Дело № 2-1330/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 19 августа 2014 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Жигаревой Е.А.,
при секретаре Былинкиной О.С.,
с участием представителя истца Иванова И.Л. - адвоката Калгиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова И.Л. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
установил:
Иванов И.Л. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, указывая, что между ним и Комитетом по управлению имуществом Шатурского района был заключен договор аренды в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В последующем дополнительным соглашением к договору продлен срок его действия до ДД.ММ.ГГГГ. Шатурским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ему было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения на основании того, что в ЕГРП имеется запись о собственности РФ на спорный земельный участок. Считает внесение данной записи неправомерной. Просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Истец Иванов И.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. Его представитель адвокат Калгина Е.М. иск поддержала, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске, просит требования удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Шатурского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Как следует из представленных документов, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ (действовавшего в спорный период), экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.
В силу положений п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.
В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.
Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». К постановлению имеются три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).
Согласно указанному акту Верховного Совета РФ виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).
В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.
Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.
В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной.
Право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до его предоставления в аренду не подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Шатурского района и Ивановым И.Л. был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный выше договор был зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно с регистрацией договора зарегистрировано и право собственности Российской Федерации на указанный участок.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В регистрирующий орган с целью регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись ни правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, ни доказательства разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке, о регистрации такого права уполномоченным государственным органом не заявлялось. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Таким образом, спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Ответчиком не представлено суду доказательств возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок, внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения его к исключительной собственности Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на спорный земельный участок произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований и нарушает права и законные интересы истца.
Таким образом, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Иванова И.Л. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева