копия
дело № 12-224/2017
РЕШЕНИЕ
02 августа 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре Серобян И.Р.,
с участием защитника Тимофеевой Т.М. – Струговщиковой О.В.,
рассмотрев жалобу Тимофеевой Т.М. на постановление № 44з-7.29/17 от 28.02.2017 года, вынесенное руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В., о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. № 44з-7.29/17 от 28.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, заместитель директора по учебной работе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» Тимофеева Т.М. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Тимофеева Т.М. обратилась с жалобой, в которой указала на необоснованность вынесенного административным органом постановления, поскольку контракт от 09.11.2016 года № 149/16-н на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту западного крыла здания общежития, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, 60, заключен между КГБПОУ «Красноярский аграрный колледж» и ООО «ВКС» на основании п.9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ввиду имевшей место 08.11.2016 года аварийной ситуации в общежитии.
Защитник Тимофеевой Т.М. – Струговщикова О.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней обстоятельствам.
Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Матюшева Д.С. просила отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона).
Исчерпывающий перечень закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Правила горячего водоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83», определяют аварию как повреждение или разрушение объектов централизованной системы горячего водоснабжения, приводящее к ограннчению или прекращению горячего водоснабжения, создающее угрозу жизни и здоровью людей или наносящее вред окружающей среде.
Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о чрезвычайных ситуациях) установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, непреодолимая сила это чрезвычайные, непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов (воли должностных лиц), являются непредотвратимыми объективными обстоятельствами, которые невозможно учесть и предвидеть заранее.
Именно при наличии вышеуказанных обстоятельствах, заказчик вправе заключить контракт на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Как предусмотрено абз. 3 ст.1 Закона о чрезвычайных ситуациях ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу абз. 2 ст. 1 Закона о чрезвычайных ситуациях предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
09.11.2016 года между КГБПОУ «Красноярский аграрный колледж» и ООО «ВКС» был заключен контракт от № 149/16-н на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту западного крыла здания общежития по объекту: краевое государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Красноярский аграрный техникум», расположенному по адресу: Красноярский край, гор. Красноярск, ул. Толстого, д. 60, на сумму 15 819 970,00 рублей, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона.
Контракт №149/16-н со стороны Учреждения заключен должностным лицом заказчика - исполняющей обязанности директора Тимофеевой Татьяной Михайловной, действующей на основании Устава.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта от 09.11.2016 № 149/16-н Подрядчик (ООО «ВКС») обязуется в установленный срок выполнить подрядные работы по капитальному ремонту западного крыла здания общежития по адресу: Красноярский край, гор. Красноярск, ул. Толстого, д. 60, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их. Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 20 декабря 2016 года. Цена контракта составляет: 15 819 970,00 (пятнадцать миллионов восемьсот девятнадцать тысяч девятьсот семьдесят) рублей, в том числе НДС.
В описании объекта закупки (приложение №2 к контракту от 09.11.2016 № 149/16-н) предусмотрено выполнение работ в количестве 208 позиций.
Учреждением в отчете о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения подрядчика указано, что решение о заключении контракта от 09.11.2016 года № 1491/6-н на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ принято в связи с возникшей аварийной ситуацией в здании Учреждения, которая создает существенную опасность для пребывания людей в указанном здании, поскольку существует риск внезапного обрушения строительных конструкций, и как следствие, необходимостью срочного проведения работ по устранению создавшейся аварийной ситуации. Таким образом, согласно представленного отчета в здании Учреждения возникла аварийная ситуация, последствия которой необходимо ликвидировать, а также предупредить риск обрушения строительных конструкций.
Вместе с тем, согласно заключению по обследованию технического состояния строительных конструкций помещений 1-го этажа части здания общежития Учреждения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Толстого, д. 60, от июля 2015 года, выданного установлена категория технического состояния объекта - техническое состояние перегородок, полов, заполнения оконных и дверных проемов оценивается как аварийное, техническое состояние наружных и внутренних стен, лестниц и систем внутреннего инженерного обеспечения оценивается как ограниченно работоспособное, техническое состояние фундаментов и конструкций перекрытия оценивается как работоспособное.
В соответствии с приложенными к Заключению фотографиями аварийного состояние здания Учреждения связано с его значительным физическим износом.
Согласно представленному в материалы дела акту об аварийной ситуации от 08.11.2016 года, 08.11.2016 в 08 часов 00 минут произошел прорыв трубы горячего водоснабжения в общежитии западного крыла здания Учреждения, что привело к затоплению нескольких помещений (жилые комнаты), площадью 310 кв.м.
Документы, подтверждающие объем работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, Учреждением не представлены.
Суд соглашается с выводами административного органа о том, что работы, на выполнение которых заключен контракт от 09.11.2016 № 149/16н, имеют плановый характер.
Так, финансовые средства на выполнение капитального ремонта западного крыла здания общежития предусмотрены разделом III пункта 2 « Субсидии на иные цели» в плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2016 год в сумме 15 819 970 рублей, бюджетной росписью на 2016 год Учреждения (сумма 4745970,00 рублей - 3 квартал 2016 года, сумма 11 073930,00 рублей - октябрь 4 квартал 2016 года).
Кроме того, 19.05.2016 года Учреждением внесены изменения в утвержденный план-график на 2016 год, который размещен в единой информационной системе 20.05.2016 года, в том числе в части осуществления закупки на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту Учреждения способом электронного аукциона на сумму 15 819 тыс.рублей, срок размещения заказа указан 06.2016. Проведена процедура осуществления закупки на выполнение работ по капитальному ремонту западного крыла здания общежития по объекту: краевое государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Красноярский аграрный техникум», расположенному по адресу: Красноярский край, гор. Красноярск, ул. Толстого, д. 60 путем проведения электронного аукциона. Заявка на проведение электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту западного крыла здания общежития утверждена директором Учреждения 19.05.2016.
Электронный аукцион №ЭА 5866/16 «Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту западного крыла здания общежития по объекту: краевое государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение «Красноярский аграрный техникум» (извещение № 0119200000116004986) с начальной (максимальной) ценой контракта 15 819970,00 рублей (далее - электронный аукцион) объявлен для нужд Учреждения 13.09.2016 (извещение о про ведении электронного аукциона и аукционная документация размещены в единой информационной системе 13.09.2016).
В пункте 2.3 раздела 2 информационной карты электронного аукциона указано, что количество выполняемых работ - в соответствии с Приложением № 1документации электронного аукциона. Приложением № 1«Описание объекта закупки» документации электронного аукциона предусмотрены полностью такие же виды и объемы работ, как и виды и объемы работ, предусмотренные условиями контракта от 09.11.2016 №149/16-н, а именно выполнение работ в количестве 208 позиций.
Следовательно, необходимость проведения капитального ремонта западного крыла здания общежития у Учреждения возникла в результате фактического физического износа здания. Должностными лицами Учреждения были совершены действия по проведению планового капитального ремонта (совершены действия по планированию и осуществлению закупки).
Таким образом, потребность Учреждения в необходимости проведения капитального ремонта западного крыла здания общежития на сумму 15 819 970,00 рублей, возникла не вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств), которые заказчик не мог учесть и предвидеть заранее.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
В приложении же № 2 к контракту от 09.11.2016 №149/16-н количество и объем работ по капитальному ремонту полностью совпадает с количеством и объемом работ, указанным в Приложении «Описание объекта закупки» документации электронного аукциона.
Суд соглашается с выводами административного органа о том, что срок выполнения работ в соответствии с условиями контракта от 09.11.2016 № 149/16-н - с момента заключения контракта до 20 декабря 2016 года исключает наличие обстоятельств аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при наступлении которых необходимо срочно выполнить работы.
Таким образом, контракт от 09.11.2016, N"Q 149/16-н заключен с нарушением требований ч.ч. 1 и 5 ст. 24 Закона, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона.
При таких обстоятельствах руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края верно пришел к выводу о наличии в действиях заместителя директора по учебной работе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» Тимофеевой Т.М. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ в соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.
В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В силу ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, суд полагает возможным снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст.7.29 КоАП РФ, до 25 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. № 44з-7.29/17 от 28.02.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении заместителя директора по учебной работе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» Тимофеевой Т.М. изменить, снизить размер наказания в виде административного штрафа до 25000 рублей.
В остальной части постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. № 44з-7.29/17 от 28.02.2017 года оставить без изменения, а жалобу Тимофеевой Т.М. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения его копии через суд Октябрьского района г. Красноярска.
Копия верна.
Судья А.В. Черных