Дело № 12-160/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Сыктывкар **.**.**
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Баудер Е.В., изучив при подготовке к рассмотрению жалобу председателя Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
**.**.** должностным лицом отделения по обслуживанию территории Отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару в отношении Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением №... от **.**.** должностного лица отделения по обслуживанию территории Отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару Первичная профсоюзная организация «Сыктывкарский ЛПК» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми, председатель Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности события административного правонарушения и вины юридического лица, а так же по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 30.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Проверив в порядке подготовки жалобу, изучив приложенные к ней материалы, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.1998 № 9-11, нарушение требований подсудности является нарушением существенных прав и свобод граждан, юридических лиц, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Из протокола об административном правонарушении №..., составленного **.**.** должностным лицом отделения по обслуживанию территории Отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару в отношении Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК», следует, что **.**.** в ... в отделении по обслуживанию территории отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару, расположенном по адресу ... в рамках административного расследования установлено, что **.**.** в отделение по обслуживанию территории ОП № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару от сотрудника гостиницы ... Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» поступила отрывная часть бланка уведомления о прибытии гражданина ... Таскила ФИО в место пребывания по адресу ... На оборотной стороне бланка дата убытия иностранного гражданина проставлена -**.**.**. **.**.** в ходе проверки в информационной системе ... с целью снятия иностранного гражданина установлено, что гр. ... Таскила ФИО, **.**.** г.р., была поставлена на миграционный учет с **.**.** по **.**.** по по адресу ... Однако неоднократно меняла свое место пребывания в период заявленного срока. Так, с **.**.** по **.**.** гр. ... Таскила ФИО была поставлена на миграционный учет по адресу ..., в период с **.**.** по **.**.** - по адресу ... Уведомление от Гостиницы ... первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» о снятии до **.**.** и прибытии в период **.**.** гр. ... Таскила ФИО в отделение по обслуживанию территории ОП № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сыктывкару не поступало. Согласно подпункта 3 части 3, частью 3.1 статьи 20 и статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 гoдa № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (гостиницу) должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, а также принимающая сторона (гостиница) обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочиx дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями). В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», при нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Таким образом, Первичная профсоюзная организация «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», осуществляющая деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, являясь принимающей стороной для гражданина ... Таскила ... **.**.** года рождения, в период с **.**.** по **.**.**, не уведомила орган миграционного учёта о прибытии в место пребывания, а именно в гостиницу ... Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», расположенную по адресу ... чем нарушила подпункт 3 часть 3 статьи 20 и статью 22 Федерального закона от **.**.** № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», тем самым не исполнила обязанности принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета.
Из содержания протокола, постановления по делу об административном правонарушении, приложенных к жалобе документов следует, что правонарушение, вмененное Первичной профсоюзной организация «Сыктывкарский ЛПК», связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
Так, некоммерческая организация - Первичная профсоюзная организация «Сыктывкарский ЛПК» зарегистрирована в установленном порядке в качестве юридического лица, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную, в том числе, с деятельностью гостиниц.
Как следует из материалов дела, Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» вменяется нарушение требований Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении деятельности гостиниц.
Таким образом, привлечение Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства связано с осуществлением им предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, жалоба председателя Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» на постановление должного лица органов полиции о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит рассмотрению в порядке п. 3 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть арбитражным судом, а не судьей районного суда.
Частью 4 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
В связи с изложенным, жалоба председателя Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» на постановление №... от **.**.** должностного лица отделения по обслуживанию территории Отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит направлению на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Республики Коми.
Руководствуясь ст. 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Жалобу председателя Первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК» на постановление №... от **.**.** должностного лица отделения по обслуживанию территории Отдела полиции № 2 отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях направить для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Республики Коми.
Определение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение 10 дней со дня получения копии определения.
Судья Е.В.Баудер