковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синило К.Г. к администрации Кемского муниципального района о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследуемое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Синило К.Г. обратилась в суд с названными исковыми требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее бабушка К. После смерти бабушки открылось наследство в виде жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Она приходится внучкой и единственной наследницей бабушки, что было установлено Кемским городским судом в ходе рассмотрения ее заявления об установлении факта родственных отношений. Для принятия наследства она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти бабушки, однако дом в наследственную массу не был включен по причине того, что отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию договора купли-продажи дома в установленном законом порядке. Право собственности бабушки на дом подтверждается договором купли-продажи от 03 июня 1983 года, заверенного нотариусом Кемской государственной нотариальной конторы. В техническом паспорте на <адрес> имеется указание на то, что собственником указанного дома является К. Кроме того, согласно записям домовой книги, в указанном доме К. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в доме зарегистрированы и проживают: ее мама - Охрименко Н.И.- Ч., она и ее несовершеннолетние дети -Ю. и К.
Просила включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный № и признать за ней право собственности в порядке наследования на указанный жилой дом, с постановкой названного объекта на кадастровый учет.
Определением суда от 10 июня 2019 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Охрименко Н.И.-Ч.
В судебном заседании истец Синило К.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что других наследников после смерти ее бабушки К., кроме нее, нет. Она является единственной наследницей вступившей в наследство после смерти бабушки. Ее отец – Г. умер ДД.ММ.ГГГГ и он был единственным сыном К., а она – единственный ребенок Г. Супруга у бабушки не было. Бабушка жила в <адрес> до 2003 года, а затем переехала жить в Белоруссию, предварительно прописав ее, ее сестру Марину и ее мать Охрименко Н.И.-Ч. в доме на <адрес>. С тех пор они с матерью зарегистрированы в этом доме и проживают в нем, а сестра Марина выписалась из дома и не живет с ними. На дом, принадлежавший бабушке и находящийся в Белоруссии, она уже получила свидетельство о праве на наследство по закону.
Представитель ответчика - администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от главы администрации Разумейчика Ю.К. поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело без участия представителя администрации и принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Охрименко Н.И.-Ч. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные ее дочерью – истцом Синило К.Г. и пояснила, что Синило К.Г. является единственной наследницей после смерти ее бывшей свекрови К. У ее бывшего супруга Г. других детей кроме дочери – Синило К.Г., не было.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариус Кемского нотариального округа, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в поступившем ответе на определение суда возражений по иску не имела, об отложении судебного заседания не просила.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав истца Синило К.Г., третье лицо Охрименко Н.И.-Ч. изучив материалы дела, материалы наследственного дела №, открытого после смерти К., считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д. Бывальки Лоевского <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ была составлена запись акта о смерти №, что подтверждается копией повторного свидетельства о смерти серии I-ЛЮ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Лоевского райисполкома <адрес> Республики Беларусь.
Как следует из договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ гражданин М. продал гражданке К. жилой дом, находящийся в городе Кеми по <адрес>, под № с двумя сараями, дом имеет полезную площадь 46,57 кв.м., жилую – 36,7 кв.м. Договор зарегистрирован государственным нотариусом Макаровой Г.Н., номер в реестре: 1110.
В соответствии с Техническим паспортом на домовладение №, инвентарный №, спорный дом расположен на <адрес>, имеет общую площадь 46,1 кв.м, жилую площадь 36,7 кв., собственником дома является К.. Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ – 001/2019-13211559 право собственности на спорный жилой дом ни за кем не зарегистрировано.
Решением Кемского городского суда от 29 июня 2018 года по гражданскому делу №, вступившим в законную силу 03 августа 2018 года, установлен факт родственных отношений между заявителем Синило К.Г. и наследодателем К., а именно тот факт, что К. приходится бабушкой Синило К.Г.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Согласно ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Пунктом 2 статьи 1142 ГК РФ установлено, что внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Таким образом, наследником первой очереди на имущество, оставшееся после смерти К., является внучка (по праву представления) - истец Синило К.Г., как дочь умершего ДД.ММ.ГГГГ сына К. – Г..
Из материалов наследственного дела и показаний истца следует, что кроме указанных лиц наследников после смерти К. нет, а истец Синило К.Г. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу в установленный законом шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства после смерти К.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 2, 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ч.1 ст. 58 указанного Федерального закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, на основании изложенного и ст., ст. 218, 219 ГК РФ, учитывая, что 6-ти месячный срок вступления в наследство после смерти К., умершей ДД.ММ.ГГГГ истек, факт принадлежности дома наследодателю на праве собственности установлен, суд удовлетворяет иск, и включает спорный жилой дом в наследственное имущество, открывшееся после смерти К., а также признает за истцом Синиоло К.Г. право собственности на указанный жилой дом, поскольку: в судебном заседании установлено, что спорный жилой дом принадлежал на праве собственности наследодателю К., что единственным наследником по закону, вступившим в права наследования, является истец Синило К.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Синило К.Г. – удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. Бывальки Лоевского <адрес>: жилой дом инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> признать за Синило К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на указанный дом.
Решение является основанием для регистрации права собственности за Синило К.Г. на указанный дом в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, а также для постановки названного объекта на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 01 июля 2019 года.