04RS0№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Дандаровой А.А., при секретаре судебного заседания Бальбуровой С.А., с участием представителя истца Галицына Д.С., представителя ответчика Шелковниковой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галицына Д. С., Барадиевой Н. Н., Филатьевой О. Н., Посоховой М. Л., Фоминой О. В., Сидоровой С. Н., Головиновой В. А., Соломиной Е. Ю., Новоженова Д. Н., Федоренко К. В., Петренко И. Е. к ООО «Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ООО «Главное управление жилищным фондом», просят обязать ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг, а именно уменьшить истцам, указанным в первом абзаце просительной части иска, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ до дня полного устранения недостатков по предоставлению коммунальных услуг, обязать ответчика устранить недостатки, выявленные Управлением муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ по актам лицензионной проверки, взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы проживают в квартирах в домах, принадлежащих Министерству обороны РФ в поселках Сосновый бор и Звездный. Собственником была произведена смена управляющей компании на ООО «Главное управление жилищным фондом». С ДД.ММ.ГГГГ в нарушение Правил содержания общего имущества многоквартирных домов ответчик не исполняет свои обязательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов в полном объеме, при этом начисляет оплату в полном объеме, даже за те услуги, которые фактически не оказывает. Более того, как следует из актов проверок управления муниципальной жилищной инспекции, ответчик самостоятельно завышал тарифы на предоставленные услуги. Согласно актам лицензионных проверок Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ ответчика обязали произвести перерасчет ненадлежащей услуги горячего водоснабжения, однако ответчик не исполняет обязанности по текущему ремонту и содержанию зданий, по уборке помещений и прилегающей территории. Полагает, что действиями ответчика нарушаются жилищные права истцом и права потребителей услуг, поскольку услуги фактически не оказываются, истцы имеют право на перерасчет размера оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества.
Заочным решением от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.
Истцы Барадиева Н.Н., Филатьева О.Н., Посохова М.Л., Фомина О.В., Головинова В.А., Соломина Е.Ю., Новоженов Д.Н., Федоренко К.В., Петренко И.Е. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании истец Галицын Д.С., являющийся также представителем истцов по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, суду дав пояснения, аналогичные содержанию иска.
Представитель ответчика ООО «ГУЖФ» по доверенности Шелковникова Ю.Ф. исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, в котором указала, что ООО «ГУЖФ» по договору с Министерством обороны РФ оказывает услуги управляющей компании по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома. Истцы Барадиев А.А., Филатьева О.Н., Головинова В.А., Соломина Е.Ю., Федоренко К.В., Петренко И.Е., Галицына Р.Т. являются должниками по оплате коммунальных услуг, общая дебиторская задолженность составляет более 41 млн. руб. Указанная задолженность взыскана ресурсоснабжающими организациями с ООО «ГУЖФ», что привело к банкротному состоянию общества. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд г. Москвы ввел в отношении ООО «ГУЖФ» процедуру наблюдения, однако несмотря на это ответчик старается выполнять взятые на себя обязательства как управляющая компания. Полагает, что истцы в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг не представили акты, подтверждающие оказание услуг ненадлежащего качества и являющиеся основанием для перерасчета. По представлениям Управления МЖИ обществом приняты меры по устранению нарушений ГОСТа, представления не содержат требований о перерасчете. Полагает, что ответчик не нарушает права граждан, совершает действия по текущему ремонту и содержанию жилья, крайний срок ремонта многоквартирных домов не наступил, наступает в ДД.ММ.ГГГГ. Истцы никогда не запрашивали у ответчика планы работ на ДД.ММ.ГГГГ. для уточнения даты ремонта своего дома и иных мероприятий по содержанию МКД, МКД по адресу: <адрес> переданы в управляющую компанию ФГБУ ЦЖКУ ДД.ММ.ГГГГ Также полагает, что оснований для компенсации морального вреда не имеется. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела.
Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65,частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу требований ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
Вышеуказанными правилами регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями жилищных и коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за жилищных и коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу требований ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилых помещений и проживают в многоквартирных домах № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>. Данный факт подтверждается копиями договоров найма служебного жилого помещения.
В силу требований п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исполнитель услуг обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами РФ, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде, между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) был заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ, №-УЖФ-03.
Согласно п. № данного договора в отношении передаваемого в управление жилищного фонда управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Управляющая организация (п. № договора) оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченными представителями Заказчика. В случае оказания услуг ненадлежащего качества Управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки за свой счет.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ договора в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, управляющая организация обязана произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с разделом 4 настоящего договора, согласно положениям которого, стоимость оказанных ненадлежащим образом услуг уменьшается в соответствии с Правилами содержания и правилами изменения размера платы.
Исходя из содержания Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в частности п. 10 раздела II Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и пр.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
В силу п. 42 данных Правил именно управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Таким образом, поскольку управление многоквартирными жилыми домами, в которых проживают истцы, осуществляет ответчик, именно на него в силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагается обязанность оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества, а также обязанность снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества в порядке, установленном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491.
Из материалов дела, в частности, из финансово-лицевых счетов следует, что с августа 2015 г. истцам производилось начисление платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако судом установлено, что услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организацией оказывались ненадлежащим образом, с нарушением установленного Правительством Российской Федерации минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 290, в части проведения работ, выполняемых в зданиях с подвалами, для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, в целях надлежащего содержания крыш, лестниц, внутренней отделки, полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, электрооборудования в многоквартирном доме, а также работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, поскольку требования истцов о проведении перерасчета платы связаны с ненадлежащим оказанием управляющей организацией услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, что установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Из материалов дела следует, что в суд обратились истцы, проживающие в № многоквартирных домах: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>.
Факт оказания ООО «ГУЖФ» услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества ненадлежащего качества в указанных многоквартирных домах зафиксирован в разное время, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до обращения истцов в суд с указанным иском.
Ненадлежащее исполнение ООО «ГУЖФ» своих обязанностей по управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации домов по <адрес> (истец Барадиева Н.Н.), № (истцы Головинова В.А., Соломина Е.Ю.), № (истец Петренко И.Е.) <адрес>, подтверждается актом лицензионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-А, из которого следует, что было установлено, что в указанных домах по <адрес> предоставляется услуга горячего водоснабжения ненадлежащего качества; канализационные стояки находятся в неудовлетворительном состоянии; стены в подвальных помещениях в неудовлетворительном состоянии, не обеспечено освещение подвальных помещений; имеются нарушения кирпичной кладки вентиляционных коробов, не выведены выше кровли фановые трубы, не обеспечена исправная работа вентиляции, наличие сколов, частичное отсутствие шиферного покрытия, наличие лопнувших листов шифера, частичное отсутствие конька. По результатам проверки было выдано предписание №П от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведения проверки исполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования предписания не исполнены. Согласно акту лицензионной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. выявлено не исполнение предписания в части предоставления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, текущего ремонта лестничных клеток, не произведен текущий ремонт подъездов, не убрана придомовая территория, не проводится дезинфекция подвальных помещений, канализационные стояки находятся в неудовлетворительном состоянии; стены в подвальных помещениях в неудовлетворительном состоянии, не обеспечено освещение подвальных помещений; имеются нарушения кирпичной кладки вентиляционных коробов, не выведены выше кровли фановые трубы, не обеспечена исправная работа вентиляции, наличие сколов, частичное отсутствие шиферного покрытия, наличие лопнувших листов шифера, частичное отсутствие конька. По результатам указанной проверки ответчику вновь выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-П об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако управляющей организацией нарушения не устранены.
Факт ненадлежащего исполнения ООО «ГУЖФ» своих обязанностей по управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации домов по <адрес> (истец Филатьева О.Н., № (истец Посохова М.Л.), № (истец Фомина О.В.), <адрес> (истец Федоренко К.В.), <адрес>, подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что было установлено, что в указанных домах отсутствует напольная керамическая плитка, наблюдается разрушение штукатурного и окрасочного слоев стен домов, имеются трещины и сколы на кровлях крыши домов, негерметичность сопряжений вентиляционных шахт, канализационных фановых труб. На основании проведенной проверки были выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако управляющей организацией нарушения не устранены.
В домах истцов Посоховой М.Л. (<адрес>), Федоренко К.В. (<адрес>) также проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципальной жилищной инспекции <адрес> составлен акт проверки №, согласно которому в домах частично отсутствует керамическая напольная плитка, наблюдается разрушение штукатурного и окрасочного слоев стен и потолков дома, имеются трещины и сколы на кровлях крыши домов, негерметичность сопряжений вентиляционных шахт, канализационных фановых труб. На основании проведенной проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако управляющей организацией нарушения не устранены.
В домах истцов Новоженова Д.Н. (<адрес>), Филатьевой О.Н. (<адрес>), Фоминой О.В. (<адрес>), Федоренко К.В. (<адрес>) проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципальной жилищной инспекции <адрес> составлен акт проверки №, согласно которому в домах частично отсутствует керамическая напольная плитка, наблюдается разрушение штукатурного и окрасочного слоев стен и потолков дома, имеются трещины и сколы на кровлях крыши домов, негерметичность сопряжений вентиляционных шахт, канализационных фановых труб, частично отсутствует ограждение с четырех сторон и бетонное основание контейнерных площадок на территории <адрес>. На основании проведенной проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако управляющей организацией нарушения не устранены.
В домах истцов Филатьевой О.Н. (<адрес>), Посоховой М.Л. (<адрес>), Федоренко К.В. (<адрес>) проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципальной жилищной инспекции <адрес> составлен акт проверки №, согласно которому установлено, что в указанных домах наблюдается разрушение штукатурного и окрасочного слоев стен и потолков, необходимо произвести осмотр кровель на предмет наличия трещин и сколов шиферных листов, а также негерметичности сопряжений вентиляционных шахт, канализационных фановых труб. Указанным актом установлено, что начисленные ООО «ГУЖФ» объемы коммунальных ресурсов (горячего, холодного водоснабжения и электроэнергии) в домах по <адрес>, превышают объемы, рассчитанные исходя из установленных нормативов. На основании проведенной проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако управляющей организацией нарушения не устранены.
Согласно справке Управления муниципальной жилищной инспекции <адрес> о проверке подготовки многоквартирных домов к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ в домах по <адрес> (истец Сидорова С.Н.), и по <адрес> (истцы Головинова В.А., Соломина Е.Ю.) не представлены акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, инженерного оборудования, конструктивных частей многоквартирного дома, не представлен план-график работ по подготовке к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ., не представлен акт, подтверждающий проведение работ по промывке систем теплоснабжения после завершения отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ., не обеспечено проведение работ по ревизии запорной арматуры в элеваторном узле, запорная арматура частично неисправна и не отвечает установленным требованиям, отсутствуют контрольно-измерительные приборы на трубопроводах в элеваторном узле, не обеспечено надлежащее санитарное состояние подвального помещений (допущено захламление бытовым и строительным мусором), при входе в подъезды (тамбур) отсутствует теплоизоляция на трубопроводе, отсутствие покраски трубопровода в подвальном помещении, не проведены работы по обеспечению антикоррозийного покрытия труб отопления и горячего водоснабжения, отсутствует отопление на лестничных клетках, неисправность трубопроводов теплоснабжения (имеются следы коррозии, протечка) в элеваторном узле, частично отсутствует теплоизоляция трубопроводов в подвальном помещении.
Таким образом, стороной ответчика доказательств устранения указанных выше нарушений, представлено не было в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт оказания услуг управляющей организацией ООО «ГУЖФ» по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов ненадлежащего качества, суд приходит к выводу о наличии оснований в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, для уменьшения размера платы за данные коммунальные услуги.
Вопреки доводам представителя ответчика, отсутствие актов, составленных в порядке п. 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не исключает возможности уменьшения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, поскольку основанием для такого уменьшения является факт оказания исполнителем услуги ненадлежащего качества, а не наличие такого акта.
При таких обстоятельствах, поскольку требования истцов о проведении перерасчета платы связаны с ненадлежащим оказанием управляющей организацией услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, что установлено в ходе судебного разбирательства и не опровергнуто ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Определяя период для перерасчета платы, суд исходит из следующих обстоятельств.
Из содержания п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов следует, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время обнаружения факта нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.
В силу требований п. 112 указанных Правил период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, либо с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.
Проанализировав вышеизложенные акты проверок и предписаний Управления муниципальной жилищной инспекции <адрес>, исходя из даты выявления нарушений в отношении следующих истцов Головинова В.А., Соломина Е.Ю. (<адрес>), Петренко И.Е. (<адрес>) Барадиева Н.Н. (<адрес>) на ответчика следует возложить обязанность произвести перерасчет – уменьшить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в суд)
Исходя из даты выявления нарушений Управлением муниципальной жилищной инспекции <адрес> в отношении следующих истцов Филатьева О.Н. (<адрес>), Посохова М.Л. (<адрес>), Фомина О.В. (<адрес>), Федоренко К.В. (<адрес>) на ответчика следует возложить обязанность произвести перерасчет – уменьшить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в суд).
Исходя из даты выявления нарушений Управлением муниципальной жилищной инспекции <адрес> в отношении истца Новоженова Д.Н. (<адрес>) на ответчика следует возложить обязанность произвести перерасчет – уменьшить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в суд).
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для уменьшения платы за услуги ответчика истцу Сидоровой С.Н., проживающей по адресу: <адрес>, а также истцу Галицыну Д.С., проживающий по адресу: <адрес>, поскольку ими в нарушение ст. 56 ГПК РФ в суд не представлены доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком качества коммунальных услуг. Суду не представлены предписания надзорного органа, в отсутствие доказательств требования истцов подлежат составлению без удовлетворения.
В связи с установленными обстоятельствами суд приходит к выводу о возложении на ООО «ГУЖФ» обязанности произвести вышеуказанным истцам Барадиевой Н.Н., Филатьевой О.Н., Посохову М.Л., Фомину О.В., Головиновой В.А., Соломиной Е.Ю., Новоженову Д.Н., Федоренко К.В., Петренко И.Е. перерасчет, а именно уменьшить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов за периоды указанные выше на сумму, определяемую в соответствии с п. 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, по формуле:, где: - размер уменьшения платы за содержание жилого помещения (рублей);
- стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (рублей);
- количество календарных дней в месяце;
- количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом при определении коэффициента для определения стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (рублей), ответчику необходимо принимать во внимание предписания Управления МЖИ Администрации г. Улан-Удэ и обращения граждан, представленные в дело, о нарушениях по оказанию определенных услуг и работ при содержании и текущем ремонте общего имущества, которые не были устранены, стоимость которых и подлежит применению при определении указанного коэффициента.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения существенного вреда.
Как указано в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав истцов Барадиевой Н.Н., Филатьевой О.Н., Посохову М.Л., Фомину О.В., Головиновой В.А., Соломиной Е.Ю., Новоженову Д.Н., Федоренко К.В., Петренко И.Е. как потребителей услуг управляющей организации ООО «ГУЖФ» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание все установленные обстоятельства дела и с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, полагает возможным взыскать в пользу каждого из истцов, кроме Сидоровой С.Н., Галицына Д.С. компенсацию морального вреда в размере по 500 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «ГУЖФ» в доход муниципального образования г. Улан-Удэ подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб., подлежащая оплате при предъявлении физическими лицами требований нематериального характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Барадиевой Н. Н., Филатьевой О. Н., Посоховой М. Л., Фоминой О. В., Головиновой В. А., Соломиной Е. Ю., Новоженова Д. Н., Федоренко К. В., Петренко И. Е. к ООО «Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Исковые требования Галицына Д. С., Сидоровой С. Н. оставить без удовлетворения.
Обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» произвести перерасчет, уменьшить размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества
Головиновой В. А., Соломиной Е. Ю., Петренко И. Е., Барадиевой Н. Н. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ;
Филатьевой О. Н., Посоховой М. Л., Фоминой О. В., Федоренко К. В. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ;
Новоженову Д. Н. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ.
на сумму, определяемую в соответствии с п. 10 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ № от 13.08.2006г., по формуле:
Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в пользу Барадиевой Н. Н., Филатьевой О. Н., Посоховой М. Л., Фоминой О. В., Головиновой В. А., Соломиной Е. Ю., Новоженова Д. Н., Федоренко К. В., Петренко И. Е. компенсацию морального вреда в размере по 500 руб. в пользу каждого.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Главное управление жилищным фондом» в муниципальный бюджет г. Улан-Удэ госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: А.А. Дандарова