Дело № 2-528/2019 14 февраля 2019 года
29RS0014-01-2019-000192-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Сафонова Р. С.
при секретаре Поковба А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Моржухиной И. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
МоржухинаИ.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что является получателем пенсии по старости. 01 июня 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 06 июня 2018 года в перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с недостаточностью стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Периоды её нахождения в отпусках по уходу за ребёнком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года и с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года не были включены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, для определения права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако указанные периоды отпусков, связанных с рождением ребёнка, имели место до 06 октября 1992 года и в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, подлежат включению в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии. Просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж её работы с особыми условиями местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, период отпуска по уходу за ребёнком с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года, произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 июля 2018 года.
В судебном заседании истец МоржухинаИ.А. и её представитель ЛюбовС.К. на удовлетворении иска настаивали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что порядок подсчёта стажа для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, не предусматривает включения периодов отпусков по уходу за ребёнком в стаж работы с особыми условиями труда.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.
Заслушав пояснения истца и представителя истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы пенсионного дела МоржухинойИ.А. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона №400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4982 рубля 90 копеек в месяц.
На основании части 5 статьи 17 Закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что истец МоржухинаИ.А. в период с 21 декабря 1981 года по 08 сентября 1991 года работала учеником мотальщицы, мотальщицей, проводником по сопровождению грузов, приемосдатчиком груза и багажа, товароведом по сбыту на <***>, в период с 09 сентября 1991 года по 30 мая 1993 года – товароведом по сбыту, термообработчиком, дворником <***>
Согласно архивной справке от 29 декабря 2012 года <№>, выданной Государственным бюджетным учреждением Архангельской области «Государственный архив Архангельской области», истцу в период с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года предоставлялся отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, в период с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года – отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Как усматривается из пенсионного дела МоржухинойИ.А., с 31 января 2013 года ей назначена пенсия по старости в связи с достижением возраста 50 лет 8 месяцев и наличием у неё стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (приведённого к стажу работы в районах Крайнего Севера), продолжительностью более 13 календарных лет.
При определении права истца на назначение пенсии периоды отпусков по уходу за ребёнком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года и с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года включены в подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
01 июня 2018 года истец МоржухинаИ.А. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии, в котором просила установить ей повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с выработкой необходимой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учётом спорных периодов отпусков, связанных с рождением ребёнка.
Решением начальника отдела перерасчёта пенсий Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 06 июня 2018 года <№> в перерасчёте размера пенсии истцу отказано по причине недостаточности у неё стажа работы в особых территориальных условиях труда, дающего право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости. При этом, как указано в решении, периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с 29 октября 1989 года по 03 марта 1991 года и с 20 апреля 1991 года по 03 сентября 1992 года не подлежат зачёту в данный вид стажа.
Не согласившись с таким решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 18 Закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее – Правила №516), которые подлежат применению и после вступления в силу Закона №400-ФЗ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона №400-ФЗ определено, что периоды ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ни Закон №400-ФЗ, ни Правила №516 не предусматривают возможности включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку без включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у истца недостаточно такого стажа работы, дающего право на установление в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона №400-ФЗ повышенной фиксированной выплата к страховой пенсии, ответчик правильно определил размер пенсии истца, и оснований полагать, что ответчик допустил нарушение пенсионных прав истца, у суда не имеется.
То обстоятельство, что при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионный орган включил периоды отпуска по уходу за ребёнком, поскольку они засчитывались в стаж для льготного пенсионного обеспечения при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период предоставления такого отпуска, судом во внимание не принимается.
При определении продолжительности стажа работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчик верно руководствовался Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», согласно которому в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако из положений ранее действовавшей статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона от 25 сентября 1992 года № 3543-1) следует, что период отпуска по уходу за ребёнком подлежал включению в специальный стаж работы только для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Необходимо также учитывать, что впервые повышенный размер пенсии был установлен для лиц, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и необходимый страховой стаж, Федеральным законом от 01 декабря 2007 года №312-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2008 года.
Следовательно, граждане, которые приобрели определённый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до вступления в силу нового правового регулирования, не могли рассчитывать на то, что их размер пенсии будет определён в повышенном размере, так как на момент выполнения работы соответствующего закона ещё не существовало.
При таких обстоятельствах, оснований для применения по настоящему делу положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» не имеется.
На основании изложенного, исковые требования МоржухинойИ.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Моржухиной И. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить период отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, произвести перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Р. С. Сафонов