Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3079/2023 ~ М-2049/2023 от 11.04.2023

УИД 63RS0031-01-2023-002619-97

номер производства 2а-3079/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 20 июня 2023 года

ул.Белорусская, 16

    Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием административного ответчика Харитоновой В.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3079/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Харитоновой Валентине Николаевне о взыскании недоимки по налогу и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Харитоновой В.Н. о взыскании недоимки по налогу и пени, в случае утраты возможности взыскания указанной недоимки, просит рассмотреть вопрос о признании задолженности безнадежной к взысканию.

В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении объектов налогообложения, но поскольку должник не исполнил в полном размере установленную законом обязанность по уплате налоговых обязательств, ответчику были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогу и пени. Административным ответчиком уплата начисленных налогов произведена не была, в связи с чем, у административного ответчика за 2016-2020 налоговые периоды образовалась недоимка в общем размере 5718,15 руб., из которых: транспортный налог в размере 1076 руб., пени по нему в размере 15,73 руб., налог на имущество в размере 1576 руб., пени по нему в размере 19,52 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 2240 руб., пени по нему в размере 56,81 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 697 руб., пени по нему в размере 37,09 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Харитонова В.Н. в судебном заседании решение по делу оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании части 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Нижеперечисленные нормы налогового законодательства приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    В статье 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) указано, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога.

    В силу п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) в случае неуплаты физическими лицами в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Транспортный налог отнесен к региональным налогам (статья 14 НК РФ).

Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).

Ставка транспортного налога на территории Самарской области установлена Законом Самарской области от 06.11.2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения транспортные средства, указанные в пункте 2 статьи 358 НК РФ.

Пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно положений статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется в порядке пункта 3 статьи 362 НК РФ.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Земельный налог отнесен к местным налогам (статья 15 НК РФ).

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 НК РФ).

Ставка земельного налога на территории городского округа Тольятти установлена «Положением о земельном налоге на территории городского округа Тольятти», утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 №257.

На основании статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, указанные в пункте 2 статьи 389 НК РФ.

В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно статье 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).

    В статье 399 НК РФ указано, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 403 НК РФ (в ред. ФЗ от 30.11.2016 № 401-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно закону Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», согласно Федеральному закону от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», единой датой начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установлено 01 января 2015 года.

Судом установлено, что в спорные 2016-2020 налоговые периоды Харитоновой В.Н. принадлежащим следующие объекта налогообложения: автомобиль , мощность двигателя 80 л.с. (с 28.05.2014 до 26.10.2017); земельные участки КН (с 05.04.2013), КН (с 20.02.2009), КН (с 20.02.2019), жилое здание КН (с 18.09.2019), что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Самарской области и РЭО ГИБДД У МВД России по г. Тольятти.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения, налоговым органом в адрес налогоплательщика Харитоновой В.Н. сформировано налоговое уведомление № 32240382 от 21.09.2017 о взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 1293 руб., земельного налога в размере 1120 руб. и 170 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2017.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Харитоновой В.Н. выставлено требование №36194 по состоянию на 15.11.2018 об уплате земельного налога в размере 170 руб., пени по нему в размере 14,69 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 14 января 2019.

    Доказательства направления в адрес налогоплательщика вышеуказанных уведомления и требования суду также не представлены.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения, налоговым органом в адрес налогоплательщика Харитоновой В.Н. сформировано налоговое уведомление № 60222253 от 23.08.2018, которым начислен транспортный налог за 2017 год в размере 1076 руб., земельный налог за 2017 год в размере 1120 руб. и 170 руб., с установлением срока оплаты до 03.12.2018.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Харитоновой В.Н. были направлены требования: №36805 по состоянию на 30.01.2019 об уплате до 26 марта 2019 транспортного налога в размере 1076 руб., пени по нему в размере 15,73 руб., № 31722 по состоянию на 04.07.2019 об уплате до 01 ноября 2019 земельного налога в размере 170 руб., пени по нему в размере 9,26 руб.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения, налоговым органом в адрес налогоплательщика Харитоновой В.Н. сформировано налоговое уведомление № 53411643 от 25.07.2019, которым начислен земельный налог за 2017 год в размере 1120 руб. и 170 руб., с установлением срока оплаты до 02.12.2019.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Харитоновой В.Н. были направлены требования: №21566 по состоянию на 11.02.20 об уплате до 25 марта 2020 земельного налога в размере 1120 руб., пени по нему в размере 16,44 руб., № 42389 по состоянию на 26.06.2020 об уплате до 18 ноября 2020 земельного налога в размере 170 руб., пени по нему в размере 6,93 руб.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения, налоговым органом в адрес налогоплательщика Харитоновой В.Н. сформировано налоговое уведомление № 53971021 от 01.09.2020, которым начислен земельный налог за 2019 год 1120 руб. и 170 руб., налог на имущество за 2019 год в размере 394 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2020.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Харитоновой В.Н. было направлено требование №37239 по состоянию на 28.06.2021 об уплате земельного налога в размере 170 руб., пени по нему в размере 5,37 руб., земельного налога в размере 1120 руб., пени по нему в размере 35,33 руб., налога на имущество в размере 394 руб., пени по нему в размере 12,43 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 23 ноября 2021.

На основании сведений государственных регистрирующих органов об объектах налогообложения, налоговым органом в адрес налогоплательщика Харитоновой В.Н. сформировано налоговое уведомление № 45771946 от 01.09.2021, которым начислен земельный налог за 2020 год 1120 руб. и 187 руб., налог на имущество за 2020 год в размере 1576 руб., с установлением срока оплаты до 01.12.2021.

В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок, в адрес Харитоновой В.Н. было направлено требование №107868 по состоянию на 20.12.2021 об уплате земельного налога в размере 187 руб., пени по нему в размере 0,84 руб., земельного налога в размере 1120 руб., пени по нему в размере 5,04 руб., налога на имущество в размере 1576 руб., пени по нему в размере 7,09 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 03 февраля 2022

Вышеуказанные уведомления и требования направлены налогоплательщику посредством почтовых от правлений, что подтверждается списками отправлений с печатями Почты России о принятии и сведениями с официального сайта Почты России.

Указанные требования в полном объеме исполнены не были, в связи с чем, налоговая инспекция 01.06.2022 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога.

    07.06.2022 мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 21.11.2022 был отменен на основании заявления Харитоновой В.Н.

После отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 11.04.2023.

Определяя порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, указанная норма закона устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) также урегулирован, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом, срок для обращения в суд может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Как установлено судом, по требованию № 36194 по состоянию на 15.11.2018 со сроком уплаты до 14 января 2019 (самому раннему), сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, таким образом срок подачи заявления о взыскании налога и пени по данному требованию истек 14 июля 2022.

В течение трех лет с момента выставления требования № 36194 от 15.11.2018 административному ответчику были выставлены требования № 36805 от 30.01.2019, № 31722 от 04.07.2019, №21566 от 11.02.2020, № 42389 от 26.06.2020, № 37239 от 28.06.2021, сумма задолженности по которым с учетом требования № 36194 превысила 3 000 рублей, в связи в чем срок подачи заявления о взыскании налога и пени по указанным требованиям истек 23 мая 2022, то есть по истечении шести месяцев со дня исполнения требования № 37239 с сроком исполнения до 23 ноября 2021, между тем налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога и пени по указанным требованиям только 01.06.2022, что свидетельствует о том, что срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа пропущен.

Нарушенный административным истцом срок подачи заявления в отношении Харитоновой В.Н. о взыскании недоимки по налогу по требованиям № 36194 от 15.11.2018, № 36805 от 30.01.2019, № 31722 от 04.07.2019, №21566 от 11.02.2020, № 42389 от 26.06.2020, № 37239 от 28.06.2021 влечет утрату права налогового органа на принудительное взыскание с Харитоновой В.Н. недоимки по вышеуказанным налоговым обязательствам.

Суд обращает внимание, что своевременное обращение в районный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после вынесения определения об отмене судебного приказа, равно как и вынесение приказа, в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 26.10.2017 №2465-О, положения ст. 48 Налогового кодекса РФ не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Административным истцом, ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с требованием о взыскании с административного ответчика недоимки, с предоставлением доказательств уважительности пропуска срока для обращения, не представлено.

Налоговая инспекция должна своевременно выявлять недоимки и направлять требования об их уплате, а также в случае неисполнения требований, производить взыскание недоимки посредством обращения в судебные инстанции. Неиспользование налоговым органом своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию налога не может влечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.

    Согласно п. 5 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

    В подпункте 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ указано, что безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

    

    По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

    

    Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

    

    Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

    

    Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проанализировав все представленные доказательства по делу, принимая во внимание то обстоятельство, что налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогу и пени в связи с истечением установленного срока их взыскания, суд считает возможным удовлетворить требование Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области и признать безнадежной к взысканию сумму недоимки, возникшей у Харитоновой В.Н. за 2016-2019 налоговые периоды в размере 2822,18 руб., из которых: транспортный налог за 2017 год в размере 1076 руб., пени по нему в размере 15,73 руб., пени по налогу на имущество за 2019 год в размере 12,43 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2018 год в размере 1120 руб., пени по нему в размере 16,44 руб., пени по земельному налогу за 2019 год в размере 51,77 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016-2018 годы в размере 510 руб., пени по нему в размере 36,25 руб.

    

Вместе с тем, по требованию № 107868 по состоянию на 20.12.2021, которое было выставлено за пределами вышеуказанного трехлетнего срока, сумма задолженности не превышает 10 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по требованию № 107868 истекает 03 августа 2025, то есть у налогового органа возникло право обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2020 налоговый период, выставленной по требованию № 107868 по состоянию на 20.12.2021.

Налоговым органом полностью соблюдена процедура принудительного взыскания указанной недоимки, подтвержден факт направления налогового уведомления и требования об уплате недоимки, предусмотренный положениями ст. 48 НК РФ шестимесячный срок взыскания недоимки на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа не истек, срок обращения в суд общей юрисдикции пропущен не был.

Доказательства уплаты в полном размере начисленных налоговых платежей за 2020 налоговый период, указанных в требовании № 107868 по состоянию на 20.12.2021, стороной ответчика представлены не были.

Оснований не доверять правильности расчета у суда не имеется, административным ответчиком расчет не оспорен.

В силу требований налогового законодательства РФ, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка в общем размере 2895,97 руб., из которых: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 1120 руб., пени по нему в размере 5,04 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2020 год в размере 187 руб., пени по нему в размере 0,84 руб., налог на имущество за 2020 год в размере 1576 руб., пени по нему в размере 7,09 руб.

В соответствии с положениями ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, а также подпункта 1 пункта 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета городского округа Тольятти в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить частично.

Отказать в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Харитоновой Валентине Николаевне о взыскании недоимки за 2016-2019 налоговые периоды в общем размере 2822 рубля 18 копеек.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Харитоновой Валентины Николаевны, ИНН , за 2016-2019 налоговые периоды в общем размере 2822 рубля 18 копеек, из которых: транспортный налог в размере 1076 рублей, пени по нему в размере 15 рублей 73 копейки, пени по налогу на имущество размере 12 рублей 43 копейки, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 1120 рублей, пени по нему в размере 51 рубль 77 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 510 рублей, пени по нему в размере 36 рублей 25 копеек.

Взыскать с Харитоновой Валентины Николаевны, ИНН , проживающей по адресу: г. Тольятти, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области недоимку в размере 2895 рублей 97 копеек, из которых: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 1120 рублей, пени по нему в размере 05 рублей 04 копейки, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2020 год в размере 187 рублей, пени по нему в размере 84 копейки, налог на имущество за 2020 год в размере 1576 рублей, пени по нему в размере 07 рублей 09 копеек.

Взыскать с Харитоновой Валентины Николаевны в доход местного бюджета городского округа Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04.07.2023

Председательствующий Ю.С.Ахтемирова

2а-3079/2023 ~ М-2049/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС №23 по Самарской области
Ответчики
Харитонова В.Н.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ахтемирова Ю. C.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация административного искового заявления
12.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее