Дело № 2-2621/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Мухиной Т.А.,
при секретаре Шакировой А.Н.,
с участием истца Хусаинова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хусаинова Рустема Ранисовича к Мухамедьярову Филюсу Сабитовичу о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хусаинов Р.Р. обратился в суд с иском к Мухамедьярову Ф.С. о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что 09.08.2017 г. в дежурную часть ОП № 9 УМВД России по г. Уфе поступило сообщение о семейно-бытовом конфликте в <адрес> г. Уфы. В связи с этим по адресу прибыл участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОП № 9 Управления МВД России по г. Уфе Хусаинов Р.Р., находившийся в форменном обмундировании и при исполнении своих должностных обязанностей. Истец, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, встретив в общественном месте - коридоре на 9 этаже <адрес> г. Уфы, Мухамедьярова Ф.С., находившегося в состоянии алкогольного опьянения, потребовал дать объяснения по поводу поступившего сообщения о происшествии, а также выявил, что у последнего имеются неуплаченные штрафы по делам об административных правонарушениях. В ответ на законные требования участкового уполномоченного полиции Мухамедьяров Ф.С. стал вести себя неадекватно, на вопросы отвечал грубостью, после чего у последнего возник умысел на публичное оскорбление представителя власти при исполнении своих должностных обязанностей. Реализуя задуманное, Мухамедьяров Ф.С., осознавая, что Хусаинов Р.Р. является представителем власти и находится при исполнении своих должностных обязанностей, умышленно, из личной неприязни к сотрудникам правоохранительных органов, с целью публичного оскорбления и унижения чести и достоинства Хусаинова Р.Р., высказался публично, в присутствии третьих лиц Козлова А.И., Ахмадеева Р.М. и других лиц грубой нецензурной бранью, явно не соответствующей общепринятым нормам поведения, грубо попирая честь и достоинство представителя власти, в адрес Хусаинова Р.Р., оскорбив последнего и причинив истцу моральный вред. 30.11.2017 г. приговором мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы РБ Мухамедьяров Ф.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ – публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 руб. в доход государства. Приговор вступил в законную силу. По указанному уголовному делу истец признан потерпевшим.
На основании изложенного, истец просит взыскать с Мухамедьярова Ф.С. в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
В судебном заседании истец Хусаинов Р.Р. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Мухамедьяров Ф.С. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. В адрес ответчика в соответствии со ст. 113 ГПК РФ направлены судебные повестки заказной почтой с уведомлением. Ответчик в почтовое отделение за получением судебного извещения не явился, судебная корреспонденция возвращена с отметкой – истек срок хранения.
Согласно адресной справке Мухамедьяров Ф.С. зарегистрирован по месту жительства 25.04.2005 г. по адресу: РБ г. Уфа, <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Уфе в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Исходя из изложенного, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истца Хусаинова Р.Р., изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (часть 2 статьи 1101 ГК РФ).
На основании пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Исходя из содержания части 1 статьи 42 УПК РФ, потерпевший при рассмотрении судом уголовного дела по существу имеет право на компенсацию морального вреда, если вред был причинен преступлением.
В связи с чем несостоятельны доводы жалобы ответчика о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что ему уже назначено наказание по приговору суда.
В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из приговора мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы РБ от 30.11.2017 г., 09.08.2017 г. в дежурную часть ОП № 9 УМВД России по г. Уфе поступило сообщение о семейно-бытовом конфликте в <адрес> г. Уфы. В связи с этим по адресу прибыл участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОП № 9 Управления МВД России по г. Уфе Хусаинов Р.Р., находившийся в форменном обмундировании и при исполнении своих должностных обязанностей. Истец, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, встретив в общественном месте - коридоре на 9 этаже <адрес> г. Уфы, Мухамедьярова Ф.С., находившегося в состоянии алкогольного опьянения, потребовал дать объяснения по поводу поступившего сообщения о происшествии, а также выявил, что у последнего имеются неуплаченные штрафы по делам об административных правонарушениях. В ответ на законные требования участкового уполномоченного полиции Мухамедьяров Ф.С. стал вести себя неадекватно, на вопросы отвечал грубостью, после чего у последнего возник умысел на публичное оскорбление представителя власти при исполнении своих должностных обязанностей. Реализуя задуманное, Мухамедьяров Ф.С., осознавая, что Хусаинов Р.Р. является представителем власти и находится при исполнении своих должностных обязанностей, умышленно, из личной неприязни к сотрудникам правоохранительных органов, с целью публичного оскорбления и унижения чести и достоинства Хусаинова Р.Р., высказался публично, в присутствии третьих лиц Козлова А.И., Ахмадеева Р.М. и других лиц грубой нецензурной бранью, явно не соответствующей общепринятым нормам поведения, грубо попирая честь и достоинство представителя власти, в адрес Хусаинова Р.Р., оскорбив последнего и причинив истцу моральный вред.
Данным приговором, вступившим в законную силу, Мухамедьяров Ф.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 319 УК РФ, в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей. Ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 руб. в доход государства.
Конституция Российской Федерации, в силу части 1 статьи 17 которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 той же статьи), в частности достоинство личности, охраняемое государством (часть 1 статья 21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ, не допускаются.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 УК РФ, статьи 150, 151 ГК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вина ответчика в причинении противоправными действиями нравственных страданий Хусаинову Р.Р. установлена вышеуказанным приговором суда. Данные обстоятельства вновь не доказываются и обязательны для суда, рассматривающего гражданское дело.
Оскорбление истца, как сотрудника правоохранительных органов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, несомненно, причинило последнему нравственные страдания, связанные с переживанием за свою честь и достоинство, как сотрудника правоохранительных органов.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Хусаинова Р.Р.
Однако с учетом правил, установленных ст. 151 ГК РФ, требований разумности, справедливости, установленных обстоятельств дела, морально-нравственных страданий истца, связанных с неправомерными действиями ответчика, суд определяет ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., находя заявленный в иске размер компенсации чрезмерно высоким и не соответствующим тяжести понесенных истцом страданий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Хусаинова Рустема Ранисовича к Мухамедьярову Филюсу Сабитовичу о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Мухамедьярова Филюса Сабитовича в пользу Хусаинова Рустема Ранисовича компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья: Мухина Т.А.