Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск 7 сентября 2021 года
Самарской области
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Марковой Ю.В,. с участием прокурора – Устиновой Марины Николаевны, представителя ответчика – Спириной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки <Адрес обезличен>, Департаменту имущественных отношений <Адрес обезличен> об обязывании принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ Самарской области «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству образования и науки <Адрес обезличен>, Департаменту имущественных отношений <Адрес обезличен> об обязывании принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора Устинова М.Н. исковое заявление поддержала. Она пояснила, что в соответствии со ст.9 Федерального закона от <Дата обезличена> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов является общее образование.
Согласно п.3 ст.12 Федерального закона от <Дата обезличена> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным образовательным программам относятся, среди прочих, основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. В соответствии с п.16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальные условий.
Согласно п.п. 1, 2 ст.79, п. 3 ст.55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимся (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии с п.3 ст.79 Закона об образовании, под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст.14, п.п. 1, 3, 5, 6 ст.15 Федерального закона от <Дата обезличена> №181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе и для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Мин.строя России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно п.6.1.2 СП 59.13330 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5 %).
В соответствии с п.6.4.1 СП 59.13330 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).
Согласно п.6.1.4 поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2 %.
Проведенной проверкой установлено, что здание образовательного учреждения - ГБПОУ СО «Чапаевский химико-технологический техникум» г.о.Чапаевск, его помещения указанным требованиям не соответствуют. Данное обстоятельство подтверждается паспортом доступности, согласно которому объект признан временно недоступным для маломобильных групп населения. Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании ГБПОУ СО «<Данные изъяты>» г.о.Чапаевск не обеспечивает в полной мере доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также доступ на объект для законных представителей обучающихся, которые так же могут относиться к маломобильной группе населения. Просила обязать Министерство образования и науки <Адрес обезличен>, Департамент имущественных отношений <Адрес обезличен> принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья: оборудовать нормативный пандус при входе в здание; в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения; поверхность входных площадок и тамбуров оборудовать твердым покрытием.
Представитель ответчика – представитель Министерства образования и науки <Адрес обезличен> Спирина М.А., пояснила, что здание по адресу: г.о.Чапаевск, <Адрес обезличен>, по Договору об использовании имущества <Адрес обезличен> на праве оперативного управления <Номер обезличен> о/у от <Дата обезличена> передано на праве оперативного управления ГБПОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» в целях осуществления уставной деятельности. В соответствии с п.2.3. Договора Учреждение обязуется использовать имущество, переданное в оперативное управление, обеспечить сохранность переданного имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонт.
Согласно п.3 ст.55, п.п. 1,2 ст.79 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (законными представителями) и на основании рекомендаций ПМПК. В настоящее время в Учреждении не обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, поэтому у образовательного учреждения не возникла обязанности в обеспечении специальных условий для получения образования указанным категориям граждан.
Ответчик - представитель Департамента имущественных отношений <Адрес обезличен>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительность причин неявки не известна. Суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо - представитель ГБПОУ <Адрес обезличен> «Чапаевский химико-технологический техникум», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Согласно отзыву, здание Учреждения находится в собственности <Адрес обезличен> и закреплено за ГБПОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» на праве оперативного управления, согласно договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Учреждение -
ГБПОУ <Адрес обезличен> «Чапаевский химико-технологический техникум», самостоятельно не имеет финансовой возможности на содержание недвижимого имущества. На капитальный ремонт здания выделение финансовых денежных средств Министерством образования и науки запланировано на <Дата обезличена> годы. Учреждением подготовлены сметы по капитальному ремонту здания, на все сметы имеется положительное заключение государственной экспертизы <Номер обезличен>от <Дата обезличена>.
Выслушав мнение сторон, изучив представленные документы, суд считает, что исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки <Адрес обезличен>, Департаменту имущественных отношений <Адрес обезличен> об обязывании принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно Паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры ГБПОУ «<Данные изъяты>» г.о.Чапаевск известно, что ОСИ признан временно не доступным для инвалидов и других МГН на объекте. Для решения вопросов доступности для всех категорий инвалидов в качестве безусловно обязательных мер требуется: оборудовать санитарно-гигиенические помещения, установить информацию об ОСИ у входа на территорию, обозначить на схемах наиболее оптимальные пути движения к зоне целевого назначения. Для обеспечения доступности объекта для инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата требуется: реконструкция ступеней главного входа, установка кнопки вызова персонала, установка оградительных поручней на входной площадке главного входа, установка нормативных поручней вдоль стен внутри объекта. Для обеспечения условной доступности объекта для инвалидов с нарушениями слуха требуется: выделить в помещении не менее 5% специально оборудованных мест с возможностью усиления звука, а также организовать сурдоперевод при оказании услуг. Для обеспечения частичной доступности объекта для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, требуется: комплексное оборудование входа для инвалидов на креслах-колясках с установкой нормативного пандуса в здание с обеспечением информационного сопровождения на территорию, установить бортики на путях движения, выделить кабинеты, максимально приближенные ко вновь организованному входу, с обустройством всех функциональных помещений. Для обеспечения доступности для инвалидов с нарушением зрения на первом этапе требуется: организовать ситуационную помощь на всех зонах, что обеспечит условную доступность объекта, организовать комплексное развитие системы информации на объекте использованием контрастных цветовых и тактильных направляющих на всех путях движения и на прилегающей территории. Период проведения работ – по мере выделения денежных средств в <Дата обезличена> гг.
Прокуратурой г.о.Чапаевск директору ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» <Адрес обезличен> <Дата обезличена> внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, а именно: принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Согласно сообщению директора ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» от <Дата обезличена> известно, что с целью устранения допущенных нарушений законодательства Учреждением приняты меры: для обеспечения доступности инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, для инвалидов, передвигающихся на креслах - колясках, реконструкция ступеней главного входа, установка оградительных поручней на входной площадке главного входа включены в план капитального ремонта здания учебного корпуса ГБПОУ «ЧХТТ». Выделение финансовых средств министерством образования и науки <Адрес обезличен> запланировано в <Дата обезличена> году.
Для установки поручней вдоль стен внутри объекта, организации мест с усилением звука, сурдоперевода необходимо приобретение и установка дополнительного оборудования и дополнительные финансовые затраты; для оборудования санитарных комнат для маломобильных граждан; необходимо дополнительное обследование по технической возможности переоборудования существующих санузлов, а также дополнительное финансирование; для организации информационного сопровождения от входа на территорию, установления бортиков на путях движения, обустройства всех функциональных помещений необходимо дополнительное финансирование.
Согласно Договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об использовании имущества <Адрес обезличен> на праве оперативного управления известно, что Департамент имущественных отношений <Адрес обезличен> передало в оперативное управление ГБОУ <Адрес обезличен> «Чапаевский химико-технологический техникум» здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.
Анализируя представленные доказательства, суд исходит из их оценки в совокупности, относимости, допустимости и достаточности для принятия судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со ст.ст. 2, 20 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст.9 Конвенции о правах инвалидов от <Дата обезличена>, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от <Дата обезличена> № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от <Дата обезличена> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п.п.1, 5, 6 ч.1 ст.15 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание ГБПОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» не оборудовано нормативными пандусам при входе в здание, в здании учреждения не установлены контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения, поверхность вводных площадок и тамбуров не оборудована твердым покрытием.
В соответствии с п.16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальные условий.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 79, п. 3 ст. 55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимся (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. В соответствии с п.3 ст.79 Закона об образовании под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Минстроя России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно п.6.1.2 СП 59.13330 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5 %).
В соответствии с п. 6.4.1 СП 59.13330 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).
На основании п. 6.1.4 поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2 %.
Суд считает, что исполнение требований по обеспечению доступности здания является обязанностью учредителей: Министерство образования и науки <Адрес обезличен>, Департамент имущественных отношений <Адрес обезличен>. Суд учитывает, что ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>», расположенное по адресу: г.о.<Адрес обезличен>, не имеет собственных источников финансирования, целью Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и по программам профессионального обучения. По этому основанию на ответчиков: Министерство образования и науки <Адрес обезличен>, Департамент имущественных отношений <Адрес обезличен>, надлежит возложить обязанность принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья; надлежит обязать Министерство образования и науки <Адрес обезличен>, Департамент имущественных отношений <Адрес обезличен> принять меры по оборудованию здания учреждения нормативным пандусом при входе в здание; установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения; оборудовать поверхность входных площадок и тамбуров твердым покрытием.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Самарской области, Департаменту имущественных отношений Самарской области об обязывании принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ Самарской области «<Данные изъяты>» оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья - удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Самарской области, Департамент имущественных отношений Самарской области принять меры по обеспечению доступности здания ГБОУ <Адрес обезличен> «<Данные изъяты>», расположенного по адресу: г.о.<Адрес обезличен>, оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- оборудовать нормативный пандус при входе в здание;
- в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения;
- поверхность входных площадок и тамбуров оборудовать твердым покрытием.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья Чапаевского городского суда
Овсянников С.В.
Мотивированное Решение изготовлено
11 сентября 2021 года
Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в гражданском деле № 2-1228/21
УИД 63RS0<Номер обезличен>-25