Дело № 2а-1995/23
73RS0001-01-2023-001577-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре И.А. Канашкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Измайлова Газинут Илгизовича к Управлению федеральной налоговой службы по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Измайлов Газинур Илгизович обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной налоговой службы по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, взыскании компенсации морального вреда, указав, что ему на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные на территории МО «<адрес>»:
1) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 494 кв.м.), приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН) 19.11.2020г.;
2) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 541+/-8 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
3) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 422+/-7.19 кв.м.), приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
4) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 699+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
5) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 813+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
6) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 698+/-9 кв.м.), зарегистри-рованного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
7) Участок №,11, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 828+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
8) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 730+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
9) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 779+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
10) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, ФИО4 <адрес> (кадастровый №, площадь 815+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
11) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 415+/-7 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
12) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 605+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
13) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 614+/-9кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
14) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 508+/-8кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
15) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 660+/-9кв.м.), зарегистри-рованного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Данные сведения согласуются с Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Через портал «Госуслуг» ему поступило налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, где были указаны расчет, в т.ч. и земельного налога за 2021 г. на общую сумму 13 255 руб.
Исходя из расчета налогового органа, налоговая ставка на вышеперечисленные земельные участки исходит из 1,50%, т.к. по мнению административных ответчиков, указанные земельные участки используются им для предпринимательской деятельности, что не соответствует действительности.
Данные земельные участки не используются им для предпринимательской деятельности, о чем было сообщено в телефонном режиме должностным лицам УФНС России по Ульяновской области, а также в письменном виде, путем направления соответствующего обращения от ДД.ММ.ГГГГ №, через «Личный кабинет налогоплательщика».
ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ за подписью заместителя руководителя УФНС России по Ульяновской области Труховой Е.Ф., в котором имелись многочисленные ссылки на «сложившуюся судебную практику» с указанием ее реквизитов.
В конце ответа на его обращение было указано, что исчисление земельного налога в отношении земельных участков, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности (включая перепродажу), осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доказательств того, что данные земельные участки используются для предпринимательской деятельности, либо перепродажи в самом ответе не содержится, не подкреплены какими-либо фотоматериалами объективно свидетельствующими об их выводе.
Более того, следом к нему поступило налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ № содержащее перерасчет земельного налога на следующие вышепоименованные земельные участки, а именно: участки №, 10/11, 7, 82, 20, 56, 9, 8, 103, 4, 2.
Перерасчет в данном налоговом уведомление тоже стал исходить из расчет 1,5% ставки.
Просил суд возложить обязанность на Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области произвести перерасчет земельного налога на земельные участки, принадлежащие Измайлову Газинуру Илгизовичу на праве собственности, поименованные в налоговых уведомлениях № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исходя из расчета налоговой ставки 0,3 %.Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области в пользу Измайлова Газинура Илгизовича компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что, действительно, занимается предпринимательской деятельностьюв области аренды, продажи недвижимости, однако, спорные земельные участки приобретались им для личного использования, их местонахождение не позволяет использовать земельные участки в коммерческих целях, он может заниматься на них только садоводством. Практически все земельные участки расположены рядом, он имеет намерения в дальнейшем их объединить в дальнейшем, чтобы был большой участок, но приобретает он их постепенно, вопрос объединения требует денежных вложений, в связи с чем пока он данным вопросом не занимается.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что Измайлов Г.И. ДД.ММ.ГГГГ через «Личный кабинет налогоплательщика» обратился в УФНС с заявлением о перерасчете земельного налога за 2021 год по земельным участкам с кадастровыми номерами <адрес>
Данное заявление было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ в «Личный кабинет налогоплательщика» направлен ответ о том, что исчисление земельного налога за 2021 год произведено в соответствии с действующим законодательством.
На основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в отношении Измайлова Г.И. ИНН № зарегистрированы 15 земельных участков с видом разрешенного использования «для садоводства».
При расчете земельного налога за 2020 год неверно была применена ставка налога в размере - 0,15% (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет земельного налога за 2020 год в сторону увеличения на сумму 1330,00 рублей.
Земельный налог за 2020 год (по налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ) оплачен Измайловым Г.И. ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1665,00 руб. и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33,00 руб.
После произведенного перерасчета сформировано налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено в «Личный кабинет налогоплательщика».
При принятии решения о применении в отношении земельных участков, налоговой ставки, установленной в отношении «прочих земельных участков» пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и пп. 5 п. 2 Решения Ульяновской Городской Думы от 30.08.2017 № 87), при перерасчете земельного налога за 2020 год и расчете налога за 2021 год, налоговым органом учитывалось следующее:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу;
- наличие факта реализации земельных участков;
- письмо ФНС от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «О налогообложении дач земельных участков, используемых физическими лицами в предпринимательской деятельности».
Измайлов Г.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно в налоговом органе по месту жительства поставлен на учет как физическое лицо, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Основной вид деятельности - аренда и управление собственным арендованным недвижимым имуществом, дополнительный вид деятельности -покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
В период с 2017-2021 гг. была осуществлена реализация 4 земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №
Учитывая, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ № содержало информацию о том, что земельные участки не пригодны для личного использования, на участках отсутствуют коммуникации, следовательно, указанные участки целевому назначению не используются.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Измайлов Г. И. являлся директором ООО «<данные изъяты>». Основной вид деятельности: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, дополнительные виды в том числе: строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями; Строительство местных линий электропередачи и связи; разборка и снос зданий; подготовка строительной площадки; расчистка территории строительной площадки; производство дренажных работ на сельскохозяйственных землях, землях лесных территорий, а также на строительных площадках; производство земляных работ.
Также анализируя сведения, представленные в порядке ст. 85 НК РФ, регистрирующими органами о зарегистрированных права собственности Измайлова Г. И., в период с 2012 по 2019 г. последний реализовал недвижимое имущество, такое как: помещения, сооружения, иные строения.
Просили в иске отказать.
Выслушав явившихся лиц, реестровые дела, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством, ведет к привлечению к ответственности в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 указанного Закона налоговым органам предоставляется право:
- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
- взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьей 2 Федерального закона от 04 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 января 2015 года, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 - 398 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.
Решением Ульяновской Городской Думы от 30.08.2017 N 87 "О земельном налоге на территории муниципального образования "город Ульяновск" Установить на территории муниципального образования "город Ульяновск" земельный налог.
2. Определить налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:
1) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности):
0,2 процента от кадастровой стоимости в 2019 году;
0,25 процента от кадастровой стоимости в 2020 году;
0,3 процента от кадастровой стоимости в 2021 году и последующие годы;
3) 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
4) 0,75 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков под объектами гаражного назначения (за исключением автомобильных моек);
5) 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: "для дачного строительства".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.
В судебном заседании установлено, что административному истцу, на ряду с иным недвижимым имуществом на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные на территории МО «<адрес>»:
1) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 494 кв.м.), приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН) 19.11.2020г.;
2) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 541+/-8 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
3) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 422+/-7.19 кв.м.), приобретенный на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
4) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 699+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.;
5) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 813+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
6) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 698+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
7) Участок №,11, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 828+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
8) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 730+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
9) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 779+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
10) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 815+/-10 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
11) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 415+/-7 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
12) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 605+/-9 кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
13) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 614+/-9кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
14) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 508+/-8кв.м.), зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ;
15) Участок №, с/т «Ласточка», <адрес>, Ульяновская область (кадастровый №, площадь 660+/-9кв.м.),
зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Через портал «Госуслуг» административному истцу в личный кабинет налогоплательщика поступило налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, где были указаны расчет, в т.ч. и земельного налога за 2021 г. на общую сумму 13 255 руб., с применением налоговым органом, налоговой ставки 1,50%, с чем не согласен административный истец.
Административный истец обратился в УФНС по Ульяновской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №, так же воспользовавшись ресурсами личного кабинета налогоплательщика, при этом указал, что указанные земельные участки не пригодны для личного использования, на участках отсутствуют коммуникации.
Данное заявление было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ в «Личный кабинет налогоплательщика» направлен ответ о том, что исчисление земельного налога за 2021 год произведено в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что при определении налоговой ставки, подлежащей применению, имеет значение только факт приобретения земельного участка для дачного хозяйства, а также то, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации не исключают применение налоговой ставки в размере 0,3% для земельных участков с видом разрешенного использования - для дачного хозяйства, приобретенных с целью извлечения прибыли, основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года N 2725-0, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника.
По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец является индивидуальным предпринимателем.
Основной вид деятельности - аренда и управление собственным арендованным недвижимым имуществом, дополнительный вид деятельности- покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Измайлов Г.И. являлся директором ООО «<данные изъяты> Основной вид деятельности: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, дополнительные виды в том числе: строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями; Строительство местных линий электропередачи и связи; разборка и снос зданий; подготовка строительной площадки; расчистка территории строительной площадки; производство дренажных работ на сельскохозяйственных землях, землях лесных территорий, а также на строительных площадках; производство земляных работ.
Управлением Росреестра по Ульяновской области суду представлены сведения, из которых следует, что у административного истца в собственности находится ряд нежилых помещений, многочисленное количество земельных участков, большей частью расположенных в СНТ, при этом в период с 2017-2021 гг. была осуществлена реализация недвижимого имущества административного истца, как земельных участков так и помещений, сооружений, строений, что указывает на активное ведение административным истцом длительности в качестве индивидуального предпринимателя по дополнительному виду зарегистрированной деятельности - покупка и продажа собственного недвижимого имущества, при этом, не имеет правового значения размещает или нет административный истец на самих земельных участках какие-либо коммерческие объекты.
Само количество и общая площадь имевшихся в собственности административного истца земельных участков, неиспользования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного строительства, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки предназначены для использования в предпринимательской деятельности административного истца - с целью их дальнейшей перепродажи, в связи чем налоговым органом обоснованно произведен расчет земельного налога в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из налоговой ставки не превышающей 1,5%.
При этом, суд обращает внимание, что налоговый орган учел, что земельный участок по <адрес> расположен под жилым домом и исчислил налог на землю, исходя из налоговой ставки 0,30%.
Так же, административный истец имеет в собственности земельный участок в СТ «Залив» и ряд иных земельных участок, не поименованных в иске, при этом административный истец, по мнению, суда ставит вопрос о применении налоговой 0,30% к перечисленным 15 объектам, а именно, земельным участкам с кадастровыми номерами: №; №; №;№; №;№; №; №; №;№; №; №; №; №; №; №; расположенных в СТ «Ласточка».
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска в указанной части не имеется.
Рассматривая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Как следует из содержания иска и материалов дела, поводом для обращения в суд явилось нарушение, по мнению административного истца, права на исчисление земельного налога по налоговой ставке 0,3%, то есть фактически возник публичный спор, поскольку стороны состоят в правоотношениях, в рамках которых один из участников (административный ответчик) реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (административный истец) в силу того, что эти отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности.
Следовательно, настоящее дело относится к административным делам, подлежащим рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
При этом, заявленные истцом требования о компенсации морального вреда производны от требований о перерасчете, поскольку административный истец считает, что налоговый орган действовал незаконно, чем нарушил его права.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что административный ответчик применил налоговую ставку 1,5% в отношении спорных земельных участков правомерно, действовал в рамках предоставленных налоговому органу полномочий, при этом в суде не установлено нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ действиями (бездействием) ответчика, суд не усматривает оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации морального вреда в каком-либо объеме.
Таким образом, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в каком-либо объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
руководствуясь ст. ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административных требований Измайлова Газинут Илгизовича к Управлению федеральной налоговой службы по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, начисленного в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; №;№; №;№; №; №; №;№; №; №; №; №; №; №; расположенных в СТ «Ласточка», взыскании компенсации морального вреда отказать
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Л. Грачева