КОПИЯ:
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Гущина Д.И., при секретаре ФИО3, с участием заявительницы ФИО2, представителя начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4, в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части № ФИО2 об оспаривании действий начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с принятием решения об отказе во внесении в учётные данные единого реестра военнослужащих на получение жилья мужа заявительницы – ФИО1 в качестве члена её семьи,-
Установил:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просила признать незаконными действия начальника отдела № «<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, выразившиеся в принятии решения об отказе внести её мужа ФИО1 в состав её семьи в учётные данные единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, а также обязать это должностное лицо внести в учётные данные единого реестра военнослужащих изменения, касающиеся состава её семьи, включив её мужа ФИО1.
В судебном заседании заявительница свои требования поддержала и указала, что проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>, и с составом семьи из 2-х человек (она, дочь 1996 года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. В связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ брака с гражданином ФИО1, который переехал на постоянное место жительство к ней и был зарегистрирован по адресу воинской части в качестве члена её семьи, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась на имя начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ с заявлением об изменении её учётных данных и включении её мужа ФИО1 в качестве члена её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Однако, решением начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ей было отказано в удовлетворении указанного заявления на основании ст.53 и п.3 ст.54 ЖК РФ, поскольку её муж, являвшийся собственником 24/100 доли жилого дома по <адрес> общей площадью 145 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ принадлежащие ему на праве собственности 24/100 доли жилого дома (34,8 кв.м.) продал, совершив тем самым действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий, и в соответствии со ст.53, п.3 ст.54 ЖК РФ в течение пяти лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий не может быть принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Считая оспариваемые действия должностного лица незаконными, заявительница, в обоснование своих требований, приводит суду следующие доводы, суть которых сводится к следующему.
Должностное лицо не учло, что сделка по продаже 24/100 доли жилого дома была осуществлена её супругом не только до вступления в брак, но и задолго до знакомства с нею, а, следовательно, не имела своей целью признания его нуждающимся в получении жилого помещения, поскольку он не мог предполагать, что в будущем женится на военнослужащей, нуждающейся в получении жилых помещений. Не учтено должностным лицом и то обстоятельство, что по адресу проданной доли в жилом доме в <адрес> её супруг никогда не регистрировался, и после совершения сделки купли-продажи с просьбой о признании его нуждающимся в получении жилья не обращался, на момент совершения сделки купли-продажи её супруг имел право пользования жилым помещением в <адрес>, о чём свидетельствуют отметка о регистрации в его паспорте и копия поквартирной карточки. В связи с чем, заявительница считает, что действия её мужа, связанные с куплей-продажей недвижимости, равно как и действия, связанные с прекращением права пользования жилым помещением в <адрес>, не подпадают под действие ст.53 ЖК РФ в связи с отсутствием в указанных действиях намерения, предусмотренного данной статьёй, что не давало оснований должностному лицу для применения в спорном правоотношении ст.53, п.3 ст.54 ЖК РФ.
В связи с чем, заявительница настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4 требования заявительницы не признал и указал, что оспариваемые заявительницей действия должностного являются законными и обоснованными. В связи с чем, в удовлетворении требований ФИО2 просил отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Поскольку представленными доказательствами подтверждается, а сторонами не оспаривается, суд считает установленным, что ФИО2 проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>, и с составом семьи из 2-х человек (она, дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Копия свидетельства о заключении брака, копия договора купли-продажи, копия поквартирной карточки свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с гражданином ФИО1, который, являясь собственником 24/100 доли жилого дома по <адрес> общей площадью 145 кв.м., по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продал принадлежащие ему на праве собственности 24/100 доли указанного жилого дома (34,8 кв.м.), с ДД.ММ.ГГГГ выписался из занимаемого им по договору социального найма жилого дома по <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ прописался по адресу регистрации своей жены в воинской части № в <адрес>.
Копиями заявлений заявительницы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, копиями ответов начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ на обращения заявительницы от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№42/01/327, от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ также подтверждается, что ФИО2 было отказано в удовлетворении её заявлений об изменении её учётных данных и включении её мужа ФИО1 в качестве члена её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений на основании ст.53, п.3 ст.54 ЖК РФ, т.е.в связи с его намеренными действиями по ухудшению своих жилищных условий.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в статье 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации военнослужащими и членами их семей права на жилище определён в Жилищном кодексе РФ, в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, а также рядом подзаконных актов, в частности, действующей с 9 ноября 2010 года Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации. Проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее по тексту – Инструкция).
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (право на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности.
В соответствии с п.3 указанной Инструкции, признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения? установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
При этом, как следует из смысла и содержания пункта 4 указанной Инструкции, военнослужащие и членных их семей в соответствии со ст.53 ЖК РФ не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, утраты права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.
Судом установлено, что до момента продажи ДД.ММ.ГГГГ принадлежащей ему на праве собственности доли в общей площади жилого дома по <адрес> общей площадью 145 кв.м. муж заявительницы - ФИО1 имел обеспеченность общей площадью в размере 34,8 кв.м. от общей площади жилого дома, что более учётной нормы в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной решением городского Совета депутатов Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ № для <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что начальник отдела № ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, принимая решение об отказе заявительнице в удовлетворении заявления об изменении её учётных данных и включении её мужа ФИО1 в качестве члена её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, действовал в строгом соответствии со ст.53, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, с пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации. Проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1280, и прав заявительницы не нарушил.
В связи с чем, требования заявительницы суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -197, 258 ГПК РФ, военный суд, –
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО2 признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Верно:
Председательствующий по делу –
судья Д.И. Гущин
Секретарь: ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ г.