Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4325/2023 ~ М-3628/2023 от 19.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    28 ноября 2023 года г. Самара

    Железнодорожный районный суд г. Самары в составе

    председательствующего Чирковой Е.А.,

    при секретаре Елисеевой О.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4325/2023 по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Ивановой Е.Е. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Самарской области (далее по тексту — МИ ФНС России № 23 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Ивановой Е.Е. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, указав, что в связи с нахождением в собственности последнего объектов налогообложения, он является налогоплательщиком, обязан уплачивать в установленный законом срок исчисленный налоговым органом налог. Поскольку от исполнения возложенной на него законом обязанности налогоплательщик уклонился, МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд.

    С учетом изложенного, административный истец просил суд взыскать с Ивановой Е.Е. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. - 1 847, 56 руб., пени — 27, 28 руб., за 2016 г. пени — 17, 07 руб., за 2015 г. пени — 7, 82 руб., по транспортному налогу за 2017 г. - 25 512, 37 руб., пени — 562, 88 руб., за 2016 г. пени — 409, 36 руб., за 2015 г. пени — 444, 98 руб.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

    Административный истец МИ ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.6).

    Административный ответчик Иванова Е.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, направленная адресату судебная повестка возвращена за истечением срока хранения.

Учитывая требования ст.ст. 96, 150 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и учитывая процессуальные особенности категории дел по спорам о взыскании недоимок, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, подп. 1 п.1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.

На основании ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По правилам ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.

На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 403 НК РФ).

На основании сведений об имуществе налогоплательщика (л.д.16), данных регистрационного органа (л.д. 37, 49-51) судом установлено, что в период с 2015 г. по 2017 г. Иванова Е.Е. являлась собственником движимого и недвижимого имущества, а именно:

- транспортного средства марки <данные изъяты> vin , с мощностью двигателя лошадиных сил, государственный регистрационный знак ;

- жилого помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Законом Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены ставки транспортного налога. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил налоговая ставка составляет 150 рублей.

Следовательно, размер налога для транспортного средства <данные изъяты> составит 41 985 рублей (279,90 л.с. * 150 рублей).

В соответствии с п. 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц» налоговая ставка на имущество физических лиц в отношении квартиры установлена в размере 0, 3 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (ч. 3 ст. 403 НК РФ).

В соответствии со ст. ст. 363, 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога за 2015 г. – не позднее 01.12.2016 г., за 2016 г. – не позднее 01.12.2017 г., за 2017 г. - не позднее 01.12.2018 г.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – ч. 3 ст. 363 НК РФ, п. 12 ст. 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», ч. 2 ст. 409 НК РФ.

При этом согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в таком случае обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.Частью 6 статьи 69 НК РФ определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).

Согласно п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Из имеющихся материалов дела следует, что за отчетный период 2015 г., 2016 г. инспекцией на имя налогоплательщика Ивановой Е.Е. были сформированы налоговые уведомления с требованием уплатить имущественный налог в указанный срок, о чем направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление №55285805 от 21.09.2017 г. со сроком исполнения до 01.12.2017 г., №82724901 от 04.09.2016 г. со сроком исполнения до 01.12.2016 г. (л.д.22, 24).

Впоследствии, контролирующим органом в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 НК РФ, на имя Ивановой Е.Е. выставлены требования № 24338 об уплате налога и пени по состоянию на 13.11.2018 г. со сроком исполнения до 17.01.2019 г. (л.д.33), а также требование № 7944 об уплате налога и пени по состоянию на 30.01.2019 г. со сроком исполнения до 13.03.2019 г. (л.д.32), которые согласно административному иску также не исполнены.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

    Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, когда общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превышает 3 000 рублей.

    Между тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно материалам дела, задолженность по выставленным недоимкам превысила 3 000 рублей при выставлении требования № 7944 по состоянию на 30.01.2019 г. со сроком исполнения до 13.03.2019 г., следовательно, право на истребование указанной задолженности в судебном порядке, в том числе на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье, у контролирующего органа возникло с 14.03.2019 г., которое он вправе был реализовать до 14.09.2019 г. включительно.

Материалами административного дела № 2а-4325/2023, возбужденного мировым судьей судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района г. Самары, подтверждается, что с заявлением о вынесении в отношении Ивановой Е.Е. Судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу налоговый орган (ИФНС России по Железнодорожному району) обратился 25.09.2019г.

Таким образом, срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа пропущен, как пропущен и срок для обращения в суд в порядке главы 32 КАС РФ.

В силу положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2315-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

С учетом приведенных законоположений проверка судом соблюдения налоговым органом срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении налогоплательщика, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, входит в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела и подлежащих обязательному установлению судом.

При установленных обстоятельствах, учитывая пропуск налоговой инспекцией процессуального срока для истребования задолженности по недоимке в судебном порядке, отсутствие мотивированных причин такого пропуска и ходатайств истца о восстановлении срока, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Ивановой Е.Е. (ИНН ) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени за 2015, 2016, 2017 - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.12.2023 г.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-4325/2023 ~ М-3628/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Иванова Е.Е.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
19.09.2023Регистрация административного искового заявления
19.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2023Предварительное судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее