Дело № 2-3616/18
Строка №2.095
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г.Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Колесниковой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гончарова Александра Николаевича к Государственному учреждению -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.Н. обратился в суд с иском к ГУ -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение на 2018г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом 3 группы, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Воронежской области и согласно п.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п.3.4.1. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» имеет право на предоставление в течение календарного года санаторно-курортной путевки.
12.10.2016г. истцом подано заявление на предоставление путевки на 2017г. В справке по форме №070/у-40 истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение.
По утверждению истца, он не получал санаторно-курортное лечение два года, в связи с недостаточным финансированием.
В ответе №38-04/3620-103л ГУ-Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в предоставлении путевки истцу было отказано в связи с очередностью и предложений о предоставлении путевки на 2018 год не поступало.
Полагая свое право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение нарушенным, Гончаров А.Н. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение на 2018г.
Истец Гончаров А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Миневич А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениям.
Представитель третьего лица Департамент социальной защиты Воронежской области по доверенности Юсифов Р.Г. оглы в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Гончаров А.Н. является инвалидом третьей группы и имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 5).
В соответствии с Соглашением №394 от 11.10.2017 года заключенным между региональным отделением Фонда и Департаментом социальной защиты Воронежской области, региональному отделению Фонда переданы с 01.01.2018 года полномочия по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Воронежской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт ПОИ, а также оказание государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Реализация права на санаторно-курортное лечение регулируется данным Законом, предоставлением в рамках набора социальных услуг инвалиду при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Вышеуказанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что подтверждает Определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года N 817-0, в котором указано, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Таким образом, предоставление в приоритетном порядке (вне очереди) путевки гражданину, без учета ранее зарегистрированных заявлений других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, действующим законодательством не предусмотрено и является нарушением их прав на получение государственной социальной помощи.
Аналогичная позиция подтверждается Верховным Судом РФ в Определениях от 27 июля 2015 года по делу N 2-КГ15-5, от 17 августа 2015 года N 55-КГ15-1, из которых следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг - путевки на санаторно-курортное лечение, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03 апреля 2014 года N 686-0).
При этом в целях обеспечения доступности информации о движении очередности на получение санаторно-курортного лечения и контроля распределения путевок с октября 2012 года введен информационный ресурс "Электронная очередь", в котором учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ведется отдельно по каждому профилю лечения, сезону и месту расположения здравницы, с учетом даты постановки на учет.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится в порядке очередности подачи заявлений, исходя из фактически имеющегося количества путевок.
Такое правовое регулирование направлено для обеспечения равных прав граждан - получателей набора социальных услуг.
Установленный законом порядок не нарушает прав истца на получение меры социальной поддержки в виде путевок на санаторно-курортное лечение, направлен исключительно на упорядочение процедуры предоставления путевок гражданам льготных категорий и служит предотвращению нарушений прав граждан, которые ранее других обратились в региональное отделение Фонда для постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения.
Проверяя доводы истца, изложенные в обоснование заявленных требований, суд находит их несостоятельными и направленными на неверное толкование норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Гончаров А.Н. на основании поданного им заявления 12.10.2016 года, был в установленном законом порядке поставлен на учет в региональном отделении Фонда по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с имеющимися у него заболеваниями (номер очереди истца - 6420), а также учитывая тот факт, что истцу, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, с учетом медицинских показаний предоставляются санаторно-курортные путевки и в настоящее время путевки на санаторно-курортное лечение по вышеуказанному профилю заболевания за 2018 г. распределяются гражданам, ставшим на учет ранее истца, права истца на предоставление санаторно-курортного лечения не нарушены, в связи с чем, исковые требования об обязании предоставить путевку являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гончарова Александра Николаевича к Государственному учреждению -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 г.
Дело № 2-3616/18
Строка №2.095
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г.Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Колесниковой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гончарова Александра Николаевича к Государственному учреждению -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.Н. обратился в суд с иском к ГУ -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение на 2018г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом 3 группы, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Воронежской области и согласно п.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и п.3.4.1. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» имеет право на предоставление в течение календарного года санаторно-курортной путевки.
12.10.2016г. истцом подано заявление на предоставление путевки на 2017г. В справке по форме №070/у-40 истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение.
По утверждению истца, он не получал санаторно-курортное лечение два года, в связи с недостаточным финансированием.
В ответе №38-04/3620-103л ГУ-Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в предоставлении путевки истцу было отказано в связи с очередностью и предложений о предоставлении путевки на 2018 год не поступало.
Полагая свое право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение нарушенным, Гончаров А.Н. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение на 2018г.
Истец Гончаров А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Миневич А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениям.
Представитель третьего лица Департамент социальной защиты Воронежской области по доверенности Юсифов Р.Г. оглы в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Гончаров А.Н. является инвалидом третьей группы и имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д. 5).
В соответствии с Соглашением №394 от 11.10.2017 года заключенным между региональным отделением Фонда и Департаментом социальной защиты Воронежской области, региональному отделению Фонда переданы с 01.01.2018 года полномочия по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Воронежской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт ПОИ, а также оказание государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Реализация права на санаторно-курортное лечение регулируется данным Законом, предоставлением в рамках набора социальных услуг инвалиду при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Вышеуказанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что подтверждает Определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года N 817-0, в котором указано, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Таким образом, предоставление в приоритетном порядке (вне очереди) путевки гражданину, без учета ранее зарегистрированных заявлений других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, действующим законодательством не предусмотрено и является нарушением их прав на получение государственной социальной помощи.
Аналогичная позиция подтверждается Верховным Судом РФ в Определениях от 27 июля 2015 года по делу N 2-КГ15-5, от 17 августа 2015 года N 55-КГ15-1, из которых следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг - путевки на санаторно-курортное лечение, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03 апреля 2014 года N 686-0).
При этом в целях обеспечения доступности информации о движении очередности на получение санаторно-курортного лечения и контроля распределения путевок с октября 2012 года введен информационный ресурс "Электронная очередь", в котором учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ведется отдельно по каждому профилю лечения, сезону и месту расположения здравницы, с учетом даты постановки на учет.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится в порядке очередности подачи заявлений, исходя из фактически имеющегося количества путевок.
Такое правовое регулирование направлено для обеспечения равных прав граждан - получателей набора социальных услуг.
Установленный законом порядок не нарушает прав истца на получение меры социальной поддержки в виде путевок на санаторно-курортное лечение, направлен исключительно на упорядочение процедуры предоставления путевок гражданам льготных категорий и служит предотвращению нарушений прав граждан, которые ранее других обратились в региональное отделение Фонда для постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения.
Проверяя доводы истца, изложенные в обоснование заявленных требований, суд находит их несостоятельными и направленными на неверное толкование норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Гончаров А.Н. на основании поданного им заявления 12.10.2016 года, был в установленном законом порядке поставлен на учет в региональном отделении Фонда по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с имеющимися у него заболеваниями (номер очереди истца - 6420), а также учитывая тот факт, что истцу, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, с учетом медицинских показаний предоставляются санаторно-курортные путевки и в настоящее время путевки на санаторно-курортное лечение по вышеуказанному профилю заболевания за 2018 г. распределяются гражданам, ставшим на учет ранее истца, права истца на предоставление санаторно-курортного лечения не нарушены, в связи с чем, исковые требования об обязании предоставить путевку являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гончарова Александра Николаевича к Государственному учреждению -Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2018 г.