Дело № 2-2893/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2014 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Мишиной Н.И.,
при секретаре Ф.В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Рязани - М.Э.Р.
представителя ответчика - Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации <адрес> Ч.В.М., действующего на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г.Рязани обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий и просит обязать ответчика устранить несоответствия нормативам «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, а именно: по адресу ул. Лермонтова, д. 22 (от ул. Попова в сторону ул. Новой) установить дорожный знак 1.23 на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; установить повторный дорожный знак 1.23 с табличкой 8.2.1; установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, оборудовать не регулируемый наземный пешеходный переход ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа; установить светофор Т 7; по адресу ул. Лермонтова, д. 22 оборудовать не регулируемый наземный пешеходный переход ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа; по адресу ул. Лермонтова, 22 (от ул. Новой в сторону пл. Попова) установить дорожный знак 1.23 на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, установив ответчику срок для совершения вышеуказанных действий. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г.Рязани проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в том числе по вопросу надлежащего содержания автомобильных дорог. В нарушение требований норм действующего законодательства на участке автомобильной дороги по ул.Лермонтова г.Рязани, являющейся дорогой местного значения, вблизи МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 были выявлены следующие нарушения по адресу : ул.Лермонтова, д.22 ( ото ул.Попова в строну ул.Новой) в нарушение п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 установлен не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета ; в нарушение п.5.2.1, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует повторный дорожный знак 1.23 с табличкой 8.2.1; в нарушение п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, в нарушение п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 не регулируемый наземный пешеходный переход не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа ; в нарушение п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует светофор Т7 ; по адресу : ул.Лермонтова, д.22 в нарушение п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 не регулируемый наземный пешеходный переход не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа; по адресу : ул.Лермонтова, 22 ( от ул.Новой в сторону пл.Попова) в нарушение п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 установлен не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Полагает, что указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, граждан, участников дорожного движения, а также нарушает право учащихся, их родителей и педагогических работников на безопасность дорожного движения, что не допустимо и явилось основанием обращения прокурора с указанными требованиями в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Рязани М.Э.Р. исковые требования поддержала по заявленным основаниям, просила установить ответчику срок для совершения действий по устранению выявленный нарушений законодательства о безопасности дорожного движения до 01 августа 2016 года.
Представитель ответчика Управления благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г.Рязани Ч.В.М. возражений относительно заявленных исковых требований не представил, при этом указал, что срок для совершения действий, указанных в иске должен быть реальным.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Советского района г.Рязани М.Э.Р., представителя ответчика Ч.В.М., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочего посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 указанного Закона установлены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, так ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
При этом в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог являются дорожной деятельностью; п. 3 ст. 15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Системный анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего пользования и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорого федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорого.
Согласно п.5. ч.1 ст. 9 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань (принят решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 № 470-III) администрация города Рязани входит в структуру органов местного самоуправления и осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации города отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно решению Рязанской городской Думы от 29.11.2010 г. № 595-I «Об утверждении структуры администрации города Рязани» в структуру администрации г. Рязани с наделением полномочий юридического лица входит Управление благоустройства города и дорожного хозяйства.
Как следует из «Положения об управлении благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани», утвержденного решением Рязанской городской Думы от 23 декабря 2010 г. № 475-I, Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, и содержанию автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что улица Лермонтова г. Рязани относится к дорогам общего пользования местного значения и находится в собственности муниципального образования городской округ город Рязань. Функции по содержанию указанной дороги возложены на структурное подразделение органа местного самоуправления Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации г. Рязани.
Приведенные обстоятельства отражены в «Уточненном перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования - городской округ город Рязань», утвержденном постановлением администрации г. Рязани от 12.07.2010 № 2958, а также в судебном заседании сторонами по делу не оспаривались.
Пунктом 5.1.17 «ГОСТ Р 52289-2004, Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, установлено, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5,19.1 и 5.19.2. Допускается применять и другие знаки на таких щитах в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках.
В соответствии с пунктом 5.2.25. Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1,23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Пунктами 8.1, 8.1.27 названного ГОСТ Р 52289-2004 установлено, что на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяются дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В силу пункта 7.2.18 светофоры Т.7 применяют в случае, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Как установлено при рассмотрении дела в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства на данном участке автодороги вблизи МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» выявлены следующие нарушения:
- по адресу: ул. Лермонтова, д. 22 (от ул. Попова в сторону ул. Новой) в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 установлен не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета; в нарушение п. 5.2.1., 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует повторный дорожный знак 1.23 с табличкой 8.2.1; в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 не регулируемый наземный пешеходный переход не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа; в нарушение п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует светофор Т 7;
- по адресу: ул. Лермонтова, д. 22 в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ Р 522892004 не регулируемый наземный пешеходный переход не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа;
- по адресу: ул. Лермонтова, 22 (от ул. Новой в сторону пл. Попова) в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 1.23 установлен не на щите со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Указанные нарушения закона подтверждаются имеющимся в материалах дела комиссионным Актом проверки от 01.12.2014 года, составленного государственными инспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Рязани К.С.П., П.С.А.
При этом, выявленные прокурорской проверкой нарушения не отвечают нормативным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, вследствие чего создают реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц- граждан, участников дорожного движения, а также нарушает право учащихся, их родителей и педагогических работников на безопасность дорожного движения.
Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Оценивая в совокупности указанное выше, суд приходит к выводу, что ответчик - Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения с нарушением требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Ответчиком - лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения на территории МО - г. Рязань, не создано условий для нормативного обеспечения безопасности дорожного движения на участке дороги по ул. Лермонтова д.22 г. Рязани, хотя такая обязанность возложена на него в силу, действующего законодательства. Невыполнение вышеперечисленных требований законодательства может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, так как нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают реальную опасность защищенности граждан от вреда жизни и здоровью, материального ущерба.
Учитывая, что факт нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, суд считает, что требование прокурора Советского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности привести участок дороги в соответствие с требованиями законодательства в определенный срок законно и обоснованно.
Удовлетворяя требования прокурора, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, считает необходимым установить ответчику срок для приведения в соответствие с нормативными требованиями соответствующего участка дороги до 01 августа 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 52289-2004. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 15.12.2004 № 120-░░, ░ ░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 22 (░░ ░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.23 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.23 ░ ░░░░░░░░░ 8.2.1; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 ░ 5.19.2 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░7;
- ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 22 ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░;
- ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, 22 (░░ ░░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 1.23 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2893/2014 ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░.